Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Осталась без колес и с кредитом. Петербурженке в автосалоне продали машину с криминальным прошлым

Осталась без колес и с кредитом. Петербурженке в автосалоне продали машину с криминальным прошлым

18 101
Осталась без колес и с кредитом. Петербурженке в автосалоне продали машину с криминальным прошлым | Источник: предоставлено «Фонтанке»Осталась без колес и с кредитом. Петербурженке в автосалоне продали машину с криминальным прошлым | Источник: предоставлено «Фонтанке»
Источник:

Петербурженка приобрела у крупнейшего в России дилера подержанную машину за 2,6 миллиона рублей. Спустя полтора года выяснилось, что автомобиль в угоне, из-за чего его изъяла полиция. Оставшейся без колес, но с кредитом на семь лет женщине предложили компенсацию, однако аналогичную иномарку на нее сейчас уже не купишь.

Жительница Петербурга Любовь в июне 2023 года купила в дилерском центре «Рольф» на Октябрьской набережной внедорожник Kia Sorento 2019 года производства. Сама машина стоила 2 миллиона 680 тысяч рублей, но общая сумма расходов на нее оказалась больше из-за страховки, дополнительных услуг и кредита. Например, 134 тысячи рублей стоила независимая гарантия на два года. Также клиентке пришлось заплатить за пакет услуг «помощи на дорогах». Как писала ранее «Фонтанка», навязывание таких услуг в салонах — это распространенная практика. Формально от них можно отказаться, но, если это сделать, стоимость партнерских допуслуг включают в цену автомобиля.

Таким образом, в совокупности женщине нужно было заплатить за машину чуть больше трех миллионов рублей, а погасить обязательства перед банком — не позднее чем через 5 лет. Первые полтора года прошли штатно, пока в декабре автовладелицу не пригласили в ГИБДД по нерадостному поводу.

Оказалось, что в Рязанской области мужчина купил машину и пошел ставить ее на учет, но сделать это не удалось. Ему сказали, что точно такой же автомобиль с таким же VIN-номером, как у него, уже существует и стоит на учете. Полиция возбудила уголовное дело. Какое-то время ушло на передачу информации в Петербург, а уже здесь 26 декабря 2024 года автомобиль Любови изъяли.

Затем была проведена экспертиза, которая подтвердила, что VIN поддельный. Причем, чтобы «докопаться» до подлинного, эксперту пришлось продираться через два слоя металла. То есть уникальный номер фактически был «перебит» дважды.

Источник: предоставлено «Фонтанке»Источник: предоставлено «Фонтанке»
Источник: предоставлено «Фонтанке»Источник: предоставлено «Фонтанке»

С результатами экспертизы на руках петербурженка обратилась к дилеру. «При первой встрече юрист [компании] обронил такую фразу: „Сейчас, к сожалению, таких ситуаций много“. <…> Это было однократно, и я еще удивилась, зачем он мне это выдал? Для чего? Для того, чтобы я успокоилась и пошла решать свои проблемы сама?» — недоумевает Любовь.

По ее словам, сначала ей предложили вернуть только стоимость самого проблемного автомобиля, которая без дополнительных услуг составила 2,68 миллиона рублей. Во время второго визита, уже с досудебной претензией, предложение сотрудников компании возросло до 3 миллионов 70 тысяч. Помимо уже указанной стоимости машины, сюда вошли 240 тысяч рублей процентов по кредиту и 150 тысяч морального ущерба, который автодилер готов выплатить добровольно.

Возможно, эта сумма действительно отражала рыночную стоимость машины, но на июнь 2023 года. За полтора года цена ровно такой же иномарки выросла. Кроме того, корейский производитель ушел из страны, и с уверенностью говорить о его возвращении пока не приходится.

«Сейчас, для того чтобы купить такую же, мне нужно как минимум 3,8 миллиона. Эту разницу они вернуть не готовы и прислали документ, что вот эту сумму в 3 миллиона они положили на депозит к нотариусу. Адвокат сказал никаких документов не подписывать, мы идем в суд, — подчеркнула клиентка. — Просто [хочется обратить внимание на] сам факт: я изначально могла бы купить машину дешевле, например у частника, но обратилась в компанию, потому что не думала, что они продают левые машины».

Юридическая позиция

По оценке ее адвоката Михаила Щеглова, оказание некачественных услуг — самое мягкое определение для сложившейся ситуации. Он отмечает, что в договоре купли-продажи было отдельно прописано, что клиент приобретает «чистый» автомобиль — не находящийся в угоне, а эксперты, проверяющие машины, аккредитованы в Минюсте.

Юрист в беседе с «Фонтанкой» обрисовал контур исковых требований: взыскать полную стоимость машины, 50% стоимости как неустойку по защите прав потребителей, моральный ущерб, стоимость страховки и сделанных по рекомендациям специалистов компании ремонтных работ (например, устранение запотевания коробки-автомата). С учетом того, что суд может удовлетворить заявление не в полном объеме, общая сумма может составить около 4,2 миллиона рублей. Из нее предстоит вычесть 1,5 миллиона оставшейся выплаты по кредиту. Тогда на руках у женщины останется в районе 2,7 миллиона.

