Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Сколько учителей не хватает в российских школах на самом деле

Сколько учителей не хватает в российских школах на самом деле

6 469

Замещающая кадровая потребность в педагогах до 2030 года составит 96 тыс. специалистов, 40 тысяч из них — учителя. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов 5 марта на правительственном часе в Госдуме, ТАСС.

Министр, ссылаясь на данные Минтруда, заявил, что эти подсчеты учитывают количество учителей, которые к 2030 году должны будут уйти на пенсию, и рабочие места, которые должны открыться в будущем.

«Фонтанка» решила уточнить, сколько учителей не хватает в России уже сегодня. Для этого редакция обратилась к цифрам самого министерства, которое ежегодно публикует данные о положении дел с кадрами в российских школах.

Кадровый голод в школах

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Из данных Минпросвещения России следует, что в 2024 году кадровый голод наблюдается среди всех школьных учителей — и педагогов начальной школы, и предметников. По крайней мере, если сравнивать число штатных мест с числом реально занятых в отчетах школ, которые уходят в РОНО, а оттуда — в министерство. Так, среди учителей начального образования не хватает чуть больше 100 тыс. человек — 313 тыс. работников против 414 тыс. ставок по штату.

Источник: Фонтанка.руИсточник: Фонтанка.ру
Источник:

Вдвое больше разрыв между ожидаемым и реальным количеством учителей русского языка и литературы. При 202 тыс. ставок по штату в школах России сегодня работает на этой должности всего лишь 124 тыс. человек.

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Среди учителей иностранных языков не хватает более 59 тыс. специалистов (172 тыс. ставок по штату против 113 тыс. реально работающих педагогов). В школах также недостаёт 73 тыс. математиков, 37 тыс. историков, 31 тыс. преподавателей физической культуры. Не хватает 15 тыс. географов, 11 тыс. учителей химии, 14 тыс. преподавателей информатики.

В Петербурге все не так плохо

При этом с каждым годом ситуация с педагогическими кадрами усугубляется. Количество работающих учителей сокращается, а рабочих мест для них — наоборот, растет. По данным Минпросвещения, всего за год с 2023 по 2024 число работающих в школе учителей сократилось на 7,5 тысячи человек. А за последние 5 лет количество ставок по штату за счёт открытия новых школ увеличилось на 230 тыс. человек, но при этом реально работающих учителей стало меньше на 20 тысяч.

В Петербурге картина такая же: при количестве ставок по штату в 53 072 учителей в школах города работает всего лишь 34 504 человек. При общем числе ставок в 113 586 специалистов в сфере образования фактически занято всего 67 672 человек (без внешних совместителей и тех, кто работает по ГПД).

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Разумеется, это не значит, что школы стоят пустые, и детей учить некому. Дело в том, что многие учителя совмещают ставки и даже делают это с удовольствием: с 1,5-2, а то и больше, ставками в Петербурге можно получать действительно серьезные деньги. А хорошие заработки приводят к тому, что, в отличие от ситуации в целом по стране, количество штатно работающих учителей начальных классов и предметников за минувшие пять лет в Петербурге даже выросло: было 31,7 тысячи, стало 34,5.

Нехватка молодых учителей

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

На начало учебного года-2024/2025 в школах России работало 1 047 220 учителей. Среди них всего лишь 341 тыс. специалистов в возрасте до 30 лет (112 тыс. педагогов до 25 лет). Самое большое число учителей приходится на возраст 50-54 года — 313 тыс. человек, причём 273 тыс. от этого числа составляют женщины.

При взгляде на график возраста российских учителей бросается в глаза, что всего за пять лет резко сократилось число педагогов самого, пожалуй, продуктивного в профессиональном плане возраста 45-49 лет — сразу на 36 тысяч человек. Примечательно, что примерно на столько же за это время увеличилось количество пенсионеров и предпенсионеров.

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Очень заметно в стране стало учителей-пенсионеров — 161,5 тысячи (женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин), то есть больше 15%. К слову, пять лет назад их было всего 127,2 тысячи.

