В Фонтанном доме 22 февраля состоялось торжественное вручение премии Андрея Белого за 2024 год. Старейшая негосударственная литературная награда России, учрежденная еще в 1978 году, называла имена лауреатов еще на московской книжной ярмарке «non/fiction», но награды они получили только теперь, в Петербурге.
В 2024 году лауреатами Премии Андрея Белого стали девять человек в семи номинациях. Приз в каждой номинации не менялся со времен основания: это рюмка водки, рубль, памятный диплом и яблоко. Некоторые победители стремились приз принять не целиком, ссылаясь на трезвый образ жизни, или выбирали отдать его жидкую часть родным или ценителям творчества. Ценители находились незамедлительно.
В номинации «Поэзия» отмечен Пётр Чейгин (Санкт-Петербург) за книгу стихов «Зона жизни» (М. ; СПб.: Т8 Издательские Технологии / Пальмира, 2024). В ней собраны избранные стихи за огромный период — с 1967 по 2023 годы, так что, можно сказать, и премия присуждается по совокупности заслуг Чейгина перед современной поэзией. Критики отмечают, что Чейгин пишет пейзажи петербургских окраин и наполняет стихи воздухом Города, редко называя его напрямую.
В номинации «Проза» награждена Наталья Явлюхина (Москва) — за книги «Иониты» (М.: Горгулья, 2023) и «Цикады холода (дневник наблюдений за климатом)» (СПб.: Jaromir Hladik press, 2024). «Иониты», цитируя саму писательницу, — «химерический текст, двигающийся как робособака с простреленными коленями, представляет собой, хочется верить, смесь мертвого достоинства и ужаса, которая Не Сдается», и еще — дань памяти деревне, проглоченной мегаполисом. «Цикады холода», «где скука разозлилась на саму себя», не менее экспериментальны, и опять с городской окраины и об утратах, которые теперь могут проявиться только во сне.
За гуманитарные исследования отмечены два автора. Первая — Екатерина Андреева (Санкт-Петербург) с книгой «Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2023). Это переработанный и дополненный конспект цикла лекций о новейшем искусстве, которые Андреева читала двадцать лет назад: Малевич, Кабаков, Новиков, Поллок, Уорхол, Кляйн, критика на них, даты важнейших выставок, контекст эпохи. Первое издание книги увидело свет в 2003 году, так что на этой книге успело вырасти уже целое поколение искусствоведов.
Также за гуманитарные исследования награжден Александр Степанов (Санкт-Петербург) — за книги «Очерки поэтики и риторики архитектуры» (М.: Новое литературное обозрение, 2021) и «Театр эллинского искусства» (М.: Новое литературное обозрение, 2023). Степанов тоже вырастил немало теоретиков искусства — в первую очередь как преподаватель Академии художеств. В «Очерках поэтики и риторики архитектуры» он размышляет о значимых чертах облика зданий разного назначения в разное время и о том, как именно архитектору приходит в голову образ здания. В «Театре эллинского искусства» главное — постулат, что вся жизнь Эллады была в театре и театром, вся открытая и вся напоказ, а значит, перед эллинскими творцами стояли задачи художников театра. В обоих книгах принципиально нет иллюстраций, что очень нетипично для искусствоведческих книг. Степанов считает, что нужно размышлять, не сверяясь с иллюстрацией, сначала думать о смысле, а уж потом, подумав, видеть уже целое, а не детали для анализа.
В номинации «перевод» награжден Владимир Емельянов (Санкт-Петербург) с книгой «Шумеро-аккадский эпос Нинурты» (М.: Наука, 2023). Это самый древний змееборческий эпос в мире, и Емельянов первым в мировой науке собрал разрозненные фрагменты текстов о подвигах бога земледелия Нинурты и показал связь этого текста с аграрным мифом. Емельянов подчеркнул, что не хотел никак стилизовать перевод, хотел избежать и архаизмов, и неологизмов. Член жюри Татьяна Баскакова, представляя Емельянова, отметила, что его работы — идеал здорового буквализма в переводе.
Как гуманитарный проект отмечен литературный журнал «Волга»: Анна Сафронова, Алексей Александров (Саратов). «Волга» начала выходить в Саратове в 1966 году, печатала Набокова, Платонова, Солженицына, отдельным специальным выпуском опубликовала «Сына Человеческого» Александра Меня. Особенность современной «Волги» не только в независимости и любви к смелому андеграунду, но и в ориентированности на сквозное чтение. В наградной речи Александров подчеркнул, что, будучи «толстым» литературным журналом, Волга во многом наследует традициям самиздата, особенно ленинградского.
Международная номинация Премии Белого за заслуги была присуждена Корнелии Ичин (Белград), сербской славистке, исследовательнице российского поэтического авангарда, переводчице обэриутов — и в целом более чем семидесяти русскоязычных авторов с начала ХХ века до наших дней. В своей речи Ичин подчеркнула свое еще университетское знакомство с Кривулиным, Соснорой и Сашей Соколовым, напомнила, что андерграундные премии призваны возвращать внимание к творчеству как таковому.
За заслуги перед литературой награжден Герман Лукомников (Москва). Это поэт-игрок, актер, мастер палиндромов, тавтограмм, центонов, — то есть, так называемой комбинаторной поэзии. Впрочем, когда захочет, Лукомников бывает очень серьезным. Доказательство тому — подборка в первом номере журнала «Волга» за 2023 год Новые стихи — Журнальный зал. Фигура Лукомникова сегодня — воплощение поэзии как витальной силы, — отметил поэт Дмитрий Григорьев в речи, представляющей номинанта.
— Ко мне всегда относились как к маргиналу, и меня это полностью устраивало. Я по определению антилауреат, — заявил Лукомников. — И вот я получаю престижнейшую в русскоязычном пространстве премию Белого. Этого не может быть. Я счастлив, да, но и озадачен. Возможно, какие-то последние времена настали.
Напомним, судьба Премии Андрея Белого оказалась под вопросом после того, как в 2023 году умер второй из учредителей, Борис Останин (другого основателя — Бориса Иванова — не стало еще в 2015 году). Сначала звучало, что премия прекратит свою работу: об этом заявила председатель общественного совета Центра Андрея Белого Мария Зильбербург, исходя из того, что без основателей некому будет назначать новых членов жюри. Однако, со слов членов жюри 2023 года и членов попечичительского совета, Останин в последние дни выразил желание, чтобы премия не прекращалась с его смертью.
За 2024 год лауреатов выбирало жюри в составе: Наталия Азарова, Алексей Конаков, Кирилл Корчагин, Александр Чанцев, Михаил Бордуновский, Татьяна Баскакова; в номинации «Гуманитарные исследования» — Василий Успенский и Елена Скрипкина. Таким образом, по сравнению с прошлым годом было добавлено четыре новых имени: Татьяна Баскакова, переводчица Беньямина и Целана, лауреат 2008 года, главред журнала «Флаги» Михаил Бордуновский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Василий Успенский и режиссер Елена Скрипкина. При этом на сайте премии появился подраздел «Эксперты», где как раз значатся Успенский и Скрипкина, тогда как Бордуновский и Баскакова — в основном составе жюри.
Елена Нещерет, специально для «Фонтанки.ру»