Почему же она тогда не согласна на предложение дилера? Потому, что из предложенных им 3 миллионов тоже придется вычесть половину на погашение кредита, и у клиентки останется 1,5 миллиона рублей.

Во втором случае для покупки такой же машины придется доплатить больше. Правда, за время судебного разбирательства, цена, скорее всего, подрастет еще, и доплачивать надо будет более существенные деньги. С другой стороны, инфляция в стране пока не разогналась настолько, чтобы за год «съедать» половину покупательной способности денег.

«Такие случаи крайне редки»

В пресс-службе автодилера «Фонтанке» прокомментировали ситуацию: «ГК „Рольф“ всегда ставит интересы клиентов на первое место и стремится оперативно решать любые вопросы. Если мы сталкиваемся с тем, что клиенты компании по какой-либо причине недовольны нашими услугами, берем на себя ответственность и незамедлительно устраняем последствия. В данной ситуации клиенту будет возвращена полная стоимость автомобиля с дополнительной компенсацией».

«Мы понимаем, что человеческий фактор полностью исключить невозможно, но именно поэтому непрерывно совершенствуем систему проверки автомобилей», — сообщили в компании. Там отметили, что усилили контроль, расширили работу с базами данных и экспертными оценками, чтобы минимизировать возможность повторения таких ситуаций в будущем.

«Мы искренне сожалеем, что наш клиент оказался в такой ситуации, и ценим его доверие и открытость в решении вопроса. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы наш клиент остался с „РОЛЬФом“ и был доволен взаимодействием с брендом в дальнейшем», — добавили в компании.

Судебная практика

В судебной практике много примеров успешных многомиллионных взысканий, — правда, все они касаются машин с выявленными дефектами, ответственность за которые возлагается на производителей. Например, в 2022 году петербуржец взыскал с дочки «Фольксвагена» более 31 миллиона рублей за подержанный Audi A6, который шесть раз побывал на гарантийном ремонте и не был из-за этого на ходу в совокупности 56 дней.

«Суд сказал, что недостаток, выявленный в товаре в период гарантийного срока, является производственным, пока продавцом (изготовителем) не доказано иное. При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества», — сообщала тогда объединенная пресс-служба петербургских судов.

А вот с производителя Hyundai Creta, которая так и не дождалась гарантийного ремонта, взыскали более 9 миллионов. Даже моральные страдания из-за невозможности ездить на новеньком УАЗе «Патриот» суд оценил в 2,5 миллиона.

Самую большую сумму удалось отсудить владелице Audi A8L 2018 года выпуска, которая тоже была частым гостем сервиса. По заявлению петербурженки суд взыскал с «Фольксвагена» со всеми штрафами, неустойками и компенсациями более 43 миллионов рублей. Сама машина стоила 5,67 миллиона.

Оценка эксперта

Автоэксперт и руководитель петербургского автоклуба «А24» Денис Шубин считает, что клиентке, как ни парадоксально, повезло, а поведение автодилера называет правильным. Компания предлагает выплатить добровольную компенсацию с моральным ущербом, хотя сама при этом получит по сделке убыток.

«Скорее всего, этот автомобиль выкуплен у какого-то физлица, которое может вообще быть подложным или просто сказать: „А у меня денег нет, взыскивайте по суду“. И тогда „Рольф“ в лучшем случае будет с него получать по 1000 рублей в месяц, если он официально где-то работает», — отмечает эксперт.

Поэтому то, что дилер идет навстречу — это благо, продолжает он свою мысль. Если бы угнанный автомобиль был куплен с рук у частника, с трудностями взыскания с него средств могли бы столкнуться сами пострадавшие. Если бы они купили проблемную машину в небольшом автосалоне, в случае судебного разбирательства его доходов могло бы не хватить на погашение обязательств. За этим следует и банкротство, в рамках которого первыми свою долю «пирога» получают налоговая и банки. Останется ли что-то, когда очередь дойдет до клиентов, — большой вопрос.

Многомиллионные взыскания за требующие постоянного ремонта машины с пробегом Шубин склонен считать «потребительским экстремизмом». «Если ты покупаешь машину, бывшую в употреблении, ясно, что она исправной быть не может. При этом можно приобрести вместе с автомобилем гарантию, и всё. А если нет денег, то ездите на трамвае», — добавил он.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Уже после публикации «Фонтанке» стало известно, что 2 марта спор между покупателем и автодилером был полностью урегулирован в досудебном порядке. «В соответствии с достигнутым соглашением покупателю полностью возмещается стоимость автомобиля, а также выплачивается дополнительная компенсация. Общая сумма возмещения позволит клиенту приобрести другой автомобиль аналогичного класса без дополнительных затрат», — сообщили в компании. Адвокат петербурженки подтвердил редакции, что конфликт улажен, и они подписали соглашение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY12
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY27
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
108
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях