
В Петербурге обсуждают передачу «Ленфильма» в ведение города. В очередной раз разговоры об этом начались после обращения режиссера Александра Сокурова к Владимиру Путину. Считается, что именно он должен поставить точку в вопросе и одобрить новый план спасения киностудии.
«Мы пытаемся спасти студию, но без помощи государства добиться этого очень сложно. <…> Когда Владимир Владимирович [Путин] был в Петербурге на вечере памяти Анатолия Александровича Собчака, я лично доложил о ситуации, которую надо помочь разрешить», — рассказал 21 февраля Александр Сокуров ТАСС. Он добавил, что киностудия, которая пережила блокаду, сейчас находится в критическом состоянии.
По словам Сокурова, перед главой государства стоит много других важных задач, но режиссер надеется, что на «Ленфильм» время у президента найдется. О каких-то конкретных действиях по оздоровлению киностудии Сокуров не упомянул, лишь заметил, что сейчас нужно понять, какие именно будут эффективнее.
Спасали киностудию трижды
Сокуров подчеркнул, что трижды или четырежды уже обращался к Владимиру Путину с просьбой спасти старейшую киностудию страны. Например, в 2011 году, когда правительство размышляло о передаче ее в состав холдинга «Система Масс-медиа», объединяющего медиаактивы Акционерной финансовой корпорации «Система». Сокуров тогда выступал против и на встрече с Путиным говорил, что за 20 лет в студию как в государственное учреждение не вложили ни копейки. «Чтобы реанимировать по-настоящему, создать настоящую, большую серьезную студию, нужно где-то около 2 миллиардов», — рассуждал Сокуров.
После этого, в 2013 году, под государственные гарантии в банке ВТБ, киностудии дали кредит на десять лет — 1 млрд 530 млн рублей. Почти весь он ушел на оплату оборудования — в 2014 году киностудия купила съёмочную технику и технику для постпродакшена на 13 млн евро. Как раз тогда подскочил курс, и зарубежное оборудование резко подорожало. После покупки его полностью так и не установили, часть просто убрали в подвал.
Спустя 10 лет московская звукозаписывающая компания Flysound попыталась реанимировать купленную технику и организовать современную студию звукозаписи. Недавно компания объявила о прекращении сотрудничества с «Ленфильмом», так как киностудия в одностороннем порядке изменила соглашение. Описывая итоги своего сотрудничества с «Ленфильмом», в компании заметили, что когда они начинали работать, то нашли в подвалах «безнадежно устаревшее» оборудование. Озвучку для фильмов на тот момент можно было записывать, лишь когда по Кронверкскому проспекту не ехал трамвай. В соцсетях Flysound рассказали, что за эти годы столкнулись с бюрократией на киностудии и проблемами с организацией входа на территорию: охранники грубили клиентам, которые приезжали на запись в нерабочее время. А ответственные сотрудники студии, наоборот, уходили домой посреди важной записи для Netflix, так как рабочий день закончился.
В 2020-м пришлось снова спасать «Ленфильм», и правительство выделило киностудии 1,5 млрд рублей, чтобы погасить долг перед банком. В 2021 году, чтобы восстановить платежеспособность «Ленфильма», киностудия продала десять ранее принадлежавших ей гектаров земли на улице Тамбасова. На тот момент директор Федор Щербаков называл участок, где ранее проходили съемки, непрофильным активом. Сейчас на этом месте уже достраивается жилой комплекс.
В начале 2023-го председатель совета директоров студии Федор Бондарчук отчитался о выходе из кризиса: прибыль составила 5 млн рублей. Буквально через месяц в арбитражный суд Петербурга обратилась компания «Кино Сити» с требованием возврата 114 млн рублей. Компания бывшего директора киностудии Эдуарда Пичугина купила за свой счет оборудование и рассчитывала, что взамен ей дадут возможность безвозмездно пользоваться киностудией. Однако после очередной смены руководства «Ленфильма» договоренности перестали действовать, и компания обратилась в суд. Минувшей осенью он встал на сторону «Кино Сити», а «Ленфильм» снова оказался в долгах.
Из Петербурга виднее
В конце декабря 2024-го в «Ленфильме» снова произошли кадровые изменения — директором назначили Надежду Андрющенко. По словам собеседников «Фонтанки», именно тогда начались активные обсуждения того, что выходом из ситуации могла бы стать передача киностудии в ведение города.
В конце января 2025-го Союз кинематографистов Санкт-Петербурга обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину и губернатору Александру Беглову с просьбой рассмотреть такую возможность. «Последние годы киностудию возглавляли исключительно присланные из Москвы начальники, однако ни один из них так и не смог вывести „Ленфильм“ из кризиса. В Петербурге есть достойные люди, которые знают, что делать для того, чтобы „Ленфильм“ снова стал большой кинофабрикой. Мы уверены, что властям Петербурга будет проще следить за руководством студии», — рассказал газете администрации города «Петербургский дневник» ответственный секретарь петербургского Союза кинематографистов России Александр Бабаян.
«Фонтанке» Бабаян сообщил, что пока в союзе на письмо не получили ответа, однако он подтвердил, что обсуждение идет — предварительно принято решение, что передача возможна, но лишь после погашения долгов. «Город готов заняться судьбой киностудии. Сейчас идут консультации, как будут погашены долги — даст ли Министерство культуры субсидию на погашение долга. Это небыстрый процесс», — сообщил он.
В самой киностудии «Ленфильм» на запрос «Фонтанки» не ответили. Впрочем, сразу после обращения Сокурова к Владимиру Путину директор Надежда Андрющенко посетила министра культуры Ольгу Любимову. В Минкульте после этого выпустили релиз: киностудию собираются превратить в культурный кластер и сделать местом притяжения молодежи, а министерство готово оказать всестороннюю поддержку.
Сейчас сложно сказать, насколько близка гипотетическая передача студии городу. По информации «Фонтанки», соответствующий интерес у Смольного есть, но реальных переговоров не было.