
Компания «Дороги и мосты» из статусного Нацпроектстроя оказалась главным подрядчиком на строительстве в Петербурге новых железнодорожных путей под ВСМ. Именно ей предстоит проложить десятки километров рельсов, не считая мостов и тоннелей.
Стройплощадка в Обухово, сразу за Кольцевой, появилась совсем недавно. Одновременно между 1-м Обуховским проездом и железнодорожными путями там зачистили «зеленку», поставили забор. Текст на плакате не позволяет сомневаться: это строится высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Петербург (ВСМ, или формально ВСЖМ-1). А конкретно — двухпутный железнодорожный путепровод.





Участок этот расположен как раз между станцией метро «Обухово» и тем местом, где в составе ВСМ должна появиться техническая станция «Обухово-2». При этом именно «Обухово» по плану превратится в транспортно-пересадочный узел, увязывающий подземку, улично-дорожную сеть, пути дальнего следования, пригородные направления и единственную пассажирскую платформу ВСМ в Петербурге, если не считать терминал у Московского вокзала (пока, по крайней мере). В видении «Проектного института № 1» (который разрабатывал и концепцию терминала) он должен быть многоуровневым.







Обухово — это веха на пути ВСМ. Все, что происходит между терминалом у Московского вокзала и этой точкой, называется в распоряжениях Росжелдора более сложно: «Строительство дополнительных путей на участке Санкт- Петербург-Главный (вкл.) — Обухово II (вкл.) под специализированное пассажирское сообщение». Все, что дальше, — «Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва (участок Крюково (Алабушево) — Обухово)». Здесь запланирована большая стройка, в том числе снос Обуховского автомобильного путепровода.
За станцией «Обухово-2» трассировка ВСМ должна уйти на юг. Эти иллюстрации обсуждались еще несколько лет назад в районном паблике Купчино, когда были опубликованы обосновывающие материалы для схемы территориального планирования в области федерального транспорта. «После пересечения границ Фрунзенского и Колпинского районов ось ВСЖМ-1 отклоняется от главного хода Октябрьской железной дороги на запад и проходит между Южной ТЭЦ-22 и Ижорским заводом в створе Софийской улицы, пересекая по пути следования реку Мурзинку, три безымянных ручья и водохранилище Нижнее Кузьминское», — говорилось в них.

Заказчик и генподрядчик строительства в Обухово — структуры РЖД: Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта — филиал ОАО «РЖД» и Строительно-монтажный трест «ВСМ» — филиал АО «РЖД-Строй». Но реальный подрядчик — холдинг Нацпроектстрой в лице двух своих компаний: «Дороги и мосты» и ООО «ФСК Мостоотряд-47» (в котором крупные доли также у Олега и Валентины Пироговых).
«Фонтанка» рассказывала, как Нацпроектстрой, в числе соучредителей которого структуры Аркадия Ротенберга, начал получать крупные подряды в Петербурге. Самым знаковым стал Большой Смоленский мост и Дальневосточная развязка, в которую он будет переходить на правом берегу Невы. Затем «Дороги и мосты» получили и контракт на реконструкцию станции метро «Фрунзенская».
Однако то, что к ВСМ привлекут всех «крупняков» отрасли, было понятно. Вскоре замгендиректора Нацпроектстроя Роман Пивовар выступил в Москве на Транспортной неделе, где собрались участники проекта — от бизнеса и от власти.
Он рассказал, что для обеспечения минимальной просадки железнодорожных путей придется укладывать балки по 740 тонн каждая, причем отливать это все будут здесь же, вдоль трассы, на 12 заводах под открытым небом. «С таким сложным технологическим проектом мы и индустрия в целом сталкиваемся впервые», — признал он.
«Фонтанка» знает, что Нацпроектстрой (и «Дороги и мосты» в частности) занимается в петербургской части ВСМ далеко не только путепроводом у КАД. На нем — в целом подготовка железнодорожной инфраструктуры на участке от Московского вокзала до «Обухово-2». «Работы — часть проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, — подтвердили в компании. — Контрактом предусмотрена подготовка территории под два главных пути новой магистрали и переустройство технологической площадки станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский».
Если конкретно, то на этом участке возведут почти 70 км путей и 15 искусственных сооружений, включая 2 моста, 8 железнодорожных путепроводов, 3 эстакады и 2 тоннеля. «Построят пять постов электрической централизации, где смонтируют цифровые системы управления движением поездов. Вдоль путей установят шумозащитные экраны», — добавляют в пресс-службе.
Учитывая, что строиться придется вдоль существующих путей, рабочих ждут в прямом смысле слова стесненные условия: «Из зоны работ нужно вынести множество городских инженерных коммуникаций, переустроить сети связи и энергоснабжения и более 100 км контактной сети».
Можно выделить еще одно: именно компании Нацпроектстроя, по данным «Фонтанки», построят пассажирскую станцию Волковская на месте существующей грузовой. Напомним, сюда планируют перенести пригородное движение Московского и Волховстроевского направлений. Это, по расчетам проектировщиков, разгрузит Московский вокзал для будущей ВСМ. Здесь можно посмотреть, как новая пассажирская станция будет выглядеть.
Подробнее о том, как с финансовой точки зрения проект ВСМ пережил свой первый год, читайте на «Фонтанке».