Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Строительство Съехать от родителей. Почему среди покупателей квартир в петербургских новостройках все больше молодежи

Съехать от родителей. Почему среди покупателей квартир в петербургских новостройках все больше молодежи

670

Средний возраст покупателя жилья в новостройках снизился — у разных застройщиков он в среднем помолодел на от 5 — 10 лет. По данным «Петербургской Недвижимости», доля тех, кто приобретает первичное жилье в Петербурге до 30 лет удвоилась за последние годы с 9% в 2020 году до 20% в 2024 году. При этом на рынке активны и представители более старших поколений, которые во многом пересекаются с молодежью в требованиях к жилью.

iSrockphoto.com/jacoblund | www.fontanka.ruiSrockphoto.com/jacoblund | www.fontanka.ru

iSrockphoto.com/jacoblund

Возраст возрасту рознь

Портрет современного покупателя квартир за последние пять лет изменился. Надежда Ильина, директор по развитию ГК «Лидер Групп» рассказала, что, согласно статистике сделок в компании за этот период, чуть более половины покупателей составляют молодые люди 25-34 лет. Впрочем, встречаются и более молодые представители.

— Этот тренд мы связываем, в первую очередь, с развитием цифровых технологий, которые позволяют получать высокий доход именно молодым людям, — говорит она. — Второй фактор — родители стали больше уделять внимания приобретению жилья для детей «на вырост». Как правило, это покупатели из регионов, стремящиеся построить надежную платформу для успешного старта. В этом случае люди старшего возраста не учитываются в статистике, так как часто недвижимость сразу оформляют на детей.

Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург» отметил, что средний покупатель квартиры в ЖК «Юнтолово» и «Северная долина» — 38-летний житель Петербурга или Ленобласти с детьми.

— Проекты «Главстрой Санкт-Петербург» ориентированы преимущественно на семейного покупателя, но мы отмечаем, что большинство наших дольщиков — женщины: они заключили примерно 55% сделок на квартиры в наших проектах, — добавил он.

Сегодня средний возраст покупки квартир в проектах ГК «А101» — 33 года. Как рассказала коммерческий директор ГК «А101» в Санкт-Петербурге Мария Орлова, с 2018 года в целом по группе на 18% выросло количество клиентов-инвесторов и на 10% увеличилось число тех, кто приобретает квартиру для детей. Обе эти категории относятся к условно старшему поколению (от 45 лет) и миллениалам (31-45 лет).

— Если говорить об активности покупателей, то у старшего поколения она постепенно снижается, — говорит Орлова. — Миллениалов пока можно назвать «костяком» аудитории ГК «А101», а покупателей, расположенных между ними и зумерами (26-30 лет) — «концентрированным костяком». Именно последняя группа с отрывом лидирует среди остальных, если разделить покупателей по возрасту на пятилетние промежутки, и является нашей наиболее перспективной целевой аудиторией на ближайшие годы.Что касается зумеров (18-25 лет), то они пока не торопятся прийти на смену более старшему поколению покупателей, но мы рассчитываем, что они повысят свою активность в ближайшие годы.

— Мы изучили статистику сделок по ЖК «Новый Лесснер», и покупатель, действительно, сильно помолодел за последние несколько лет, — продолжил Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой». — Например, с 2022 по 2024 год процент покупателей 26-34 лет вырос с 8% до 25%. Доля 36-44-летних уменьшилась с 46% до 37%. Доля клиентов старше 45 лет уменьшилась с 43% до 33%. При этом доля младшего сегмента 18-24 лет выросла незначительно — с 3% до 5%. В статистике есть, конечно, небольшая доля погрешности, поскольку учитываются клиенты, на которых оформляются квартиры, а не те, кто платит и принимает решение. Например, если родители покупают детям квартиру, то в статистику покупателей попадут именно дети.

Но тем не менее, тренд на рост сегмента 26-34 лет налицо, и эксперт связывает этот его с развитием семейной ипотеки (это как раз семьи, в которых есть не достигшие 7 лет дети) и развитием цифровых сервисов (через интернет можно выбрать и забронировать квартиру, электронно подписать договор, зарегистрировать сделку онлайн и т. п.). При этом молодежь стала больше зарабатывать, на ее долю пришелся большой сегмент IT-ипотеки в первой половине 2024 года.

