
Замещающая кадровая потребность в педагогах до 2030 года составит 96 тыс. специалистов, 40 тысяч из них — учителя. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 5 марта на правительственном часе в Госдуме, ТАСС.
Министр, ссылаясь на данные Минтруда, заявил, что эти подсчеты учитывают количество учителей, которые к 2030 году должны будут уйти на пенсию, и рабочие места, которые должны открыться в будущем.
«Фонтанка» решила уточнить, сколько учителей не хватает в России уже сегодня. Для этого редакция обратилась к цифрам самого министерства, которое ежегодно публикует данные о положении дел с кадрами в российских школах.
Кадровый голод в школах

Из данных Минпросвещения России следует, что в 2024 году кадровый голод наблюдается среди всех школьных учителей — и педагогов начальной школы, и предметников. По крайней мере, если сравнивать число штатных мест с числом реально занятых в отчетах школ, которые уходят в РОНО, а оттуда — в министерство. Так, среди учителей начального образования не хватает чуть больше 100 тыс. человек — 313 тыс. работников против 414 тыс. ставок по штату.

Вдвое больше разрыв между ожидаемым и реальным количеством учителей русского языка и литературы. При 202 тыс. ставок по штату в школах России сегодня работает на этой должности всего лишь 124 тыс. человек.

Среди учителей иностранных языков не хватает более 59 тыс. специалистов (172 тыс. ставок по штату против 113 тыс. реально работающих педагогов). В школах также недостаёт 73 тыс. математиков, 37 тыс. историков, 31 тыс. преподавателей физической культуры. Не хватает 15 тыс. географов, 11 тыс. учителей химии, 14 тыс. преподавателей информатики.
В Петербурге все не так плохо
При этом с каждым годом ситуация с педагогическими кадрами усугубляется. Количество работающих учителей сокращается, а рабочих мест для них — наоборот, растет. По данным Минпросвещения, всего за год с 2023 по 2024 число работающих в школе учителей сократилось на 7,5 тысячи человек. А за последние 5 лет количество ставок по штату за счёт открытия новых школ увеличилось на 230 тыс. человек, но при этом реально работающих учителей стало меньше на 20 тысяч.
В Петербурге картина такая же: при количестве ставок по штату в 53 072 учителей в школах города работает всего лишь 34 504 человек. При общем числе ставок в 113 586 специалистов в сфере образования фактически занято всего 67 672 человек (без внешних совместителей и тех, кто работает по ГПД).

Разумеется, это не значит, что школы стоят пустые, и детей учить некому. Дело в том, что многие учителя совмещают ставки и даже делают это с удовольствием: с 1,5-2, а то и больше, ставками в Петербурге можно получать действительно серьезные деньги. А хорошие заработки приводят к тому, что, в отличие от ситуации в целом по стране, количество штатно работающих учителей начальных классов и предметников за минувшие пять лет в Петербурге даже выросло: было 31,7 тысячи, стало 34,5.
Нехватка молодых учителей

На начало учебного года-2024/2025 в школах России работало 1 047 220 учителей. Среди них всего лишь 341 тыс. специалистов в возрасте до 30 лет (112 тыс. педагогов до 25 лет). Самое большое число учителей приходится на возраст 50-54 года — 313 тыс. человек, причём 273 тыс. от этого числа составляют женщины.
При взгляде на график возраста российских учителей бросается в глаза, что всего за пять лет резко сократилось число педагогов самого, пожалуй, продуктивного в профессиональном плане возраста 45-49 лет — сразу на 36 тысяч человек. Примечательно, что примерно на столько же за это время увеличилось количество пенсионеров и предпенсионеров.

Очень заметно в стране стало учителей-пенсионеров — 161,5 тысячи (женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин), то есть больше 15%. К слову, пять лет назад их было всего 127,2 тысячи.
Из позитивного: видно, что выпускники педвузов активно пошли в школу. Еще недавно большая их часть растворялась со своими знаниями в других отраслях экономики. Однако этого мало: на прошлой неделе на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что за последние 5 лет доля молодых учителей увеличилась всего на 1,5%.
«Минпросвещения совместно с регионами необходимо сформировать комплекс мер, направленный на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях», — заявил Дмитрий Чернышенко.
Деньги есть

Но есть и хорошие новости — зарплата. Она действительно растет, причем очень заметно. Да, достигается это, во многом, за счет того, что учителя действительно стараются взять как можно больше ставок (одна ставка у предметника — 18 часов в неделю).
Но вот средняя номинальная начисленная зарплата в конце 2024 года у петербургского учителя превысила 102 тысячи рублей. По сравнению с доковидным 2019 годом это почти двукратный рост.
Это примерно столько же, сколько средняя зарплата по городу (около 106 тыс. рублей) даже с учетом очень резкого роста доходов айтишников и рабочих специальностей в последнее время и неизменно высоких зарплат у нефтяников.
В учителя все еще идут не за длинным рублем, а по велению души, но, по крайней мере, они уже могут сами содержать семью и даже покупать недорогие квартиры в ипотеку.
Лукавые цифры
Сергей Кравцов утверждает, что потребность в будущих учителях должны перекрыть педагогические вузы и колледжи. Однако контрольные цифры приема на педагогические специальности в 2024 году при этом составили всего 120 тыс. человек. В этом же году из вузов и колледжей выпустилось 147 тыс. специалистов (91,3 тыс. из них получили высшее образование, а 56,2 тыс. — среднее специальное), привел цифры министр.
Может показаться, что в 2024 году учиться на педагога поступило на 20 тыс. человек меньше, чем выпустилось. Но это лукавая цифра. Дело в том, что контрольные цифры приема говорят лишь о числе бюджетных мест, включая льготные. И они не учитывают тех, кто поступил учиться на учителя за свои деньги.
Причем конкурс в тот же РГПУ им. Герцена весьма велик. Так, в прошлом году для поступления на некоторые специальности на бюджет брали минимум с 270 баллами по ЕГЭ за три предмета. Относительно спокойно можно было пойти учиться только на учителя ОБЖ (170 баллов). При этом количество бюджетных мест на этот год в петербургском педагогическом вузе на очном отделении бакалавриата — 1 422. А платно туда пришли учиться в прошлом году больше 1 900 человек.
Стать педагогом в Герцена на платной основе в прошлом году стоило примерно по 227 тыс. рублей в год (и только на физрука выучиться можно за 209 тысяч). Все вместе первокурсники-платники принесли вузу больше 360 млн рублей.
В итоге из 38 тыс. подавших в прошлом году документы в Герцена бесплатно попали туда учиться на дневное бесплатно только 1 431 студент, из которых 350 — на льготных условиях.
Впрочем, стоит отдать РГПУ должное. За последние пять лет количество бесплатных мест в вузе (очных и заочных) выросло с 1 357 до 1 760. А, например, в основном петербургском педучилище (в нынешних условиях оно готовит по большей части воспитателей детских садов, руководителей кружков и учителей начальных классов) число бесплатных мест за пять лет и вовсе утроилось — до 1 450.
Учительская стезя, несмотря на уже приличные зарплаты по общероссийским меркам и многочисленные госпрограммы поддержки, остается уделом немногих. Председатель Комитета по контролю Госдумы Олег Морозов сказал, что сегодня налицо «колоссальный разрыв между значимостью профессии учителя и её престижностью». Так, согласно опросам «Народного фронта», престижной работу в сфере образования назвали всего лишь 2% респондентов.