
ООО «ВСМ Две столицы», которое строит высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Петербург, подтвердило сроки и конкретного перевозчика, который будет ее эксплуатировать. По информации «Фонтанки», эти данные содержатся в годовой отчетности.
Компания является инициатором концессионного проекта по строительству ВСМ от Московского вокзала до станции Крюково («Фонтанка» писала, что непосредственно московский участок магистрали строится по инвестпрограмме РЖД). Общество существует с 12 января 2024-го, и отчетность касается прошлого года.
Среднее количество сотрудников за это время составляло 43 человека. Главным событием для компании, естественно, стало подписание в июле концессионного соглашения сроком до 2064 года — на создание и эксплуатацию магистрали и на закупку подвижного состава.
Сейчас идет проектирование, при этом само «ВСМ Две столицы» уже выдало авансов на 27,5 млрд рублей. Все эти средства ушли в различные филиалы «Россетей», в частности в «Россети Ленэнерго» (5 млрд) и «Россети Северо-Запад» (8,4 млрд). Речь идет о технологическом присоединении и мероприятиях по переустройству электросетей.
Полная стоимость проекта составляет 2,349 трлн рублей. Сравнительно небольшая часть — это капитальный грант Росжелдора на выкуп участков, его размер ограничен 29 млрд рублей. Как сообщается в отчетности, в прошлом году выдали 3 млрд рублей, в январе 2025-го — еще 16,2 млрд.
Летом компания заключила кредитный договор со своей материнской УК «ВСМ Две столицы», первый транш составил 122 млрд рублей. Фактический заимодавец — профильно созданное «Специализированное финансовое общество ВСМ Инвест-Первый», им руководит агентство «АКРА Риск-менеджмент». Напомним, головное Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в 2015 году учредили 27 банков и компаний по решению ЦБ. В списке значились Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк и другие.
Общий лимит по этой кредитной линии — 450 млрд. Условия — ключевая ставка плюс 3%, срок возврата — 13 ноября 2049 года. Для понимания: к настоящему моменту начислено процентов на 1,1 млрд.
Ранее сообщалось, что почти триллион на создание инфраструктуры привлекут за счет кредита от ведущих банков страны. ООО «ВСМ Две столицы» заключило договор в конце 2024-го с синдикатом из четырех: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Совкомбанк. Ставка по нему такая же — ключ плюс 3, а сроки погашения — с 2029 до 2045 года. Общая сумма — 793 млрд рублей. Залог по кредиту — все права ООО «ВСМ Две столицы» по концессионному соглашению. Но в прошлом году компания не получала средств из этого лимита.
Сейчас компания по сути несет только расходы, выручку она сможет получать лишь после запуска магистрали, который, как подтверждает отчетность, намечен на 1 апреля 2028 года. Источник дохода — это пассажиры, ранее «Фонтанка» публиковала расчетные цены на проезд до различных станций.
Перевозчиком станет, как и писала «Фонтанка», ООО «ВСМ-400», сейчас принадлежащее «Московскому метрополитену». Именно столичная подземка в отчетности названа конечной контролирующей организацией. Напомним, единственным учредителем ООО «ВСМ Две столицы» с уставным капиталом в 33,9 млрд является УК «ВСМ Две столицы», в совладельцах которой регионы прохождения магистрали, РЖД и УК «Лидер». Москву с самой большой долей представляет «Московский метрополитен», Петербург делегирует это АО «Аэропорт Пулково».
Известно, что лизинговый договор на поставку скоростных составов заключен с ГТЛК. Разрабатывать и собирать их будут на базе большой производственной кооперации, но поставщиком станет в итоге компания «Уральские локомотивы». РЖД и это предприятие заключили договор на первые два опытных электропоезда за 12 млрд рублей, Серию из 41 следующих составов закупят в лизинг, стоимость каждого ранее оценивали выше 5 млрд рублей. Договор на эту основную поставку подписали «ВСМ Две столицы», «Уральские локомотивы» и ГТЛК.
При этом концессионеры заключили опционный договор на выкуп поездов и уступку прав требования к «Уральским локомотивам» в пользу ГТЛК. Согласно ему, лизингодатель сможет предъявить требования к производителю после истечения сроков поставки подвижного состава в одном из трех случаев:
отказ Росжелдора в допуске к перевозкам из-за несоответствия составов требованиям концессии;
просрочка поставки;
невозможность эксплуатации из-за системных недостатков.
Отчетность касается корпоративной и финансовой жизни компании-концессионера, но в реализации проекта осталось еще много вопросов, в том числе политических. «Фонтанка» рассказывала, что регионы-участники по-разному подходят к рискам низкого пассажиропотока. Кроме того, Тверь и Новгород хотели бы иметь гарантированный способ доставки людей в центр городов, в противном случае востребованность магистрали у местного населения кажется им спорной.
В Петербурге проект ВСМ на данный момент проявляется в основном в двух направлениях. Первое — строительство терминала для ВСМ у Московского вокзала и необходимой для него транспортной инфраструктуры, включая новый выход из метро. Второе — расселение зданий Фарфоровского поста, которые планируют передвигать, чтобы освободить место для рельсов, и сопутствующая оценка и изъятие квартир. В конце января губернатор Александр Беглов доложил президенту, что реализация проекта идет по графику, а на транспортное обеспечение терминала город направит 30 млрд рублей.