
В Петербурге собираются строить еще несколько скоростных номерных магистралей. Одна из них — трасса М-7 с мостом через Неву. Несмотря на то что никакой стройки еще нет, о ней уже много говорят. «Фонтанка» прикинула, как ее впишут в городской пейзаж.
О работе по планировке трассы губернатор Александр Беглов отчитался на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным, рассказывая про Арсенальный мост в створе одноименной улицы. «Отток из центра со Смольной набережной через Арсенальную набережную, туда дальше — Полюстрово, с выходом на Ладожский вокзал к Широтной магистрали, — описал он. — А слева мы уходим на Выборг».
Ладожский вокзал в массовом сознании связан с совсем другим мостом, который тоже вот-вот начнут строить, — в составе Широтной магистрали скоростного движения, где появится большая развязка на пересечении с Союзным и Энергетиков. Но через некоторое время мысль главы города в эфире телеканала «Санкт-Петербург» развил вице-губернатор Николай Линченко: «Трассировку мы замкнули. Не только ответвление, заезд в центр с новым Арсенальным мостом, который у нас в генплане предусмотрен, но и подключим в районе Ладожского вокзала уже к согласованному проекту Широтной магистрали. И у нас получится с вами реальный транспортный каркас».
Петербург и ВТБ подписали соглашение о намерениях по строительству магистрали М-7 на ПМЭФ-2023. Сам проект обсуждается с 60-х годов. Губернатор Александр Беглов по значимости сравнил ее с ЗСД, а новости о ней вызвали беспокойство у защитников Удельного парка. М-7 — одна из составляющих скоростного каркаса, который город намерен строить за свой счет и по концессии. Кроме нее, речь идет о Широтной магистрали, трассах М-32, М-49, М-1 и других.
Какая трасса у магистрали М-7
Более или менее представить себе эту трассировку помогает градпортал комитета по градостроительству и архитектуре, где по слоям разложены различные планы города — от далеких генплановских до уже оформленных в распоряжения. Ниже приблизительное изображение.
Судя по нему, план выглядит следующим образом. Для начала на левом берегу Невы реконструировать Таврическую улицу от Суворовского до Шпалерной и построить ее от Шпалерной до Невы.
Потом — тот самый Арсенальный мост, который переходит в Арсенальную улицу. Обоснование под него, как говорят в Смольном, готово, так что он на очереди — вслед за Большим Смоленским и ШМСД (где-то на той же стадии — Ново-Адмиралтейский мост на Васильевский остров).


По мере продвижения Арсенальной улицы к Чугунной (тоже придется реконструировать) с запада к ней через тоннель под железнодорожными путями подключат улицу Академика Лебедева. От Чугунной Арсенальную надо будет достроить до Полюстровского проспекта.


Полюстровский проспект приведет автомобилистов к Полюстровскому саду (по дороге пересекая соединение Ново-Литовской улицы и продолжения Кушелевской дороги). Именно там произойдет развилка. Западное ответвление — это как раз магистраль М-7, формально она только здесь и начинается как новый объект строительства (до сих пор поток шел по старым улицам, пусть их реконструируют и продлят). Восточное — это железнодорожный путепровод на Политехническую улицу с перспективой уехать на площадь Мужества.

М-7 идет дальше на север вдоль железнодорожных путей, пересекает Удельный парк; несмотря на, казалось бы, решенный вопрос, недавно Смольный сообщил, что еще определяется, как делать это — тоннелем или эстакадой, на градпортале отмечено и то, и другое. И, не сворачивая, продолжается дальше, вбирая в себя с запада поток от будущего продолжения Шуваловского проспекта.


Так магистраль доходит до Суздальского шоссе, незадолго до которого снова раздваивается. «Левое» щупальце — дальше на север и, не доходя до КАД, сворачивает на восток к Выборгскому шоссе, где строится принципиально важная развязка для выхода на Выборг, о котором говорил губернатор. Правое — огибает Шуваловский парк с юга в районе Заречной и Ольгинской улиц. Оба этих направления соединяет с севера еще одна улица, так что вокруг Парголово замыкается своеобразное кольцо.

Под землей и над землей
Количество искусственных сооружений на этой магистрали зашкаливает (на градпортале их отмечают красным). Даже если исключить сам Арсенальный мост и историю с Удельным парком, остаются:
путепровод и развязка там, где продолжение Арсенальной подключается к Полюстровскому;
тоннель у парка Лесотехнической академии;
тоннель на пересечении с Поклонногорской;
развязка на пересечении с Шуваловским проспектом;
тоннель под железной дорогой при повороте на Суздальское шоссе;
тоннель под железной дорогой при повороте к Выборгскому шоссе в районе Хабаровской;
развязка на пересечении с Выборгском шоссе.


Внутренние кольца
В Петербурге намерены достроить пару внутригородских колец. Например, есть более или менее умозрительная Центральная дуговая магистраль (ЦДМ), на схеме ниже она обозначена синим цветом. По очертаниям, она начинается от ЗСД по Богатырскому, затем доходит по проспектам до Индустриального и идет на юг до Народной, пересекает Неву по Володарскому мосту, в итоге по проспекту Славы и Ленинскому доходит до залива и подключается к Петергофскому шоссе. Магистраль М-7 пересекает это кольцо на севере в месте встречи с проспектом Испытателей, но там никакой развязки не значится.

Здесь же зеленым подсвечена внутренняя дуговая магистраль, и она как раз задевает Ладожский вокзал. На севере она выходит с Васильевского и Петроградки и по Маршала Блюхера доезжает до проспекта Энергетиков. Дальше дело техники — спуститься до развязок ШМСД и Большого Смоленского моста, по нему переехать на левый берег Невы и с помощью путепровода на Салова продолжиться дальше. «Фонтанка» рассказывала, чего для этого не хватает.

На схеме выше эта дуговая магистраль отмечена желтым (существующие объекты) и красным (запланированные). Можно подумать, что М-7 подключится к ней через пересечение Полюстровского и Маршала Блюхера, но опять же — искусственных сооружений, которые бы облегчили эту развязку, в градплане нет.


Зато по этой же схеме можно предположить, что план другой («Фонтанка» отметила этот вариант красным пунктиром): дойти от начала магистрали М-7 (у Полюстровского сада) вдоль железной дороги на восток до Бокситогорской улицы. Потом — на юг, опять же вдоль рельсов, вплоть до подключения к Широтной магистрали (одновременно дойти на восток до КАД). Это бьется с планами продлить Новороссийскую улицу и саму Бокситогорскую и объясняет слова Линченко о подключении к ШМСД. По сути, это означает создание еще одного большого полукольца с ЗСД, Широтной и выходом на М-7.