
Компания «Бамтоннельстрой-Мост» стала основным собственником АО «Метрогипротранс», которое в том числе проектирует подземку для Петербурга. Это серьезная заявка перед запуском новых участков.
По данным «Фонтанки», сделка состоялась на днях. Соучредитель и управляющий партнер «Метрогипротранса» Валерий Абрамсон подтвердил «Фонтанке», что контрольный пакет теперь у ГК «Бамтоннельстрой-Мост». По его словам, появление в собственниках компании крупного игрока с федеральными проектами в портфеле заказов позволит и «Метрогипротрансу» расширить спектр применения своих компетенций.
Кто купил
«Бамтоннельстрой-Мост» («БТС-Мост») — компания Руслана Байсарова с более чем 20-миллиардным оборотом за 2023 год. В портфолио — федеральные проекты и знаковые стройки в различных регионах: мосты (например, на остров Русский во Владивостоке или через Оку), тоннели Байкало-Амурской магистрали, трансграничные пункты на Амуре, портовые и аэропортовые объекты и другие. В части метро компания занималась строительством Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линий, а также строила участок в Новосибирске «Маршала Покрышкина» — «Березовая Роща», сейчас работает в Красноярске.
В Петербурге «БТС-Мост» стал первой после «Метростроя Северной столицы» (МССС) компанией, которая получила подряд на полный комплекс проектирования и строительства объекта подземки, пусть и на субподряде у МССС. Речь идет о депо «Красносельское».
На фоне этого, а также высказываний первых лиц города, возникла версия, что именно «БТС-Мост» станет вторым генподрядчиком города по строительству метро, особенно учитывая озвученные масштабные планы. Ей могут достаться объекты, которые не входят в контур контракта города с МССС. Например, бытует мнение, что БТС-Мост будет строить южное направление — от «Проспекта Ветеранов» к «Пулково» и «КВЦ Экспофорум», для которого требуется федеральное софинансирование.
В самой компании на вопросы «Фонтанки» ранее отвечали, что готовы участвовать в городских инфраструктурных проектах, однако никакой конкретики по объектам не давали.
Что купили
«Метрогипротранс» (МГТ) — компания с 92-летней историй, крупнейший проектировщик метро — например, московского и ленинградского. В портфеле компании — 22 метрополитена в мире, все 16 советских, 205 из 258 московских станций, 2 100 км тоннелей и 1 850 мостов, 15 тыс. км железных дорог и 100 км дорог, 770 км ВСМ Москва — Казань, а также аэропортовые терминалы.
В последние годы МГТ — один из двух традиционных подрядчиков города (и «Метростроя Северной столицы») на проектирование подземки, наряду с «Ленметрогипротрансом» (ЛМГТ). Несмотря на формальную аффилированность (у МГТ есть небольшая доля в капитале ЛМГТ), они получали здесь контракты в жесткой конкуренции друг с другом, переходящей в корпоративные конфликты и судебные разбирательства.
Отношения с заказчиком у обоих сложно назвать безоблачными. «Метрогипротранс» недавно лишился двух контрактов, которые город разорвал в одностороннем порядке (на коричневую линию до «Сосновой Поляны» и на фиолетовую до «Шуваловского проспекта»). Хотя и избежал попадания в реестр недобросовестных поставщиков, доказав, что предпринимал действия для исполнения работ и изменения сроков. «Ленметрогипротранс», напротив, расторг контракты со своей стороны, так как не видел возможности исполнить их из-за действий города. После этого начались многочисленные суды, в которых заказчик понуждал его закончить работы, а ЛМГТ выдвигал свои требования. Они не закончились до сих пор.
На фоне этого город заявил, что создает своего проектировщика — дочернюю компанию «Метростроя Северной столицы» под названием «Метропроект». Смольный намерен наращивать ее компетенции, привлекая, впрочем, субподрядчиков. Из последнего — ЛМГТ для Петербурга проектировал зеленую линию до «Каменки». МГТ продолжает коричневую линию от «Путиловской» до «Каретной», саму «Путиловскую» и «Казаковскую» тоже проектировал он.
Что это означает?
Фактическое объединение «БТС-Моста» и «Метрогипротранса» намекает, что компания Байсарова всерьез нацелилась на петербургский рынок. Теперь это полноценный конгломерат с проектными компетенциями, которые тому же «Метропроекту» еще только предстоит набрать. Из действующих в Петербурге игроков это теперь единственная компания, которая прямо сейчас может своими силами выполнить заказ на проектирование и строительство значительного участка метро. «Пулковский» сценарий, при котором «БТС-Мост» будет исполнителем на южном направлении метростроения, становится еще более вероятным — особенно на фоне занятости МССС другими строящимися участками.
При этом интересы «Бамтоннельстрой-Моста» и «Метрогипротранса» шире, чем городское метро (строго говоря, в Петербург они в новейшей истории пришли лишь несколько лет назад). Руслан Байсаров в последнее время присутствует на совещаниях федерального уровня по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. На них обсуждается не только подземка, но и концепция железнодорожного узла, ВСМ Москва — Петербург, путепроводы через железнодорожные пути, концессионный мегапроект Широтной магистрали скоростного движения. В частности, у «Фонтанки» есть основания утверждать, что «БТС-Мост» небезразличен к той части проекта ШМСД, которая связана с разводным мостом через Неву.
Есть и еще один нюанс. «Фонтанка» подробно рассказывала, как «Метрогипротранс» несколько лет назад пытался реанимировать в городе проект Орловского или Среднеохтинского моста. Обсуждалась обновленная трассировка, готовились предпроект и обоснование.
Несмотря на то, что МГТ тогда заручился поддержкой могучего ВЭБ, все утонуло в неуверенности города: он требовал, чтобы сам «Метрогипротранс» провел исследование транспортных потоков и посчитал модель — то есть, по сути, доказал Смольному нужность тоннеля. Ничего не состоялось.
Тем не менее Орловский тоннель продолжает фигурировать в генплане и в озвученных правительством города планах по пятерке переправ через Неву. Большой Смоленский мост вовсю строится, этап ШМСД с мостом в створе Фаянсовой улицы начнут строить летом. Обоснование под Арсенальный мост в составе трассы М-7 и Ново-Адмиралтейский мост готово, оба проекта имеют отношение к ВТБ. Пятая переправа — это как раз тот самый Среднеохтинский (Орловский) тоннель. Учитывая, что остальные проекты уже двинулись в той или иной степени, не исключено, что «БТС-Мост» с «Метрогипротрансом» смогут вернуть его в повестку.