Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль 25 февраля принес извинения нации за «путаницу и неудобства», вызванные объявленным им самим военным положением. Глава государства обвиняется в нарушении Конституции и законов путем объявления военного положения при отсутствии чрезвычайного положения в стране и игнорирования надлежащих процедур, таких как проведение заседания кабинета министров и уведомление парламента.
«Прежде всего я хочу сказать, что я сожалею и благодарен людям», — сказал он (цитата по Ренхап).
Юн утверждает, что его объявление военного положения было своего рода актом управления, призванным послать предупреждение оппозиционной партии в связи с ее неоднократными импичментами правительственных чиновников и попытками сократить государственный бюджет. В то же время Юн назвал «абсурдными» утверждения, что он отдал приказ об аресте политиков или удалении законодателей из здания Национальной ассамблеи.
Юн Сок Ёль вступил в открытое противостояние с частью политических сил в Южной Корее, объявив 3 декабря военное положение. Он объяснял это необходимостью «искоренить просеверокорейские силы» и «защитить конституционный порядок». Парламент Южной Кореи отменил военное положение в тот же день, когда оно было объявлено. Президент вынужден был извиниться, но протестующие и политики уже требовали импичмента. После этого руководство администрации президента подало в отставку. 31 декабря суд Сеула выдал ордер на задержание президента Юн Сок Ёля, которому объявлен импичмент в связи с введением им военного положения. После 3 января глава службы охраны президента Южной Кореи разрешил подчиненным стрелять в следователей.
Во вторник, выступая в Конституционном суде, Юн заявил, что сосредоточится на пересмотре Конституции в случае восстановления на посту, предположив, что он может уйти в отставку до окончания своего единственного пятилетнего срока.
«Я соберу волю народа и быстро добьюсь внесения поправки в конституцию, сделав все возможное для создания конституции и политической структуры, которые соответствуют изменениям в нашем обществе», — заявил он во время последнего слушания по делу об импичменте в суде.
«Если внесение поправок в конституцию и политическая реформа будут проведены правильно, я верю, что разобщенные люди объединятся в этом процессе», — сказал он и добавил, что, если это произойдет, «не будет никаких оснований цепляться за оставшуюся часть моего срока, гарантированного конституцией, и, если уж на то пошло, это будет большой честью».
Конституция Южной Кореи ограничивает полномочия президента одним пятилетним сроком, однако замечание Юна предполагает, что он мог бы принять призывы изменить ограничение до двух четырехлетних сроков и применить это правило к себе.
В своем 67-минутном заявлении Юн неоднократно отверг обвинения в мятеже, выдвинутые против него в связи с его неожиданным объявлением военного положения 3 декабря, сославшись на то, что, по его словам, небольшое количество войск вошло в здание Национальной ассамблеи той ночью, и на короткий промежуток времени — два часа.
Если его свергнут, страна должна будет провести внеочередные президентские выборы в течение 60 дней. Если его восстановят, он будет отбывать оставшийся срок до мая 2027 года.
Конституционный суд, как ожидается, к середине марта вынесет решение о том, следует ли поддержать или отклонить импичмент президенту в связи с кратковременным введением им военного положения в декабре.
Хотите больше быстрых новостей — подписывайтесь на наш официальный телеграм-канал «Фонтанка SPB online». Прямо сейчас там проходит розыгрыш айфонов и смарт-часов.