Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Эрмитаж покажет тонкости «французской манеры» в Галерее графики

Эрмитаж покажет тонкости «французской манеры» в Галерее графики

639

Новая экспозиция в залах № 324-328 Зимнего дворца будет посвящена французской графике XV–XVII веков. Искусству эпохи, когда Франциск I бесконечно воевал и мирился (а затем снова воевал) с Карлом V Габсбургом, а его сын Генрих II бросил мир к ногам всесильной фаворитки Дианы де Пуатье.

Эрмитаж покажет тонкости «французской манеры» в Галерее графики | Источник: hermitagemuseum.orgЭрмитаж покажет тонкости «французской манеры» в Галерее графики | Источник: hermitagemuseum.org
Источник:

Вы увидите более ста пятидесяти рисунков и гравюр, сможете проследить переход от готики к искусству Нового времени. На выставке будут карандашные портреты — официальный жанр, который в числе первых испытал ренессансное влияние, — а также вещи школы Фонтенбло, Парижской школы, книжные иллюстрации. Особый раздел кураторы посвятят рисункам и гравюрам Жака Шарля Белланжа — яркого и противоречивого мастера, воплотившего маньеристские веяния и предвосхитившего рококо и ар-нуво. Картина Белланжа «Оплакивание Христа» (1616/17) — одна из самых эффектных и загадочных в эрмитажной коллекции французской живописи XV–XVIII веков.

К середине XV века Франция, одержав победу в Столетней войне, стала централизованным государством под властью династии Валуа. То есть всё более походила на Францию, которую мы знаем по истории Нового времени — в отличие от более раннего средневекового периода, когда власть королей зачастую была меньше, чем власть местных феодалов, особенно на юге. В тот же период начинает формироваться французская художественная школа, и особое место в ней занимает портрет. В разделе, посвящённом карандашным портретам, вы увидите один из трёх сохранившихся в мире (!) рисунков Жана Фуке «Мужчина в шляпе». Мастер стоял у истоков жанра станкового портрета во Франции, с него же можно начинать отсчёт французского Возрождения. Также вы увидите работы других художников, связанных с двором Валуа: Жана Перреаля, Жана и Франсуа Клуэ, Жана Декура, Пьера Дюмустье Старшего, Жана Фулона и Мастера I.D.C.

Источник: hermitagemuseum.orgИсточник: hermitagemuseum.org
Источник: hermitagemuseum.orgИсточник: hermitagemuseum.org
Источник: hermitagemuseum.orgИсточник: hermitagemuseum.org

К династии Валуа принадлежал и Франциск I — как его называют кураторы, «неутомимый и волевой» король, «одержимый Италией», поклонник таланта Леонардо да Винчи, которого монарх пригласил во Францию. Оценив в ходе военных экспедиций итальянское искусство, Франциск решил перестроить замок в Фонтенбло, для чего пригласил лучших итальянских мастеров. Так сложился художественный центр, основателем которого можно считать маньериста Россо Фьорентино (Рыжего Флорентийца, его живопись вы наверняка видели на постоянной экспозиции Эрмитажа). Школе Фонтенбло будет посвящён один из центральных разделов выставки. Там вы найдёте работы Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо, Никколо дель Аббате, Леонара Тири и других художников. В момент, когда Франциск решил привить на родине достижения итальянских школ, французская культура цвела позднеготическим цветом, в Италии же был в разгаре маньеризм, ставивший оригинальность замысла и причудливую игру выше ренессансной ясности образов. Именно смешение позднеготического с маньеристским создало уникальный французский стиль — куртуазный и артистически экстравагантный.

В 1547 году Франциск скончался, и его сын Генрих II — любитель рыцарских турниров, известный среди прочего тем, что его фаворитка Диана де Пуатье считается самой могущественной дамой монаршего сердца в истории, — перенёс столицу в Париж. Город становится новым художественным центром: там работают Жан Миньон, Жан Кузен Старший и Младший, Пьер Милан и Рене Буавен, Баттист Пеллерен и Этьен Делон, Леон Давен. Эти мастера осваивают наследие школы Фонтенбло и всё глубже осмысляют маньеристское тяготение к необычному, эксцентричному, остроумному.

В разделе, посвящённом книжной иллюстрации, вас будут ждать иллюстрации часовников первой половины XV века и начала следующего столетия, миниатюрные ксилографии двух крупнейших лионских мастеров книжной иллюстрации Бернара Саломона и Пьера Эскриха, а также резцовые гравюры парижан Леонара Готье и Тома де Лё, которые в конце XVI века задавали моду во французской книжной иллюстрации. История же французской печатной иллюстрированной книги началась в 1478 году с выхода в Лионе издания «Зерцало человеческого спасения». Постепенно французская иллюстрация менялась: позднеготическую многословность, которая наследовала рукописям, сменила ренессансная строгость, ясность и рациональность. Укрепился и подход к иллюстрированию текста, основанный на эмблематической триаде «изображение — заголовок — пояснительный текст».

И, конечно, особого внимания заслуживает лотарингский мастер Жак Шарль Белланж, которому будет посвящён финальный раздел выставки. Как отмечают кураторы, Белланж, возможно, был последним мастером, который пестовал маньеристскую рафинированность, грацию линии, изысканность силуэта, утончённую элегантность, когда маньеризм по сути уже сошёл на нет. Гравюры художника, которые вы увидите на выставке, он скорее всего создавал, чтобы познакомить со своей самобытной манерой как можно больше людей, и он имел успех в Риме и Париже. Стоит полюбоваться и рисунками художника с лёгкими, как их называют кураторы, будто тающими в воздухе образами. В наследии Белланжа стремление к элегантности сочетается с любовью к театру, увлечение орнаментальностью — с тщательностью исполнения. Его искусство можно назвать последним всполохом пламенеющей готики и предвестником рококо и ар-нуво.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» пройдёт в Галерее графики (залы № 324 — 328 Зимнего дворца) с 19 марта по 13 июля 2025. 0+

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5