
В петербургском парламенте обсудили варианты правового регулирования работы курьеров. Больше всего депутатов возмущает то, что доставщики гоняют на электровелосипедах по тротуарам, и именно с этим они хотят бороться через изменения в ПДД. Представитель курьерских компаний в ответ предложил прописать требования к доставщикам в городских нормативных актах — так уже сделали в Москве, а департамент по транспорту там даже тестирует самих курьеров на знание правил.
Как заявили в комиссии по транспорту городского парламента, по дороге на заседание, где планировалось обсуждать курьеров, эксперта комиссии как раз сбил с ног один из них. Судя по отсутствию синяков на всех приглаженных экспертах, больших травм пострадавший не получил. Впрочем, вероятно, степень накала эмоций это происшествие увеличило. Во время обсуждения специалист Дмитрий Попов назвал ситуацию полной «шляпой» и заметил, что если ситуацию не изменить, то курьеров начнут бить уже в этом сезоне.
Что хотят депутаты
Попов заметил, что в первую очередь ситуация касается тех курьеров, которые ездят на электросамокатах. Большая часть из них, вероятнее всего, по факту являются мопедами — то есть мощность двигателя у них выше 0,25 кВт. Один раз, заметил он, при проверке в рамках рейда МВД было выявлено, что электросамокат оказался даже не мопедом, а мотоциклом, такой мощный двигатель у него был встроен. Он предложил, чтобы велосипедом считалось только то средство, которое передвигается за счет кручения педалей.
В проекте обращения комиссии к министру транспорта Роману Старовойту с просьбой внести изменения в ПДД указаны более мягкие требования. Там предлагают описать электровелосипед как транспортное средство с электродвигателем мощностью не выше 0,25 кВт и имеющее педали. Также депутаты хотят запретить обычным велосипедам передвижение по тротуарам со скоростью свыше 10 км/час. Таким образом, возможность ездить на велосипеде по тротуару у доставщиков останется — но они обязаны будут крутить педали в умеренном режиме.
Следить за этим, вероятно, придется представителям МВД. В петербургском главке идею депутатов поддержали.
«Пора действовать в сторону ужесточения требований по управлению электровелосипедами», — сказала представляющая ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Нина Исакова. Полиция, рассказали ее коллеги, готовит профилактические мероприятия, направленные на пресечение нарушений доставщиками на велосипедах. Однако в МВД предполагают, что в итоге курьеры могут уйти от ответственности, заявив, что мотором не пользуются. При этом в МВД уверены, что 80 процентов электровелосипедов являются мопедами.
Глава комиссии по транспорту депутат Алексей Цивилев добавил, что за 9 месяцев прошлого года в Петербурге произошло свыше 900 ДТП с участием велосипедов с электродвигателем, 25 из них — с летальным исходом. Ранения получили 926 человек. 42 процента ДТП из перечисленных случились с участниками сервисов доставки.
Если менять ПДД, нужна хоть какая-то альтернатива
За доставщиков на заседании отвечал президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России «МАКС» Александр Митюков. По его словам, в Петербурге электровелосипеды для доставки используют 14 тысяч курьеров (в Москве —35–40 тысяч). В столице сейчас проводят эксперимент, добавил он. Во-первых, чиновники тестируют всех курьеров на знание ПДД, во-вторых — введены единые требования к самой технике. Такой же эксперимент он предложил провести и в Петербурге: прописать в локальных актах, какие велосипеды можно использовать, а какие — нельзя.
По факту, заметил Митюков, запрета на движение по тротуарам сейчас нет. «У нас нет такой нормы, что курьер не может ехать по тротуару. Он едет по тротуару, когда у него есть препятствие на дороге. Это четкие требования ГИБДД», — заметил он.
«Разговор идет про изменение ПДД. А значит, речь не только про курьерские электровелосипеды, попадают под это все электровелосипеды в принципе, в том числе и прогулочные. Готовы к этому в городе, что все прогулочные велосипеды выйдут на правую сторону дороги? Курьеры ведь не умеют пока летать. Вы представляете, как вырастет трафик и резко в гору пойдет статистика с тяжелыми ДТП? Что мы будем делать в этом случае?»
По словам главы ассоциации, службы доставки готовы вкладываться в создание инфраструктуры, как только такую возможность им предоставят в городе.
Более того, по словам Митюкова, если запретить совсем курьеров на электровелосипедах, они пересядут на машины, а это увеличит трафик и еще и стоимость доставки. При этом, добавил он, количество доставок растет с каждым годом — в этом году вырастет процентов на 15.
В комитете по транспорту предложение ассоциации последовать опыту Москвы не стали комментировать, однако, по информации «Фонтанки», в ближайшее время чиновники и ассоциация подпишут меморандум о взаимодействии, чтобы описать хоть какой-то формат сотрудничества. Инициативно же компании собираются пронумеровать транспортные средства курьеров и повесить на них средства ограничения скорости.
Курьеры-одиночки
Одна из проблем, которая не поддается регулированию со стороны компаний, — это так называемые курьеры-одиночки. Такие доставщики устраиваются в качестве ИП, являются не подчиненными сотрудниками, а партнерами, и чаще всего они приходят со своими транспортными средствами на работу. Такие средства передвижения как раз чаще всего оказываются несертифицированными. Всего 15 процентов курьеров используют электросамокаты от шеринговых компаний. Депутаты уверены, что таким образом компании по доставке уходят от уплаты налогов.
По словам Митюкова, в рамках сотрудничества с ИП компании не могут диктовать условия, на каких именно велосипедах те будут доставлять товар. Однако, по его словам, если это пропишет город, компании подчинятся. Он не стал распространяться, в чем причина таких юридических уловок.
«Не все те меры, которые сегодня были озвучены, могут быть применены, в том числе, к курьерам. Конечно, внутри компаний работают балльная система, мотивирующие внутренние корпоративные программы, но вот прямо чтобы такая ответственность, о которой сегодня говорили законодатели… наверное, это как бы сложно», — заметил он.
Впрочем, по словам главы ассоциации, принцип взаимоотношений курьеров и служб доставки сейчас рассматривает Госдума. И уже в ближайшее время в этой правовой неопределенности будет поставлена точка, добавил он.