27 февраля художнику, денди, диджею и барабанщику группы «Кино» Георгию Гурьянову исполнилось бы 64 года. В 2026 году в доме на углу Литейного проспекта и улицы Некрасова, где Георгий жил с начала нулевых, откроется музей-квартира. Проект запускают наследники художника на средства, собранные благодаря аукциону, который прошёл осенью 2024 года. В фонде музея — уникальные фотографии, документы, репетиционные записи группы «Кино», музыкальные инструменты, живопись, костюмы Гурьянова — десятки тысяч единиц хранения. Пока квартиру оборудуют для музейных нужд, «Фонтанка» пообщалась с директором Санкт-Петербургской Новой Академии и руководителем проекта музея-квартиры Георгия Гурьянова Акимом Неароновым.

Прежде чем говорить о музеефикации квартиры Гурьянова, стоит начать с начала, а именно — с легендарных сквотов и с того, как нашему герою пришла мысль всё же осесть на Литейном. В конце 1980-х ленинградские художники, не состоявшие в Союзе художников и, следовательно, не имевшие «официальных» мастерских, освоили «самозахват» помещений, который в других европейских столицах процветал с 1970-х.
«В расселённых домах не отключали электричество и воду, так что нужно было только отыскать такой заброшенный дом, открыть его и, вселившись в одну из квартир, объявить ее своей мастерской, — рассказывает Аким Неаронов. — Так многие и сделали. Мастерские художников Гурьянова, Козлова, Мовсесяна, Снесаря, Захарова в домах 147 и 145 по набережной Фонтанки — яркий тому пример».

В пустующих домах художники находили роскошные квартиры с лепниной, каминами и завораживающими видами из окон, однако были и очевидные минусы: наведывались бродяги, сотрудники жэков, «нахрапистые коммерсанты». Художникам приходилось «держать оборону». При этом Георгий Гурьянов был эстетом, любил строгую красоту Петербурга и изысканные интерьеры, даже деньги от продаж картин тратил на приобретение старинной мебели и её восстановление, во всём стремясь к неоакадемической эстетике. Он трижды переезжал из одной мастерской в другую, каждый раз «вживаясь» в пространство, создавая там свою атмосферу, и к началу нулевых, став признанным мастером, устал от скитаний. Поиск «своего угла» растянулся почти на год.

«Георгий долго выбирал и часто советовался с моими родителями — Ольгой Тобрелутс и Андреем Хаасом, которые тоже в ту пору подыскивали себе жилище, — рассказывает Аким Неаронов. — Георгий рассмотрел множество вариантов, некоторые на первый взгляд были весьма шикарны, но часто его останавливали какие-то мелочи, детали, то, на что другие в погоне за метрами не обратили бы и внимания, и он отказывался от покупки. В конце концов он выбрал квартиру в доходном доме поручика запаса гвардейской кавалерии Шишкина».
Квартира находится в доме на Литейном, 38 (Некрасова, 1), на четвёртом этаже. По словам руководителя проекта, художнику в ней понравилось всё — расположение, классические пропорции комнат, форма окон, сохранившаяся лепнина и старая штукатурка. До конца своих дней Георгий занимался обустройством этой квартиры, работал над деталями интерьера своими руками. Например, находил в антикварных магазинах ветхие, иногда почти истлевшие основы столов, шкафов, стульев, чтобы специалисты выполнили реставрацию, резьбу или золочение. Все подобные находки относились к разным эпохам, и комплектами они стали именно по задумке и авторским эскизам Гурьянова. То есть мебель, которую вы увидите в музее-квартире, — не реплика конкретного мебельного гарнитура, почти всё преобразовано по авторским проектам художника. Так же обстоят дела с зеркалами: в квартире четыре зеркала с резным деревянным декором, сделанным по эскизам Георгия.

Вся площадь квартиры — 110 квадратных метров, в музее будут три основные экспозиционные комнаты: столовая, мастерская (она же гостиная) и спальня. Штукатурка, лепнина, убранство квартиры останутся в первозданном виде. По словам Акима Неаронова, реставрацию, по сути, уже сделал Георгий. Ведь, когда он купил квартиру, в ней не было даже пола, только балки — и художник восстановил паркет, тщательно выбирая дерево. Он также долго работал над штукатуркой, которая осталась с последней перестройки дома в начале XX века.
«Работы, которые мы ведём в квартире сейчас, крайне деликатные, это такие необходимые вещи, как система безопасности, установка видеокамер, система освещения экспонатов, — продолжает Аким Неаронов. — Реставрационные работы будут, но очень локальные: например, если на некоторых элементах мебели откололись фрагменты деревянного декора, мы их восстановим. В местах, где это возможно, установим экспозиционные витрины. Сама квартира останется практически в том же виде, как её задумал Георгий Константинович».

Идея — в том, чтобы гости чувствовали, будто пришли к Георгию Гурьянову в гости. Собственно, и сама мысль открыть в квартире музей посетила Акима Неаронова, когда он оказался там в 2021–2022 годах в рамках подготовки выставки Георгия Гурьянова «Куда ж нам плыть?», которая прошла в KGallery под кураторством Аркадия Ипполитова.
«Меня удивило, с каким трепетом, вниманием и с какой осторожностью наследники Георгия подошли к сохранению всего, что в этой квартире находилось», — вспоминает Аким. По его словам, художник сам сделал буквально всё для музеефикации: оставил большой архив документов, фотографий, артефактов эпохи, мебель, зеркала.
Сейчас коллекция музея прошла категоризацию: фотографии разделили на те, где только Георгий, где Георгий с кем-то и так далее. Только фотографий и документов в собрании музея — несколько десятков тысяч, а также есть элементы гардероба, живопись, музыкальные инструменты, барабанные палочки, коллекция рисунков Георгия и больше трёх коробок с его перепиской, в которых хранятся письма, ему приходившие, и письма, которые он писал, но не отправлял.

Коллекцию не получится показать целиком, поэтому экспозицию будут иногда обновлять.
«У нас планируется сменяющаяся экспозиция костюмов в личной спальне: Георгий был денди, и все его наряды — это искусство, — описывает будущий музей Аким Неаронов. — Костюмы в витринах мы дополним фотографиями Георгия, на которых он запечатлён в тех самых вещах, которые увидят зрители. В целом сюжетная линия рассказа о российской культуре недавнего прошлого и месте Георгия в ней будет общей, а материал мы сможем варьировать благодаря фонду музея. Хранение мы организуем вне квартиры, для него будет отдельная площадка».
Кроме того, у музея большой цифровой архив, в котором есть, например, уникальные репетиционные записи группы «Кино». А значит, возможны и открытия — и в музее заверили, что, если при оцифровке обнаружат нечто уникальное и новое для культурного наследия страны, об этом оповестят максимально широко.
Сколько будет стоить билет в музей, пока неясно наверняка, но обещают, что не дороже билетов в другие мемориальные музеи-квартиры Петербурга.
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».