А вот Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» не подтвердил тренд на снижение возраста покупателя. По его словам, на протяжении последних лет этот показатель колебался незначительно, и сегодня в компании составляет порядка 35 лет.

— В последний год наблюдается обратная тенденция: с ростом ставок по рыночной ипотеке покупателям молодого возраста стало труднее приобретать жилье. — говорит он. — Сейчас льготная семейная ипотека определяет основную долю сделок на рынке, и с учетом этого средний возраст клиентов, наоборот, чуть подрастает.

Запрос молодежи

У зумеров, самой младшей группы покупателей жилья (18-25 лет), есть собственные предпочтения, которые отличают ее от остальных — по словам Марии Орловой, ее представители меньше привязаны к конкретной локации и не готовы проводить много времени в дороге на работу и обратно. Эта черта коррелирует как с потребностью в удаленной работе, так и с желанием пожить в других местах.

Она отметила, что зумеры вообще отличаются определенной беспечностью, — многим из них квартиры достаются по наследству, и у них нет острой необходимости много зарабатывать. Гораздо выше конкретных вещей они ценят возможности развития и впечатления. Для них характерно стремление посмотреть мир — пожить в других городах и странах — поэтому и вопрос покупки недвижимости стоит не так остро. Когда же дело до этой покупки доходит, то основной ее мотив — возможность съехать от родителей, создать семью или вложить деньги.

— При этом мы замечаем, что если им по каким-то причинам не подходит район, то они скорее будут сдавать свою квартиру на окраине и снимать жилье ближе к центру, — продолжила Орлова. — Схожие требования к жилью у клиентов в сегменте между миллениалами и зумерами — они готовы переехать в более отдаленные локации ради собственного жилья, обращают внимание на наличие детских учреждений и рабочих мест. У этой возрастной категории есть пересечения с зумерами — и тем, и другим требуются условия для удаленной работы, а район должен быть «модным» — здесь должны в достаточном количестве находиться рестораны соответствующего уровня, а также возможности для культурного досуга.

По словам Николая Гражданкина, в квартирах молодые покупатели выбирают европланировки с небольшими по площади спальнями и просторными кухнями-гостиными. Они не гонятся за большими по площадям квартирами — они менее ликвидны, а для молодых покупателей важна мобильность. Для них важно расположение ЖК, чтобы всё было под боком и до районов деловой активности было недалеко.

— В этом смысле ЖК «Новый Лесснер» им подходит — 10 минут пешком до метро и 10 минут на машине до исторического центра, дворы новостройки закрыты от посторонних и машин, а в квартирографии много европланировок.

— Молодые покупатели — это люди, которые еще не готовы обзаводиться просторным жильем, но при этом очень взвешенно подходят к выбору локации и качеству проекта, — добавила Надежда Ильина. — Им важно, чтобы рядом с домом были школа и детский сад, а территория была закрытой. Более пристрастно оценивается и наполнение проекта: наличие паркинга, возможность комфортной работы на свежем воздухе, озеленение двора.

А в планировках, по словам эксперта, эту категорию покупателей чаще всего интересуют помещения для гардеробной, просторные кухни-гостиные, но при этом площадь рабочей кухонной зоны стремительно уходит на второй план. Это связано с тем, что молодежь не хочет тратить время на готовку, предпочитая сервисы доставки готовой еды, а полезное пространство использует в качестве комфортной дневной зоны с домашним кинотеатром, где можно и поработать удаленно, и посидеть с друзьями.

По словам Дмитрия Ефремова, предпочтения молодых по сути не изменились и по-прежнему носят индивидуальный характер, связанный со стадией жизненного цикла семьи, а также контекстом ситуации, которую клиент намерен решить. Изменение семейного положения, рождение ребенка, переезд на работу в другой город, поступление в вуз, желание родителей быть ближе к детям — все это может стать мотивацией к покупке..

— Возраст здесь может лишь коррелировать со стадией жизненного пути, но первостепенное значение имеют появляющиеся потребности, — говорит эксперт. — Безусловно, представители поколения Z уже приобретают квартиры на рынке новостроек. Достаточно часто это молодые ИТ-специалисты. С точки зрения необходимых атрибутов в самом комплексе, они больше внимания уделяют коммерческой насыщенности выбранного ЖК: фитнес-центры, пекарни и рестораны, коворкинги, доступность служб доставки. Конечно, эти опции важны и поколению миллениалов и бумеров, но не являются первостепенными при выборе квартиры.

