
Вице-губернатор Кирилл Поляков рассказал о проектах дорожного строительства, которые необходимо реализовать к запуску ВСМ Петербург — Москва. «Фонтанка» показывает, о чем идет речь.
Интервью Полякова опубликовано в ТАСС утром 6 марта. Чиновник рассказывает о разных аспектах проекта ВСМ, отдельно останавливается на транспортном обеспечении будущих станций.
Тоннель и улицы для терминала
В первую очередь речь о будущем терминале ВСМ у Московского вокзала, в который интегрируют исторические корпуса складов Кокоревых.
«Предполагается строительство привокзальной площади на Лиговском проспекте со строительством продолжения Днепропетровской улицы от привокзальной площади до Транспортного переулка; строительство продолжения Миргородской улицы до Чернорецкого переулка, — говорит чиновник. — Также планируется реконструкция проезда вокруг собора Феодоровской иконы Божией Матери и строительство Военной улицы от Товарного переулка до разворотного кольца».
«Фонтанка» рассказывала о том, какой проект привокзальной площади и самого терминала утвердили на градосовете в прошлом году. Выводить пассажиров будут во все возможные стороны, для того и запланированы новые связи, включая не названный Поляковым автомобильный тоннель в створе Товарного переулка и продолжения улицы Черняховского.

На градпортале можно увидеть часть из озвученного вице-губернатором, оно отмечено черным пунктиром. Во-первых, это как раз продолжение Черняховского, которое тоннелем пересекает железнодорожные пути и доходит до Кременчугской улицы. Во-вторых, на север от нее уходит запланированный участок Военной улицы — как раз от Товарного переулка. И в-третьих, самый восточный пунктир — это участок Миргородской до Чернорецкого переулка. На восток от северного участка будущей Военной улицы отходит сплошная черная линия — это, собственно, участок Полтавского проезда к собору под реконструкцию.

На скрине не видно продолжения Днепропетровской улицы от вокзальной площади до Транспортного переулка, но «Фонтанка» писала, что именно оттуда хотят запускать туристические автобусы и такси, чтобы уезжали они через Черняховского. Сейчас угол Днепропетровской и Транспортного выглядит примерно так же, как Военная улица по другую сторону путей.


Говорил Кирилл Поляков и о подземке: «Мы там планируем строить еще дополнительный выход в метро, и это будет реализовано в режиме, как сейчас модно говорить, „сухие ноги“».
Не секрет, что к 2028 году запланирован выход из станции «Лиговский проспект», который в будущем будет общим со станцией «Лиговский проспект-2». Местоположение административно-бытового комплекса метрополитена, первый этаж которого отдадут под выход из подземного вестибюля, тоже известно; вернее, известно, где его хотят видеть власти — на месте бизнес-центра по адресу: Лиговский пр., 52.
На слайде это как раз верхняя буква «М» рядом с красной линий (как раз строящаяся Красносельско-Калининская линия метро, которая, вообще-то, коричневая). Нижняя «М» — это предыдущая для «Лиговского проспекта-2» станция «Каретная» с помещенным рядом с ней ТПУ «Обводный канал-2».


На этом же слайде можно увидеть запланированные на южной набережной Обводного канала искусственные сооружения. Слева — тоннель на пересечении с Лиговским проспектом, но это отдаленная перспектива.
Справа — развязка на пересечении с Глухоозерским шоссе у Атаманского моста: в Генплане ее ждут до 2030 года, и она-то точно обеспечит циркуляцию транспорта к терминалу ВСМ и обратно.
Еще в прошлом году собеседники «Фонтанки» в Смольном признавали, что нынешнее решение по Военной улице половинчатое: «По-хорошему, конечно, Военную улицу надо пробивать дальше к Обводному каналу, делать мост и подключать ее к Глухоозерскому шоссе со всеми вытекающими. Но пока остановились на этом первоочередном варианте — расширить [Военную] улицу на участке от вокзала до Атаманской и сделать разворотное кольцо».
Что сделают на Волковской и в Обухово
Кирилл Поляков также остановился на обеспечении пассажирской платформы «Волковская», куда от Московского вокзала уведут пригородное сообщение, чтобы разгрузить терминал ВСМ. Ее еще предстоит построить.


«На первом этапе предполагается реконструкция Прогонной улицы; строительство Камчатской улицы от продолжения Тосиной улицы до магистральной улицы вдоль железнодорожной линии Московского направления; строительство Магистральной улицы вдоль ШМСД от продолжения Камчатской улицы до продолжения Софийской улицы. На втором этапе планируется строительство продолжения Софийской улицы от улицы Салова до Волковского проспекта», — рассказал вице-губернатор.
На первом слайде видна эта «магистральная» планируемая улица, она выделена желтым пунктиром, который идет вдоль железнодорожных путей и в какой-то момент — вдоль Широтной магистрали (фиолетовый пунктир). Слева на карте ее пересекает черный пунктир будущей Камчатской улицы, которая после этого становится Белградской и идет южнее до Салова. Справа ее пересекает другой черный пунктир — это и есть продолжение Софийской.


На втором же слайде желтым ярко выделен участок Прогонной улицы под реконструкцию.
Красным отмечены сложные искусственные сооружения там, где новая магистральная улица вдоль ШМСД встречается с другими: слева направо — это развязка на будущей Камчатской, путепровод на Бухарестской и тоннель на Софийской.
Про будущую станцию в Обухово рядом с одноименной станцией метро Поляков отметил, что там появится ТПУ «Южный», который «обеспечит связь ВСЖМ-1 с поездами пригородного сообщения, метрополитеном и остановками общественного транспорта».
По данным «Фонтанки», конкретная конфигурация этого ТПУ еще не утверждена, а подходы к нему необходимо увязать с долгосрочными проектами в Генплане. Пока можно отметить, что здесь предполагается через развязку с проспектом Девятого Января вести на юг магистраль по направлению г. Колпино — пос. Металлострой — ул. Кибальчича — Глухоозёрское шоссе (выделенный желтым пунктир); она делает дугу, а потом долго идет вдоль путей Московского направления, пересекая, в том числе, Южную широтную магистраль.


При этом очевидно, что основная стройка здесь все равно железнодорожная (второй слайд), и она уже началась. Компания «Дороги и мосты» из холдинга «Нацпроектстрой» подрядилась подготовить инфраструктуру для ВСМ от Московского вокзала до Обухово.
«На участке возведут почти 70 км путей и 15 искусственных сооружений, включая два моста, восемь железнодорожных путепроводов, три эстакады и два тоннеля. Построят пять постов электрической централизации, где смонтируют цифровые системы управления движением поездов», — рассказали «Фонтанке» в компании.

После Обухово магистраль отклонится от нынешнего хода и пойдет на юг (красная трассировка на слайде выше) в Ленинградскую область. О том, как регионы прохождения ВСМ договариваются о проекте, читайте на «Фонтанке».