Голландский Петербург — следующая «остановка» в путешествии, которое вы можете совершить с «Фонтанкой» в рамках проекта «(От)Личный Петербург». Ранее мы рассказали, где искать в городе уголки Британии, а теперь перемещаемся «на материк».
Меншиковский дворец

Голландские корни у Петербурга были изначально, поэтому больше всего их признаков можно увидеть в зданиях петровской поры — петровском барокко. При этом Меншиковский дворец напоминает о Голландии не только снаружи — своей высокой крышей «с переломом», двухцветным фасадом и мелкой расстекловкой окон, — но и интерьерами: в музее по сей день можно увидеть расписные голландские кобальтовые плитки начала XVIII века с изображенными на них букетами цветов и сельскими пейзажами с малоэтажными домиками и мельницами и лубочными сценками.

Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель керамики XVIII–XIX века, в том числе голландской плитки, Екатерина Андреева в своей статье для Ассамблеи Петровских музеев России отмечает, что привезенная в петровское время в Петербург из Нидерландов плитка была квадратной, со стороной 5 дюймов (128–132 мм) и около 7 мм толщиной, с синей (оксидом кобальта) и (или) пурпурной (оксидом марганца) росписью. Плиткой в Меншиковском дворце были отделаны разные интерьеры, но сохранились лишь четыре. Три из них — личные покои Меншикова: предспальня, спальня, кабинет из прихожей, а также примыкающий к ним Варварин покой (покой В. М. Арсеньевой).
Летний дворец Петра I

Дворец в Летнем саду, построенный в 1711–1712 годах по проекту Доменико Трезини, со времен Петра I не перестраивался и сохранил и внешний облик, и планировку, и значительную часть оформления интерьеров. Здесь о Голландии напоминают опять-таки и внешний облик здания с типичной крышей и окнами, и его изразцовые печи, отделка стен расписными голландскими плитками. Собственно, на Летний дворец, пишет Екатерина Андреева, и были направлены первые заказанные царем плитки, прибывшие в Петербург в 1714 году.
Зимний дворец Петра I

В Эрмитаже подсчитали: в Петербурге сохранилось всего шесть каменных зданий петровской эпохи — в их числе Зимний дворец Петра I. В нем воссоздана типичная обстановка петровского времени в его личных комнатах, среди которых токарня, кабинет, столовая. И, конечно же, помимо голландского стиля и духа здесь тоже есть голландская плитка. Эта партия, как выяснила Екатерина Андреева, прибыла в Петербург в 1718 году для отделки шести интерьеров в Малых палатках. Ну и здесь есть голландские произведения искусства — от живописи до люстр.
Дворцы Марли и Монплезир в Петергофе
Также голландский стиль и голландскую плитку использовали при строительстве дворцов Марли (там ею отделывали поварню) и Монплезир (три помещения) в Петергофе.


К сожалению, в Великую Отечественную дворец Марли был взорван, но после войны отстроен заново и открыт для посетителей в 1982 году. Он необычен своей планировкой: там нет парадного зала, а из вестибюля тянется длинный коридор с отходящими от него комнатами. А главное — там есть кухня, обустроенная на голландский манер: как объясняют в самом «Петергофе», раньше, в допетровской Руси, кухни с печами строили отдельно от дворцов и боярских палат, но в Голландии Петр увидел, что кухни с вытяжными колпаками — атрибут каждого дома, и, вернувшись, распорядился делать во всех дворцах кухни на голландский манер. Интересно, что это сказалось и на том, что ели люди: на столах появились блюда, жаренные на сковороде, а не томленые в печи.
Монплезир также сильно пострадал в Великую Отечественную. Влияние голландской архитектуры на облик дворца было столь очевидным, что его даже называли «Голландским домиком». Сохранились на этот счет и воспоминания французского посла Кампредона: «Комнаты в „Монплезире“ малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам».
Домик Петра I