С другой стороны, помимо «зумеров», планирующих решить свой жилищный вопрос путем покупки квартиры, есть и те, кто в целом пока не рассматривает такое приобретение в будущем: им проще снимать квартиру или апартаменты, жить с семьей.

Миллениалы и старше

Покупатели более старшей возрастной группы, в отличие от зумеров, предпочитают акцентироваться на просторных планировках с большими кухонными зонами, несколькими санузлами и панорамными окнами. По словам Надежды Ильиной, для людей возраста 45+ сохраняет актуальность не только наличие балкона или лоджии, но и их площадь, в то время как представители молодого поколения чаще готовы отказаться от балконов в пользу интересного облика здания или внутренних пространств.

— А вот без чего точно не представляют нового дома люди из поколения Х, так это остановки общественного транспорта рядом с домом, — говорит она. — Также для них более важен такой параметр, как наличие в квартире полной отделки, в то время как зумеры чаще предпочитают создавать индивидуальный дизайн.

— Миллениалы ради улучшения жилищных условий чаще готовы к переезду в отдаленные локации, — продолжила Мария Орлова. — По этой же причине для них огромное значение приобретает транспортная доступность, причем как автомобильная, так и общественный транспорт. Обращают они внимание и на наличие рабочих мест в районе. Другим необходимым качеством для этой группы является обеспеченность жилья социальной инфраструктурой для детей — в первую очередь, садами и школами.

— 35-летние — это «миллениалы» в нашем понимании, и требования к характеристикам у них меняются, — говорит Ян Фельдман. — Но это не свежий тренд, а история последних 5-10 лет. Больше внимание начали обращать на продуктовые особенности — планировку, готовую отделку (у большинства наших клиентов нет желания делать ремонт, и они стремятся приобрести готовый продукт под ключ). При этом для них важна продуманность во всем — начиная от входа на территорию квартала и заканчивая дверными ручками. Кроме того, и миллениалы, и зумеры больше внимания обращают на архитектуру квартала. Наверное, это связано с путешествиями, большей насмотренностью — с опытом потребления планка требований к жилой среде повышается. Стало больше запросов на умные технологии, дистанционное управление элементами жилой среды: диджитал проникает всюду, где это возможно.

Точки пересечения

Мария Орлова отметила, что для всех возрастных групп крайне важна экологичность района и его близость к рекреационным природным зонам. Все большую роль приобретает и налаженная система раздельного сбора мусора и используемые в строительстве или эксплуатации энергосберегающие технологии.

— Для всех категорий покупателей квартир в проектах ГК «А101» важно, чтобы рядом с жильем была вся необходимая социальная инфраструктура — спортивные площадки, магазины, рестораны, медицинские учреждения, развлечения, культурные объекты. Особенно этот фактор важен для представителей условно старшего поколения-, — добавила Мария Орлова.

— Но всегда есть то, что объединяет покупателей независимо от возраста и предпочтений — это баланс цены и качества проекта, — говорит надежда Ильина. — В этом плане показателен наш квартал «Аэросити» в Пушкинском районе — дома высотой 10-12 этажей с закрытой территорией, при этом стоимость в данной локации начинается от 3,4 млн рублей.

Ян Фельдман считает, что полноценная среда должна быть универсальной и учитывать любые возрастные категории.

— Наш подход — создавать 10-15 потенциальных сценариев времяпровождения, — уточнил он, — поэтому у нас в кварталах есть игровые зоны для детей любых возрастов, велодорожки, площадки для командных игр, воркауты для взрослых, роллердромы для подростков, места для работы на открытом воздухе, уединенные уголки тихого отдыха, зоны сообществ со столами для пикников и настольных игр. и т. д. То есть актуальность элементов среды определяют сами жители.

Самый трендовый запрос на сегодня, объединяющий все возрастные категории, по словам эксперта — запрос на комьюнити.

— Времена, когда все хотели запереться в четырех стенах, закончились, — говорит он. — Люди ценят сообщество, хотят самостоятельно формировать комьюнити из родственников, соседей, единомышленников, друзей. У нас есть квартал, где этот тренд ярко выражен — значительная доля взрослых жителей работают здесь удаленно и живут почти безвылазно. Со временем они начали сами формировать окружение и приобретать квартиры целыми компаниями.


ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5