Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Метроном» сбивают с ритма. Прокуроры пришли с ковидными долгами к главным рекламщикам подземки

«Метроном» сбивают с ритма. Прокуроры пришли с ковидными долгами к главным рекламщикам подземки

6 019
«Метроном» сбивают с ритма. Прокуроры пришли с ковидными долгами к главным рекламщикам подземки | Источник: Огнев Михаил / «Фонтанка.ру»«Метроном» сбивают с ритма. Прокуроры пришли с ковидными долгами к главным рекламщикам подземки | Источник: Огнев Михаил / «Фонтанка.ру»
Источник:

Компания «Метроном», много лет занимающаяся рекламой в петербургском метро, отбивается от претензий прокуратуры в судах. В истории вопроса — эхо ковида и публикации про иноагента-экстремиста.

Два иска к «Метроному» поданы в январе в арбитраж. В обоих случаях истцом выступает заместитель прокурора Санкт-Петербурга, но требования он предъявляет в интересах города, а именно — комитета по транспорту. Соответчиком с рекламной компанией проходит и «Петербургский метрополитен», с которым она в свое время заключила товарищеское соглашение.

«Фонтанка» рассказывала о системе рекламы в метро, которая сложилась за много лет. Право на нее разыгрывает на конкурсе Городской центр рекламы и праздничного оформления (в прошлом он назывался ГЦРР). Подземка получает деньги за аренду площадей, а победитель торгов — плату с рекламодателей. На протяжении лет этим занимались одни и те же компании: «Метроном», «Анфас», «Коммет», «Афкап». Право на продажу рекламы все они передавали компании «Проспект», имевшей с «Метрономом» общего совладельца. В 2017 «Метроном» снова выиграл, одним из аргументов в его пользу стал накопленный опыт рекламы для людей с клаустрофобией в метро.

Заплати, но не сейчас

В 2020 году ударила пандемия, горожане — в директивном порядке — сидели по домам, станции метро изменили расписание работы. Помимо прочих, из-за этого пострадали операторы наружной рекламы: они продолжали арендовать площади у города по 10-летним договорам, но размещать что-либо на щитах и лайтбоксах никто не собирался, ведь некому было на это смотреть. «Мы наблюдаем падение числа клиентских заявок на апрель на 70–75%, при негативном сценарии эта доля может достичь и 90%, — рассказывал „Фонтанке“ тогдашний гендиректор компании-оператора рекламы в метро „Метроном“ Игорь Савви. Его компания, к примеру, должна была платить за аренду ежемесячно 50 млн, и, начиная с апреля 2020 года, начал копиться долг.

Бизнес просил поддержки у власти и получил ее в виде отсрочки платежей. Для «Метронома», по данным «Фонтанки», разработали индивидуальное решение: заключили допсоглашения к его договорам с ГЦРР. Накопленные долги разрешили выплачивать в рассрочку равными долями в 2021–2022 годах; кроме того, отсекли пени и штрафы за самый шоковый II квартал 2020-го. Само по себе это помогло компании, но отраслевая проблема никуда не делась, так что вскоре процедуру повторили: долги за 2021 год перенесли на период с июня 2022 по февраль 2024 и вновь освободили от санкций.

Несмотря на все это, «Фонтанка» рассказывала, что в мае 2022 года и «Метроном», и «Коммет» уведомили метрополитен от том, что с июля 2022-го откажутся от договора «на предоставление права пользования местами размещения рекламы и информации». «В случае расторжения указанных договоров ГУП „Петербургский метрополитен“ планирует проведение новых конкурсных процедур, план прибыли от данного вида деятельности на 2023 год потребует корректировки», — говорилось в документах перевозчика. Причину можно найти в том же разговоре с Савви 2020 года: «Крайне сомнительно, что мы вернемся к показателям 2019 года, ведь даже когда люди снова начнут ездить в метро, заказчики из-за финансовых последствий кризиса вынуждены будут отказаться от затрат на продвижение».

В итоге операторы рекламы отказались от своих планов на уход. Но в истории появился «черный лебедь».

Что случилось

В начале 2023-го ныне покойный бизнесмен и основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин отреагировал на заочный приговор Александру Невзорову* за фейки о российской армии. «Я буду настаивать перед Бегловым Александром Дмитриевичем, чтобы у вас забрали этот бизнес, а именно — рекламную компанию „Метроном“ (реклама в метро), которая, как я знаю, всегда приносила вам неплохие доходы. Около 700 миллионов в год», — заявил он тогда, обращаясь к журналисту.

«Фонтанка» подробно разбирала, откуда могла возникнуть конструкция про 700 млн в год и как малоизвестные СМИ проводили связь между «Метрономом» и Невзоровым, который никогда и не был в акционерах. Возможно, это делала не только «Фонтанка», учитывая чувствительность темы. По крайней мере, прокуратура вдруг обратила внимание на эти отсрочки по долгам за аренду и подала в 2024 году иск в Петроградский районный суд. К тому времени компанию «Метроном» уже купил крупнейший рекламный холдинг Russ Outdoor, который к этим «хвостам» отношения не имел (после его слияния с Wildberries бенефициаром «Метронома» и вовсе значится основательница маркетплейса Татьяна Ким).

По данным «Фонтанки», прокуроров смутило нормальное финансовое состояние «Метронома», когда он пользовался отсрочками. Например — перечисление дивидендов учредителям «Метронома» в 2022-м. Прокуратура считает, что подземка недополучила доходов в виде пени почти на 30 млн рублей. И ее не остановило даже то, что сам метрополитен письменно подтвердил: материального ущерба у предприятия нет. Логика такая: собственник имущества, а именно Санкт-Петербург, явно пострадал. Вот в его пользу и надо взыскать средства, причем в лице не желающего этого «Петербургского метрополитена».

Судя по карточке дела в Петроградском районном суде, его передали по подсудности в арбитраж. Характерно, что там ответчиком значатся уже оба — и «Метроном», и метрополитен. Суть исков — в признании сделки недействительной. В определении суда нет конкретики, но можно предположить, что речь как раз про те допсоглашения о рассрочке накопленного долга перед метро. В качестве третьего лица привлечен Городской центр рекламы и праздничного оформления.

«Фонтанка» направила вопросы метрополитену, который не наблюдал у себя имущественного ущерба от отсрочки платежей. До конца судебных разбирательств перевозчик воздержался от комментария.

* Признан иностранным агентом Минюстом РФ, признан членом запрещенного в России экстремистского объединения.



ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях