
В Петербурге в 2024 году появились 37 новых школ. Одно из учебных заведений — лицей № 280 имени М. Ю. Лермонтова — оказалось совсем особенным. В нем совместили уважение к прошлому и идею воспитания новой научной элиты страны. Здесь высокотехнологичные лаборатории соседствуют с метлахской плиткой и нацарапанными посланиями корнетов на стенах.
«Фонтанка» посетила новую петербургскую школу, о которой уже идет молва, и внимательно осмотрелась. Нам захотелось снова на учебу.
Заведующая школьным музеем Оксана Хейлик — чуть ли не главный специалист по лермонтовским местам Петербурга. Она самым необычным путем стала частью команды лицея. Хейлик беспокоили строительные работы в здании на Лермонтовском, 54, ведь историей этого места она занималась давно — собирала документы, работала в архивах.
После обращений к Владимиру Путину, губернатору Александру Беглову и вице-губернатору Ирине Потехиной ее пригласили на встречу, где была и директор тогда еще существовавшего только на бумаге лицея № 280. В ходе разговора Оксане Хейлик предложили стать частью команды. Так потенциальный конфликт стал синергией.
«Нас было 4 человека, потому что ставок больше еще не было открыто. На одной из таких разборок [после жалоб] я говорю: а пойдемте ко мне? Два месяца бесплатно вас не испугают? Она отвечает: а пойду. Я думаю: отлично. Значит, она не просто пиарит себя, а человек [выступает] за дело. Теперь понимаю, что у нас произошло серьезное приобретение интеллектуального формата. Она сама заражена этим и заражает всех», — рассказывает директор Марина Топунова, как познакомилась с заведующей школьным музеем.
Сейчас Оксана Хейлик хранит память о Николаевском училище и проводит экскурсии для детей и взрослых. Надо сказать, проходят они с глубоким знанием вопроса.
«Учебное заведение возникло в историческом месте. Это хорошая история. Живем и работаем внутри памятника. Конечно, он влияет. Нам просто рассказывать — сердца открываются», — говорит Хейлик.



Из императорского училища в школу будущего
Всего за полтора года для лицея № 280 реконструировали здание на Лермонтовском проспекте, 54. Здесь с 1839 по 1917 год находилось престижное Николаевское кавалерийское училище для потомственных дворян. В этих стенах готовили к службе юнкеров, выпускавшихся в чине корнетов. Сегодня учебное заведение продолжает традиции, но готовит не для поля боя, а для работы в научных лабораториях.
Большая часть денег у подрядчика, занимавшегося реконструкцией в рамках инвестпроекта, ушла на воссоздание облика и интерьеров середины XIX века. Как шутит Марина Топунова, после трех миллиардов рублей считать уже перестали. Сами же работы проходили ударными темпами. «В январе прошлого года я пришла сюда — на первом этаже были траншеи песка. Не было вообще ничего. Просто по песку ходили. Ребята, как мы это все успеем?» — вспоминает Топунова.
Теперь в вестибюле восстановленная метлахская плитка, а в гардеробе, где сейчас раздеваются школьники, до событий 1917 года располагался гербовый зал. «Здесь висели гербы полков, здесь дрались на рапирах», — добавляет Оксана Хейлик.



Дореволюционные лестницы и перила ведут на второй этаж — к музыкальной гостиной, где в имперские времена находился церковный зал. На его стене будущие корнеты оставляли автографы. Можно, например, разглядеть: «Н. В. Саловъ. 1888», «Бурдуков 85», «Маркизъ» и множество других. Послания из XIX века очистили от слоев краски и бережно музеефицировали. Работавший над объектом реставратор Леонид Чернов в разговоре с «Фонтанкой» предположил, что это была своеобразная традиция, которую поколениями сохраняли юнкера.

В бывшем помещении домовой церкви стоит белый рояль стоимостью в полтора миллиона рублей (в школе таких два). По словам директора лицея, среди детей это место пользуется популярностью на переменах. Они приходят сюда — поиграть, порепетировать и просто провести время. Сразу поверить в такое сложно. Кажется, здесь слишком красиво, чтобы свободно пускать школьников. Однако на глазах корреспондента «Фонтанки» в зал ворвалась девочка и запустила вдоль него портфелем. Увидев директора с гостями, ученица поспешила ретироваться вместе со своими вещами.
Будущий великий русский композитор и один из «Могучей кучки» Модест Мусоргский пел в церковном зале училища. Балкон музыкальной гостиной в лицее № 280 после реконструкции здания назван в его честь — именно здесь стоял и пел юный Мусоргский.

Поэт Михаил Лермонтов, чье имя носит школа, окончил курс Николаевского училища, когда оно находилось на Исаакиевской площади и именовалось Школой гвардейских подпрапорщиков. Заведение переехало на свой нынешний адрес в 1839 году, перед зданием установили памятник Лермонтову в 1916-м.
Недавно в огромном 700-метровом актовом зале школы прошел первый лицейский бал. На сцене здесь тоже белый рояль. До революции в зале проходили офицерские собрания и имперские балы. Школа возродила традицию и провела на старый Новый год стилизованное под XIX век мероприятие — с историческими костюмами и танцами.
«Мы пригласили на бал наших учеников с семьями. Не все откликнулись, но те, кто пришел, получили колоссальное удовольствие… Мы поняли: сближает и вообще знакомит всех со всеми полька. Потому что в ней происходит смена партнеров», — продолжает экскурсию директор.



Помимо масштаба, пилястров, круглых и плоских колонн, взгляд привлекают имперские орлы на перилах. Это отреставрированные «николаевские орлы», которым более 140 лет.
Пространство, где хотел бы учиться каждый
В лицее учащихся ведут по исследовательскому пути c упором на химию, физику, биологию, математику и информатику. В числе преподавателей — сотрудники с учеными степенями.
В длинных широких коридорах бросаются в глаза плакаты с мотивационными фразами у каждого кабинета. «Сегодня лучший день, чтобы совершить открытие!», «У тебя сегодня все получится! Верь в себя!» Вроде бы мелочь, но с таким настроем, наверное, учиться интереснее и проще.






Амбициозная цель — воспитать новую научную элиту страны. Однако для того, чтобы ребенок выбрал для себя профессию в науке, ему необходимо знать и понимать, кто вообще такой ученый. «Это сложно представить, поэтому ты должен попробовать, чтобы понять, что это за вид деятельности. Для того, чтобы наука стала, допустим, делом твоей жизни. Это тоже непросто», — объясняет Марина Топунова.
В коллективе лицея четверть педагогов совмещают преподавание в школе с работой в высшей школе. Их привлекают сюда различными методами. Молодые научные кадры смотрят на условия: оборудование лабораторий, возможность выбора тематики и, конечно, заработную плату.
Преподаватели говорят, что иногда детей необходимо разбудить и завлечь, потому что школьники могут не знать, что им понравится. Чтобы ученик смог совершить выбор — ему надо показать и этим вовлечь.
Мы побывали в нескольких лабораториях, где с лицеистами занимаются преподаватели из университетов. Только в одном помещении насчитали 32 электронных микроскопа. Занятия проходят по программам дополнительного образования, а посещать их можно, если у ребенка есть желание углубленно заниматься каким-нибудь из предметов.
У кандидата биологических наук, сотрудника кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Андрея Румянцева в день визита «Фонтанки» были занятия с восьмиклассниками. «Это не весь класс, а группа тех, кто выбрал именно биологию. Это сквозные занятия, а не отдельная практика. У нас есть лаборатории цитологии, микроскопии», — рассказал он.






Ученики вместе с Румянцевым готовят питательные среды, выращивают на них культуры дрожжей и учатся работать в стерильных условиях. «Всё у нас для этого есть. На сегодняшнем занятии мы будет смотреть агарозный электрофорез, разгоним пищевые красители. На следующем посмотрим ДНК, которое дети выделили», — объясняет Румянцев. «Всё есть» — это мягко сказано, это практически ничем не отличается от самой настоящей лаборатории, оснащенной современной техникой.
Исследования школьников не остаются только в стенах лицея № 280. Одно из направлений работы в рамках дополнительного образования — проектная деятельность. Например, лицеисты под руководством биолога синтезировали дрожжи в разных штаммах белка. Получившийся результат, который имеет и практическую ценность, был представлен на последнем съезде Вавиловского общества генетиков и селекционеров.
«Незадолго до Нового года к нам обратились коллеги из Новосибирска, которые тоже работают с этими дрожжами. Попросили штаммов им послать — обменяться. Я послал им штамм и приложил все работы… Говорю: смотрите, исходный штамм, мы про него знаем такое, а вот этот штамм на его основе получен. Это полезная работа, сделанная практически, пригодилась нашим коллегам», — продолжает Румянцев.
Директор Марина Топунова считает, что погружение в лабораторные исследования для детей очень важно, потому что при такой работе они учатся научным методам.



В лаборатории по физике нам показали рентгеновский аппарат с очень высокой степенью защиты, который позволяет проводить исследования и рентгеноструктурный анализ.
Недавно эту лабораторию посещали медики из ПСПбГМУ и поинтересовались, можно ли в этом аппарате обследовать мышей. Оказалось, что можно всё, но с параметрами 8x8x8. Оборудование лаборатории позволяет моделировать самые различные учебные процессы — от сбора простейших схем до заданий первого курса технологического университета.
Отдельная гордость — аэротруба. По словам хозяина лаборатории физика Алексея Ненова, один из девятиклассников, посещающий его занятия, интересуется спортом. При помощи аэротрубы он изучает полет мяча и пытается понять, как можно перехитрить противника. «Мы сделали маленькую модель. Он ее помещает, она вращается. Уже пишет работу, которая его интересует. В будущем [пойдет] в институт Лесгафта», — говорит физик.
Директор и школьный коллектив создают среду
«Фонтанка» находилась в школе несколько часов. Мы ходили по лицейским коридорам во время уроков и на переменах. Привычного школьного безумия с бегающими и кричащими школьниками не заметили. Однако не увидели и какого-то деспотического контроля. Вполне себе обычные дети, которые громко и хаотично вели себя только в столовой, но не около кабинетов. Сложилось впечатление, что здешняя среда добавляет школьникам серьезного отношения к происходящему в стенах учебного заведения.



Вице-губернатор Ирина Потехина рассказывает, что обратила внимание на Марину Топунову при организации учебы в условиях пандемии коронавируса, когда та возглавляла гимназию № 631 в Приморском районе. Ее учителя в авральном режиме создавали онлайн-уроки для детей, когда школьников отправили на дистант. Часть коллектива перешла за Топуновой в лицей № 280. Секрет успеха кроется в команде, без которой невозможно создать успешную школу. Как известно, всё решают кадры, а не исторические стены. Еще заметим, что директор не только педагог, но и ученый-химик, поэтому у Топуновой есть понимание того, как вовлекать детей в науку.
Научные дисциплины здесь стараются сочетать с фундаментальным подходом к истории и литературе. Отрывать одно от другого — никак нельзя. «Ребенок должен быть наполнен, потому что возникают разные ассоциации из искусства и культуры. Это может подтолкнуть к какому-то важному открытию или необычному решению», — рассказала Марина Топунова.
По мнению директора лицея № 280, нынешнее поколение школьников отличается от прошлых дерзостью и смелостью. Они могут поставить перед собой задачу и идти к ней, несмотря ни на что. Подобных черт, считает она, не было у выпускников предыдущих лет, если оставить за скобками индивидуальные особенности.
На вопрос, что, может быть, только в вашей школе учатся такие упертые и любознательные дети, «Фонтанка» получила следующий ответ: «Думаю, что это поколение. Кто-то из них может выбиваться и быть скучающим литературным героем, как Обломов. Таких гораздо меньше. Даже те дети, которые, может быть, не идут к каким-то вершинам, — они тоже знают конкретно, что хотят. Они вам это сформируют, а затем объяснят почему».
И еще деталь. Школьники могут обратиться к Марине Топуновой за советом. Это о доверии. Между педагогом и учеником.
В настоящее время в лицее № 280 имени М. Ю. Лермонтова всего четырнадцать классов — 220 детей учатся в начальной школе и около 400 в средней и старшей. Обучаются здесь школьники не только из центра Петербурга, но и с окраин города.
Хотите больше быстрых новостей — подписывайтесь на наш официальный телеграм-канал «Фонтанка SPB online». Прямо сейчас там проходит розыгрыш айфонов и смарт-часов.