Из позитивного: видно, что выпускники педвузов активно пошли в школу. Еще недавно большая их часть растворялась со своими знаниями в других отраслях экономики. Однако этого мало: на прошлой неделе на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что за последние 5 лет доля молодых учителей увеличилась всего на 1,5%.

«Минпросвещения совместно с регионами необходимо сформировать комплекс мер, направленный на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях», — заявил Дмитрий Чернышенко.

Деньги есть

Источник: «Фонтанка.ру»Источник: «Фонтанка.ру»
Источник:

Но есть и хорошие новости — зарплата. Она действительно растет, причем очень заметно. Да, достигается это, во многом, за счет того, что учителя действительно стараются взять как можно больше ставок (одна ставка у предметника — 18 часов в неделю).

Но вот средняя номинальная начисленная зарплата в конце 2024 года у петербургского учителя превысила 102 тысячи рублей. По сравнению с доковидным 2019 годом это почти двукратный рост.

Это примерно столько же, сколько средняя зарплата по городу (около 106 тыс. рублей) даже с учетом очень резкого роста доходов айтишников и рабочих специальностей в последнее время и неизменно высоких зарплат у нефтяников.

В учителя все еще идут не за длинным рублем, а по велению души, но, по крайней мере, они уже могут сами содержать семью и даже покупать недорогие квартиры в ипотеку.

Лукавые цифры

Сергей Кравцов утверждает, что потребность в будущих учителях должны перекрыть педагогические вузы и колледжи. Однако контрольные цифры приема на педагогические специальности в 2024 году при этом составили всего 120 тыс. человек. В этом же году из вузов и колледжей выпустилось 147 тыс. специалистов (91,3 тыс. из них получили высшее образование, а 56,2 тыс. — среднее специальное), привел цифры министр.

Может показаться, что в 2024 году учиться на педагога поступило на 20 тыс. человек меньше, чем выпустилось. Но это лукавая цифра. Дело в том, что контрольные цифры приема говорят лишь о числе бюджетных мест, включая льготные. И они не учитывают тех, кто поступил учиться на учителя за свои деньги.

Причем конкурс в тот же РГПУ им. Герцена весьма велик. Так, в прошлом году для поступления на некоторые специальности на бюджет брали минимум с 270 баллами по ЕГЭ за три предмета. Относительно спокойно можно было пойти учиться только на учителя ОБЖ (170 баллов). При этом количество бюджетных мест на этот год в петербургском педагогическом вузе на очном отделении бакалавриата — 1 422. А платно туда пришли учиться в прошлом году больше 1 900 человек.

Стать педагогом в Герцена на платной основе в прошлом году стоило примерно по 227 тыс. рублей в год (и только на физрука выучиться можно за 209 тысяч). Все вместе первокурсники-платники принесли вузу больше 360 млн рублей.

В итоге из 38 тыс. подавших в прошлом году документы в Герцена бесплатно попали туда учиться на дневное бесплатно только 1 431 студент, из которых 350 — на льготных условиях.

Впрочем, стоит отдать РГПУ должное. За последние пять лет количество бесплатных мест в вузе (очных и заочных) выросло с 1 357 до 1 760. А, например, в основном петербургском педучилище (в нынешних условиях оно готовит по большей части воспитателей детских садов, руководителей кружков и учителей начальных классов) число бесплатных мест за пять лет и вовсе утроилось — до 1 450.

Учительская стезя, несмотря на уже приличные зарплаты по общероссийским меркам и многочисленные госпрограммы поддержки, остается уделом немногих. Председатель Комитета по контролю Госдумы Олег Морозов сказал, что сегодня налицо «колоссальный разрыв между значимостью профессии учителя и её престижностью». Так, согласно опросам «Народного фронта», престижной работу в сфере образования назвали всего лишь 2% респондентов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY6
Удивление
SURPRISED7
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
39
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5