Старейшее здание Петербурга также относит нас к Голландии, хотя специалисты обращают внимание, что дом построен из тёсаных шестигранником сосновых брёвен на шведский манер. Деревянному строению, по желанию Петра I, мечтавшего придать Петербургу сходство с Амстердамом, придали каменный вид, для чего бревна были стесаны и расписаны под красный кирпич «на голландский манер» (так Петр приказал оформлять все деревянные постройки в Петербурге), а крыша покрыта деревянными пластинами под черепицу.
К слову, на крыше исторически была деревянная модель пушки и две горящие бомбы по сторонам — как символ, что здание принадлежит человеку военному. Но они пропали еще в XVIII веке. А стены внутренних помещений Домика обиты морской парусиной.
Кикины палаты

Типичный памятник петровского барокко и одно из старейших зданий города. К слову, с пугающей историей: его хозяин в нем так и не пожил. Некогда друг Петра I Александр Кикин попал в опалу сначала за казнокрадство, а потом и за поддержку сына императора Алексея, желавшего занять престол. Кикин был казнен, а в его доме Петр обустроил будущую Кунсткамеру (идею которой царь также почерпнул в Голландии). Кикины палаты, конечно, неоднократно перестраивались, но ризалиты с фигурными наличниками и колоколообразные щипцы (верхняя часть фасада здания) наверняка напомнят вам о Голландии.
Здание Двенадцати коллегий

Конечно, здание по проекту Трезини, работавшего в Голландии, больше бы напомнило об этой стране на заре своего существования, когда перед ним тек канал, а каждая из коллегий (министерств) имела свой парадный вход, обозначенный фронтоном. Но и теперь шедевр петровского барокко «намекает» на свои корни уже одной только расцветкой: красный кирпич и белая отделка наличников.
Адмиралтейство в Екатерининском парке

Характерный для голландских домиков ступенчатый щипец (фронтон с «лесенкой») можно найти и в Петербурге — на берегу Большого пруда в Царском Селе. Комплекс из трех зданий был возведен по проекту архитектора В. И. Неелова летом 1773 года. Название «Адмиралтейство» он получил, потому что в нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки для катания придворных. А в XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира — на них катались в праздничные вечера.
Доходный дом С. Ф. Френкеля

Еще один дом со ступенчатым (со скруглениями) щипцом можно найти на Таврической улице. Здание в стиле северного модерна выстроил архитектор Дмитрий Крыжановский. Дом, тоже как в Голландии, узкий, на парадной лестнице — по одной квартире на площадке.
Дом Троекурова и здания на Кадетской

Дом стольника Петра I Алексея Троекурова, который даже называют «Голландским домом», на 6-й линии, 13, — единственный сохранившийся на Васильевском острове пример гражданской архитектуры первой трети XVIII века, построенный на основе «образцового проекта». Его авторство приписывают Доменико Трезини. Фасад, однако, перестраивал в 1868 году Николай Мясоедов.

Впрочем, голландский флер несут в себе и другие постройки Васильевского острова первой половины XVIII века. Например, присмотритесь к домам 13–15 по Кадетской линии — их хоть и строил француз, главный архитектор Петербурга петровской поры Жан-Батист Леблон, но мелкая расстекловка окон и в целом восстановленный в более поздние годы стиль петровского барокко имеют некий голландский дух.
Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора

Шпили, пронзающие серое небо над Петербургом, — кстати, тоже голландский «привет». Здание Адмиралтейства перестраивалось, а вот металлический шпиль с корабликом на здании впервые установил голландский мастер Харман ван Болос (1689–1764). Он же создавал первый шпиль Петропавловского собора, Симеоновской церкви и Конюшенного двора (да-да, шпиль там был). И в целом шпили и ступенчатые башни с часами можно отнести к голландскому стилю.
Здание больницы В. Б. Перовской для бедных

Здание Ольгина приюта для больных в память Григория строил в 1911–1912 годах архитектор нидерландского происхождения Вильгельм Ван-дер-Гюхт (хоть и родившийся в Одессе). Он подарил Петербургу немало красивых зданий, которые можно увидеть на Петроградской стороне (творил он в эпоху модерна), но голландский стиль отзывается только тут.
Прочие голландские места в Петербурге


Ну и из очевидного в Петербурге к «голландским» местам можно отнести Голландскую церковь на Невском проспекте (визуально, правда, и не скажешь) и Новую Голландию — но ее так назвали исключительно по окружающей местности района Адмиралтейства, которая была организована по принципу голландских верфей. Впрочем, краснокирпичные здания — вполне характерная составляющая голландской архитектуры.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».