
вестибюль будущей станции метрополитена «Путиловская»
Смольный рисует самую важную, по его же словам, линию метро на правый берег Невы. «Фонтанка» рассказывает, с какими остановками и как она когда-нибудь пойдет.
О том, что проект планировки нового участка коричневой линии от «Каретной» до «Полюстровского проспекта-1» подготовят в течение года, стало известно накануне из распоряжения КГА. ППТ — ключевая стадия для полноценного проектирования, а о коричневой линии как о приоритетном направлении метростроения Смольный говорил уже неоднократно. И все же в заявленные сроки поверит не каждый.



Логика «вы сначала это достройте, а потом дальше проектируйте» здесь не работает. Как раз отсутствие проектов, поставленных на поток, и авральные задачи по достройке уже начатого в конце 2010-х завели метростроение в Петербурге туда, куда оно пришло. Так что еще раз про последовательность:
первый участок Красносельско-Калининской линии от «Казаковской» до «Путиловской» обещают открыть до конца 2025 года (вместе с пересадкой на «Кировский завод»);
следующий участок от «Путиловской» до «Каретной» только начинают строить и планируют вводить в 2030–2033 годах (некоторые станции будут открывать «на прогон» без выходов на поверхность и достраивать их по ходу);
проектирование третьего участка от «Каретной» до «Суворовской-1» поручили новой городской компании «Метропроект», причем по очень приличной стоимости — порядка 4 млрд;
следующие две станции — «Смольный» и «Полюстровский проспект-1» — концептуально входят в более крупный участок от «Каретной» до «Полюстровского проспекта-1», так что проект планировки разрабатывают для него целиком.
Что это за станции
Первая станция на участке за «Каретной» — это «Лиговский проспект-2». Одно время бытовало мнение, что ее стройку гонят к 2028 году, когда запустится ВСМ. На самом деле речь идет о том, чтобы построить второй выход для существующей станции Лахтинско-Правобережной линии «Лиговский проспект» (он появится на месте бизнес-центра советской постройки по адресу Лиговский, 52). Позднее к этому же выходу подключат и новую коричневую станцию. На карте вестибюли отмечены красной «М».

Дальше линия идет прямо под площадь Восстания, где будет строиться пересадочная станция «Знаменская» (нетрудно понять, что в этом узле, как под Сенной площадью, сойдутся сразу три линии). Конструктивно это, вероятно, самый сложный объект на участке. Генплан видит «Знаменскую» на северо-восточной оконечности площади у Песковского переулка.

Потом идет «Суворовская-1». «Фонтанка» писала, что насчет ее местоположения спорили. На градпортале до сих пор значится вестибюль в сквере у дома № 61 по Суворовскому проспекту. Но ранее впускать его туда отказался КГИОП. Так что возник второй вариант прямо на углу Новгородской и Кирочной.



«Суворовская-1» тоже будет пересадочной с Адмиралтейско-Охтинской линией, которая есть во всех схемах, но к которой никто даже не приступал. На картах она идет с запада на восток через весь город и в область: от станции «Двинская» у Гутуевского моста через станцию «Площадь Репина» к, вы не поверите, «Театральной-2» (именно ее, кстати, формально прописывают на месте Дома быта на Лермонтовском, хотя это условность). Дальше — к пересадочной «Адмиралтейской-2» (на углу Большой Морской и Гороховой, рядом с Домом генерала И. Ф. Тутолмина), станции «Михайловская» на углу Инженерной и Садовой, к «Чернышевской-2» на углу Маяковского и Рылеева и, собственно, к «Суворовской-2». Дальше, если интересно — под Неву к «Большеохтинской-1» на Красногвардейской площади, «Проспекту Энергетиков» недалеко от Большеохтинского кладбища, «Индустриальному проспекту» у парка Малиновка, «Улице Коммуны» между проспектом Наставников и Белорусской — и наконец к «Янино». На схеме ниже эта гипотетическая линия выделена светло-зеленым.

Что касается Красносельско-Калининской линии, то она после «Суворовской-1» идет к станции «Смольный». Генплан видит вестибюль на углу Шпалерной и улицы Пролетарской диктатуры, а круг пользователей ее понятен.

И наконец шаг под Невой к станции «Полюстровский проспект-1». Это тоже пересадочная станция и тоже — с несуществующей пока Кольцевой линией. По последним выкладкам, первым для строительства этапом этого кольца должна стать как раз дуга от «Лесной-2» до «Полюстровского проспекта-2». В итоге в районе Пискаревского, Металлистов и Апрельской запланировано три выхода.

Дальше коричневая линия так и стремится на северо-восток — к «Бестужевской» на углу Энергетиков и Маршала Блюхера, «Пискаревке» у железнодорожной платформы и «Ручьям» у Ручьевской дороги с будущим депо.



Когда это все
Вице-губернатор Николай Линченко, говоря недавно о станциях на Васильевском острове, подчеркнул, что по годам новые запуски расписаны до 2029-го. Все, что дальше — подвижно. В разработанной несколько лет назад схеме «Ленметрогипротранса» участок от «Каретной» до «Полюстровского проспекта» разбросан от 2030 (до «Суворовской-1») до 2033 года («Полюстровский проспект-1» и вообще весь участок до «Пискаревки»). Но ориентироваться Смольный будет не на схему, а на проектные и финансовые возможности, даром, что, по его же словам, коричневую линию от Красносельского до Калининского района ждут полтора миллиона человек. Для понимания, только участок от «Каретной» до «Суворовской-1» оценивали дороже, чем в 100 млрд.

В прошлогодних схемах к статусным совещаниям городские чиновники готовили несколько выкладок. По одной из них, участок до «Суворовской-1» должны ввести в 2032 году. Вторая, касающаяся возможности ввода станций на транзит, давала другой график: запуск всего участка от «Каретной» до «Полюстровского проспекта-1» в 2030 году, но с нюансами: для «Знаменской» это открытие без пересадки, которая подоспеет только в 2032 году, а для «Суворовской-1» и «Полюстровского проспекта-1» это только технический пуск. «Смольного» во второй схеме вообще нет.


При этом инженерные изыскания по участку от «Каретной» до «Полюстровского проспекта-1» пытаются вести уже лет 12 минимум. Конкурсы объявляли в 2014-м, но потом отменяли. В 2016-м заказали и получили за 120 млн предпроект и расчет пассажиропотоков для пяти станций; в 2018-м — уже заказывали документацию по планировке территории за 40 млн.