Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Охота на мамонта. Российский БАЗ целится на трон европейских грузовых королей

Охота на мамонта. Российский БАЗ целится на трон европейских грузовых королей

25 384
Охота на мамонта. Российский БАЗ целится на трон европейских грузовых королей | Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Охота на мамонта. Российский БАЗ целится на трон европейских грузовых королей | Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Если MAN и SCANIA решат вернуться на площадку в Шушары, где до 2022 года они собирали свои грузовики, то им придется искать пристанище в другом месте. Насиженная локация уже занята: здесь вовсю идет подготовка к серийному запуску отечественного тяжеловоза БАЗ, который разработан специально под сложные российские условия и амбициозно целится заместить внедорожную технику «большой семерки».

На то, чтобы это стало возможным, завод направил 12,5 миллиарда рублей. До конца 2025 года здесь планируют собрать 200 грузовиков БАЗ, проектную высоту в 2 тысячи намерены взять уже в 2028-м. «Фонтанка» посмотрела, как «Романов» готовится к старту.

Закулисье возрождения

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Несмотря на то, что конвейер еще стоит, на заводской площадке людно: в одном секторе рабочие варят кабину, в другом испытатели тестируют ABS (антиблокировочную систему колес).

— К серийному производству нужно готовиться — сделать оснастку, посчитать такты (ритм и последовательность выполнения операций на сборочных линиях. — Прим. ред.) Вот сейчас, видите, идут испытания, участвует и группа инженеров. Если есть замечания, мы их дорабатываем — вносим изменения в металле, — объясняет Дмитрий Лебедев, руководитель департамента инжиниринга.

В общей сложности автомобилю нужно успешно пройти 34 испытания: тормозные усилия, обзорность, электромагнитную совместимость, заднее защитное устройство. Краш-тесты кабина уже прошла: два подопытных образца помечены соответствующей этикеткой.

— Оценки всего две: прошел или не прошел. Машина никуда не врезается, специальные устройства по ней бьют спереди, сбоку, кладут определенную массу на крышу. И в конце в кабину сажают манекен: если его жизненное пространство не задето, значит, все, испытание пройдено, — объясняет инженер.

До запуска в серию автомобилям остался буквально один шаг: как только будет получен сертификат, его ожидают в мае–июне, конвейеру дадут отмашку — «поехали!».

Поработали с недочетами

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Задумка построить отечественный проходимый тяжеловоз родилась задолго до того, как зарубежные производители грузовиков изъявили желание хлопнуть российской дверью.

— Мы начали в 2021 году с опытного образца, достаточно быстро его спроектировали и изготовили. Он был нужен для оценки запросов потребителей, — рассказывает Дмитрий Лебедев.

В процессе его разработки провели масштабную работу, к которой привлекли экспертов и целевую аудиторию, объясняют на заводе. Опытный образец создали всего за 15 месяцев. Требования и ожидания возможных покупателей на тест-драйве оценивали эксплуатанты, специализированные надстроечные компании и маркетологи.

Покататься на опытном образце в мае 2023 года довелось и «Фонтанке» — по нашей просьбе за руль грузовика села автогонщица Илона Накутис. Не все тогда прошло гладко. Нарекания эксперта вызвали, в том числе, трудности с включением передач, синхронизация гидроусилителей.

Как объяснил главный инженер, с тех пор в грузовик внесли ряд изменений.

— Мы поработали с высотой — изменили центральные редукторы и сместили на 200 миллиметров вниз верхнюю полку лонжерона для удобства работы надстройщиков, улучшили подвеску. Над коробкой тоже поработали, теперь есть два варианта привода: обычный механический и электропневматический, где включение передач происходит посредством электроники, то есть с меньшим усилием, — перечисляет Лебедев.

«Слава богу, цех оставили»

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Уходя с площадки, MAN забрал с собой практически все что мог. «Слава богу, цех с линиями оставили, где можно краны подцеплять, кабины поднимать, стеллажи», — улыбаются на заводе. Тем не менее сборочный цех пришлось подстраивать под себя и вкладываться в его оснастку. Объем средств, вложенных в переустройство мощностей под себя, на заводе не раскрывают, но с гордостью предъявляют: теперь имеем свое заготовительное, сварочное, окрасочное и сборочное производство.

— Здесь будет полный цикл изготовления кабин и каркасов. Вот вы видите центральный конвейер: вот там появляется голая рама, проходит такой полукруг, и в конце получается машина. Сами делаем и кабину — варим каркас, частично его нарезаем здесь, готовим к покраске, красим, наносим герметики и защитные покрытия, после этого она идет на сборку, — показывает технический директор Виталий Луизов.

Особое внимание уделили модульному подходу и серийности конструкций передней части кабины, панелей, приборов и внешних элементов, что позволило упростить и удешевить производство.

Время сборочного цикла одного автомобиля заводчане пока держат в секрете. Но уже знают, какое количество должны собирать в сутки, чтобы к концу года выйти на запланированные 200 грузовиков. Уже к 2028 году конвейер разгонят на проектную мощность в 2 тысячи единиц.

В общей сложности «Романов», со слов руководителя департамента маркетинга Александра Бредихина, инвестировал в производство 12,5 миллиардов рублей, из них 8,3 млрд — кредитные ресурсы.

