Специалисты Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) разработали инновационную технологию, которая повысит эффективность управления грузовыми поездами. Вместо традиционного кварцевого песка, который используется для улучшения сцепления колес с рельсами, специалисты предложили применять активатор трения на основе нефтепродуктов. Об этом сообщает онлайн-портал об энергетике «Энергия плюс».
Новый материал представляет собой пористый алюминиевый каркас, заполненный композицией из термореактивных смол. Его наносят на колеса локомотивов с помощью пневматического привода. По словам разработчиков, такая «нефтяная мазь» увеличивает сцепление колес с рельсами на 15 %, а производительность электровозов — на 10 %.
Технология особенно актуальна в сложных условиях: при влажной погоде, обледенении рельсов, торможении, движении на спусках и подъемах, а также при транспортировке тяжеловесных составов. Кроме того, использование активатора трения снижает износ колесных пар и рельсов, а также позволяет отказаться от хранения песка и связанных с этим работ.
Разработка уже запатентована и готова к внедрению. Первую партию активаторов планируют поставить на железные дороги до конца 2025 года.
Новинка может стать прорывом в отрасли, особенно с учетом растущих объемов грузоперевозок и требований к безопасности на железных дорогах.