
Новый сезон шеринга электросамокатов официально стартовал в Петербурге. После запрета на парковку в центре впервые за последние пять лет совокупный парк кикшеринговых устройств трех крупнейших игроков рынка не увеличился, а даже немного уменьшился благодаря инициативе одного из них. Основная масса вытесненных из центра самокатов отправится в Кудрово и Мурино, а также другие, неизведанные ими доселе, города ближайшей Ленобласти.
Кроме того, операторы обещают ужесточить меры безопасности, правда перспективы верификации пользователей через городской электронный сервис остаются туманными. Собрали все, что изменится в сезоне-2025.
Самокаты перезимовали
Верный признак весны в Петербурге — появление желтых и фиолетовых самокатов на улицах города. Их заметили еще вчера, 5 марта, но из-за непогоды комтранс рекомендовал отложить начало сезона. Катание в снег и гололед может закончиться происшествием.
В четверг, 6 марта, погода улучшилась, поэтому операторы кикшеринга осторожно начали работу, ограничив на первое время скорость на всей территории города. Насколько известно «Фонтанке», нареканий у профильных властей это не вызвало.
«Вчера вместе с городом мы решили, что погода не очень подходит для поездок — в некоторых районах был снег. Но сегодня погода улучшилась, снега уже нет, поэтому самокаты стали доступны для поездок, — пояснили „Фонтанке“ в пресс-службе Whoosh. — При этом мы понимаем, что не во всех районах сейчас сухой асфальт, плюс после зимней паузы кто-то мог отвыкнуть от управления самокатом, поэтому на первое время мы ограничили максимальную скорость до 15 км/ч».
Это ограничение установили все три крупнейших игрока федерального и регионального рынков — Whoosh, «МТС Юрент» и «Яндекс».
«Также внимательно следим за погодными условиями и будем временно выключать сервис, если они ухудшатся», — пообещали в «Юренте».
Экспансия самокатов в Ленобласть
Для Петербурга это будет как минимум шестой самокатный сезон, если за точку отсчета брать 2020 год, когда единиц нового транспорта на улицах стало достаточно много. С 2021 года операторы кикшеринга ежегодно заключают соглашение со Смольным о правилах работы в городе, которым добровольно следуют.
Накопленные за это время ограничения и запреты остались, в том числе самый весомый из них — запрет на парковку шеринговых устройств в центре города. Центральный, Петроградский, Адмиралтейский и Василеостровский районы в установленных ранее границах остаются транзитной зоной. Продолжают действовать 36 зон запрета движения, 175 зон ограничения скорости до 15 км/ч и 7 зон, где скорость ограничена до 10 км/ч.
На фоне этого совокупный парк устройств уменьшится. Whoosh, как и в прошлом году, выведет на улицы в общей сложности 25 тыс. самокатов, но в Петербурге останутся только 17 тысяч из них. Оставшиеся 8 переедут в города Ленобласти. В первую очередь Кудрово и Мурино.

«Whoosh перераспределит часть флота в пригороды и города-сателлиты для обеспечения необходимой плотности покрытия в тех локациях, где самокаты в большей степени востребованы в качестве транспорта, чем в центре города», — отметили в пресс-службе сервиса.
«Яндекс» сообщил, что выведет 18 тыс. самокатов, как в прошлом сезоне. При этом впервые откроет для себя Отрадное, Никольское, Сертолово и Зеленогорск.
Наконец, «МТС Юрент» по собственной инициативе сократил число устройств в Петербурге с 15 до 12 тысяч. «Это позволит оптимально распределить устройства по районам, не создавая „столпотворения“ самокатов на парковках и не мешая пешеходам и водителям», — подчеркнули в компании.
Итого получается около 47 тыс. самокатов на город. Это чуть меньше, чем в прошлом году, когда их было 48 тысяч.
Новые меры безопасности
Два оператора заявили о планах увеличить количество специалистов, которые обучают ПДД и фиксируют нарушения, а также следят за поддержанием порядка на парковках. «При таком же объеме парка сервис увеличил число полевых специалистов на 20%, чтобы повысить порядок СИМ в местах начала и завершения аренды», — сообщили в «Яндексе».
У «Юрента» в полтора раза выросла численность консультантов по безопасности. Они будут работать в наиболее популярных местах и помогать органам власти выявлять недобросовестных пользователей. Также сервис увеличил в два раза количество скаутов, в чьи обязанности входит перемещение самокатов с загруженных парковок на более свободные места.
Кроме того, «Яндекс» оснастит все свои самокаты укрупненными номерами специального образца, показавшего свою эффективность ранее в Москве. «Это упростит процесс фиксации нарушений ПДД и правил сервиса — по фото с номером легче найти данные о поездке», — отмечают в компании.
Также компания запустит специальную технологию, направленную против езды вдвоем, которая позволит определять, когда на самокат встает более одного человека. В прошлом сезоне такую фишку под названием «Антитандем» впервые внедрил Whoosh. Он же первым в Петербурге ввел укрупненные номера.
Особое внимание операторы вместе с городскими властями планируют уделить обучению правилам безопасного управления средств индивидуальной мобильности (электросамокатов, моноколес и других устройств) школьников, учащихся петербургских колледжей и студентов.
«”
Верификация через «Госуслуги»
В процессе подготовки к новому сезону представители транспортного блока администрации города обсуждали с бизнесом возможность верификации пользователей арендных электросамокатов через региональный портал «Госуслуги». По смыслу это самый близкий аналог московского портала mos.ru, верификацию через который ввели в Москве, но пока между ними есть существенные отличия.
«Насколько известно, в Петербурге на данный момент отсутствует аналогичное по функционалу, легкости авторизации и распространенности среди жителей городское решение, которое позволило бы осуществить подобную интеграцию», — объясняли «Фонтанке» в Whoosh. При этом там обещали изучить все возможные варианты.
Те, кто ратует за верификацию через городской сервис, могут не расстраиваться. Кикшеринги и так проводят верификацию пользователей, только происходит это с помощью сим-карт и банковских карт. Они хранят данные о возрасте владельца и это позволяет вычислять несовершеннолетних.
«“
Тут возникает вопрос: что, если подросток использует сим-карту и банковскую карту взрослого с его согласия? Но так же в теории он может использовать и его аккаунт на «Госуслугах». От случаев, когда родитель, старший родственник или друг потворствует нарушению, это не спасет в любом случае, зато в случае серьезного инцидента его можно будет идентифицировать.
По статистике Whoosh, поездки подростков в возрасте 14–15 лет почти всегда сопровождаются нарушениями ПДД, столкновениями и другими неприятными инцидентами. Те, кто постарше, ведут себя уже более благоразумно, поэтому сервис в соответствии с планами Минтранса повысить минимальный возраст для пользователя СИМ до 16 лет в этом сезоне сделает свои услуги доступными для подростков от 16 лет. Они смогут вбивать в приложение свои настоящие карты и кататься легально.
В новом сезоне продолжится работа по контролю и пресечению нарушений с привлечением сотрудников ГАИ, пеших инспекторов комтранса и уличных камер, а также сервисных команд сервисов аренды. Если вы стали свидетелем нарушения (ДТП, небрежной и неправильной парковки, езды вдвоем, неспешивания на пешеходном переходе), сообщить об этом можно через общедоступный телеграм-бот Ассоциации операторов микромобильности «Самокаты: общественный контроль» (@Samokat_ru_bot).
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»