Конструктор на колесах

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Инженеры в шутку называют свое детище «конструктором», где на шасси, «фундамент» транспортного средства, крепятся все остальные системы: двигатель, трансмиссия, кузов. Модельный ряд включает шасси с разной колесной формулой — от 4х4 до 10х10, с грузоподъемностью 23 тонны при полной массе 36 тонн.

Кабину в зависимости от пожеланий заказчика можно установить как со спальным местом, так и без него, с низкой крышей, средней или высокой. В конструкцию заложены три типа шин — от 14R20 до 16R20. А вот надстройку, будь то буровая установка, лесовоз или кузов самосвала, заказчик монтирует самостоятельно под свои нужды.

— Наша техника предназначена для крайне тяжелых условий эксплуатации: на бездорожье, в удаленных уголках страны, для работы в суровых климатических условиях. Ранее эти потребности закрывали европейские производители: MAN, Scania, Volvo. С их уходом возникла необходимость создать собственное решение. В сегменте тяжелых полноприводных грузовиков наша продукция уникальна. Почти все потребности рынка мы закрываем, за исключением специализированных крановых шасси, совсем низких, где кабина располагается перед двигателем. Это достаточно сложно реализовать в текущей компоновке, но если будет большой спрос на такие, мы этим займемся, — отмечает Дмитрий Лебедев.

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
+3
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Оснастили автомобиль и инновационными решениями, например системой, которая позволяет подкачивать колеса, не выходя из кабины.

Детали в грузовике удалось импортозаместить на 90 %, отмечают инженеры: Ярославский моторный завод поставляет двигатель ЯМЗ-653 на 367 лошадиных сил и девятиступенчатую коробку передач ЯМЗ-1909, нижнекамский и белорусский заводы — шины «Кама» и «Белшина», омский концерн «Сатурн» — радиаторы, компания «ЗМТ-КОМ» из Набережных Челнов — раздаточные коробки, московский UNP — сиденья, Брянский автозавод — транспортные оси, тольяттинский «Август» — кондиционеры.

— Магнитола «ураловская», все электронные блоки управления двигателем — московской компании «Интэлма», производители из Беларуси поставляют лобовые стекла и интерьерный пластик, — перечисляет Лебедев.

На каждый элемент стараются иметь нескольких поставщиков. Не замещена, говорят на заводе, лишь незначительная часть компонентов, входящая в состав узлов от поставщиков.

Ставка на доступность запчастей

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

По стоимости машина, собранная в Шушарах, выйдет заметно дороже SITRAK и Shacman. Если цены на китайские грузовики колеблются в диапазоне 9–11 млн рублей, то в случае с БАЗ производители ориентируются на ценник от 16 млн. А вот машинам «большой семерки» он хоть немного, но уступает (например, Scania дешевле 20 млн сейчас найти почти невозможно), и на заводе уверены, что потребители предпочтут именно отечественную машину.

— Зарубежные автомобили не пользуются программами поддержки со стороны государства. Для клиента это означает дополнительные расходы на утильсбор, отсутствие субсидий по лизингу. Для нас все эти меры работают, и наши клиенты получат более выгодные условия покупки. Доля на рынке, на которую мы рассчитываем, — это порядка 15–20 % в премиальном ценовом сегменте, — говорит Александр Бредихин.

Кроме того, полагает он, в пользу отечественного грузовика сыграет возможность отремонтировать его в короткие сроки. Особенно если машина эксплуатируется в условиях Крайнего Севера или Сибири, вдали от сервисной поддержки, где каждый день простоя в ожидании запчастей — это потерянные деньги для владельца.

Пятку поднял — район потерял

Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»Источник: Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»
Источник:

Анастасия Барашкова / «Фонтанка.ру»

Производственную площадку в Шушарах ранее арендовала компания «Ман Трак энд Бас Продакшн Рус», «дочка» немецкого концерна Volkswagen. Совместно со «Скания-Питер» (также входит в Volkswagen) она учредила «Трак Продакшн Рус», которая собирала грузовики Scania и Man. В 2022 году производство прекратилось, активы передали местным дилерам, а само «Трак Продакшн Рус» объявило о ликвидации. С февраля 2024 года площадку сроком на пять лет арендовало АО «Романов». И даже если создатели европейских грузовиков передумают и захотят вернуться в Шушары, шансов у них практически нет, полагает Александр Бредихин:

— Это не так-то просто: площадки, которые ранее занимали эти бренды, заняты. Кроме того, им нужно будет инвестировать в производство в России, заново создавать все логистические цепочки поставки компонентов, сервисные сети. Это серьезные вложения, фактически с нуля все придется выстраивать, и это не позволит им резко войти в рынок и сразу достичь значительных показателей.

Потеряли западные бренды и дилеров: один из крупнейших дистрибьюторов ушедшей из РФ марки, по словам Бредихина, намерен сотрудничать с АО «Романов». Впрочем, раскрывать его имя до подписания соглашения он не стал.

Непросто будет европейцам найти и рабочих, считает Бредихин. Один только «Романов» уже трудоустроил около 500 человек. Среди них и бывшие сотрудники местных заводов Toyota и GM General Motors, которые до сих пор законсервированы. Уже сейчас средняя зарплата рабочего персонала на площадке перевалила за 120 тысяч рублей. К 2028 году, когда «Романов» возьмет планку в 2 тыс. машин, штат обещают удвоить, выйти на рынки Африки и Азии. О сроках достижения порога рентабельности, а тем более прибыли до старта серийного производства проекта на заводе решили не распространяться.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE88
Смех
HAPPY43
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
108
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5