Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Вы же сделали, что цена такая безумная». Падение авторынка в России оставит без работы 150 тысяч человек

«Вы же сделали, что цена такая безумная». Падение авторынка в России оставит без работы 150 тысяч человек

28 864
«Вы же сделали, что цена такая безумная». Падение авторынка в России оставит без работы 150 тысяч человек | Источник: Эмин Джафаров/"Коммерсантъ»«Вы же сделали, что цена такая безумная». Падение авторынка в России оставит без работы 150 тысяч человек | Источник: Эмин Джафаров/"Коммерсантъ»
Источник:

Как минимум треть автомобильных салонов в России закончат год с убытками из-за падения продаж, а бюджет страны лишится 1 трлн рублей. Мрачные перспективы, которые ждут автомобильный рынок, обозначил президент Российской ассоциации автодилеров РФ Алексей Подщеколдин в обращении к президенту, правительству и минпромторгу, которое РОАД направила накануне.

— По результатам февраля рынок автомобилей рухнул сразу на 25 %, грузовых- на 41 %. Если так дело пойдет, то мы недосчитаемся как минимум 25 % продаж в среднем по рынку, — пояснил ситуацию в отрасли Подщеколдин.

Как отмечает президент РОАД, сегодня в автомобильной отрасли заняты более 500 тысяч человек, и если падение рынка не остановить, более 150 тысяч из них потеряют работу. И это не только продавцы машин, но и заводы, которые производят эти самые автомобили и автозапчасти.

Заработал тот, кто адаптировал бизнес-модель

В стоимости автомобиля маржа дилера составляет всего 5 %, подчеркнул Подщеколдин. В отношении ввозимых в Россию иномарок не менее половины цены — доля утильсбора, еще 15 % приходится на таможенную пошлину и 20 % на долю НДС. Даже если опустить за скобки акциз и таможенный сбор (в структуре ценообразования они не столь весомы, как остальные сборы), на российский прилавок любая иномарка становится с ценником более чем вдвое выше, чем у себя на родине. Уже давно мало кто удивляется, что автомобили почти сравнялись по цене с квартирами. (Заложен утильсбор и в стоимость автомобиля, произведенного на территории РФ. Но, в отличие от иномарки, обязанность уплачивать его ложится на плечи не покупателя, а производителя. Компенсирует он сбор с помощью различных программ государственной поддержки, в некоторых случаях даже полностью.)

И даже свои 5 % в конце прошлого года и в январе–феврале автодилеры выцарапывали со скрипом. Более того, чтобы хоть как-то поддержать стремительно падающие продажи, были вынуждены корректировать и резать ценники на машины, в некоторых случаях сразу по полмиллиона.

Шанс хоть как-то сводить концы с концами и даже заработать был у тех, кто, кроме продаж новых машин, сделал ставку на автомобили с пробегом и допуслуги в виде сервиса и продаж запчастей.

— Ситуация в авторетейле сегодня действительно непростая. Экономические и геополитические факторы не способствуют развитию нашего рынка в привычном формате. Продажа автомобилей теперь не является основным фактором устойчивости бизнеса. И те автодилеры, которые все еще базируют свой корпбизнес на купле-продаже машин, действительно испытывают очень серьезные сложности, — ответили «Фонтанке» в пресс-службе ГК «Рольф».

Там отметили, что заблаговременно подготовились к изменению рыночной ситуации, адаптировали бизнес-модель и перешли к формату экосистемы. Сервисная составляющая приносит компании более 60 % доходности. В текущем году «Рольф» намерен сфокусироваться на собственном производстве запасных частей.

«Штат сократился практически у всех»

«Подщеколдин полностью прав», — подтвердили опрошенные «Фонтанкой» автодилеры Петербурга.

— В конце прошлого и начале этого года прогнозировался спад продаж, и экономика у дилеров не сходилась. Пришлось оптимизировать штат сотрудников. Этот процесс происходил в декабре и январе. Штат сократился практически у всех, это касается Петербурга, Москвы и других регионов. Очевидно, что при том количестве сотрудников, которое было в прошлом году, в этом они ушли бы в большой минус, — поделился с «Фонтанкой» эксперт авторынка.

Подсчитывать убытки российские продавцы машин стали уже по результатам прошлого года. О падении продаж и снижении чистой прибыли на 43 % рассказали в группе компаний «Рольф», 1,9 миллиарда выручки недобрали в «Автополе», на 31 % просел оборот у «Ключ-Авто». Еще один крупный автодилер в разговоре с «Фонтанкой» подчеркнул, что «по некоторым показателям динамика негативная», но попросил это не подчеркивать. В компании отметили, что закончили финансовый год с чистым убытком, но раскрывать сумму потерь не стали.

–– Ситуация коснулась всех дилеров. Рынок валится с четвертого квартала прошлого года, падение продолжилось и в феврале, и в марте. Доходы падают пропорционально падению продаж. Есть переменные расходы, пропорциональные продажам, они являются частью себестоимости проданного товара. А есть постоянные, с которыми бороться гораздо тяжелее, — поделился член совета директоров ГК «Автополе» Сергей Вайнер.

Как объяснил Сергей Вайнер, в «Автополе» были вынуждены не менее чем на 30 % сократить все расходы на одну продажу, куда входят и фонд оплаты труда, и маркетинг, и много чего еще.

— Очень много внимания сейчас уделяем эффективности на всех уровнях. Сокращали и штат, в первую очередь административные позиции как непродуктивный персонал, — отметил он.

В ГК «Рольф» рассказали, что проводят гибкую кадровую политику, и в тех видах бизнеса, где снижается спрос, понимают нецелесообразность избыточного количества персонала, поэтому переводят сотрудников в растущие или новые бизнес-сегменты.

— В 2022 году, когда мы столкнулись с резким падением спроса на новые автомобили, компания усилила направление продаж автомобилей с пробегом за счет перераспределения трудового ресурса. Тот же процесс проходил в 2024 году и, вероятно, будет продолжен в текущем. Сотрудники подразделений, которые работали в продажах авто, перераспределяются на продажи услуг сервиса, запасных частей и новых продуктов, — поделились в компании.

Планов по снижению штатной численности в данный момент пока нет, но при формировании кадровой политики в течение года «Рольф» будет руководствоваться рыночной ситуацией.

До автомобильных заводов, говорят их представители, панические настроения и оптимизация штата пока не докатились.

— Мы как автопроизводитель штат не сокращали, не было речи о таком, — рассказали «Фонтанке» на «Автозаводе Санкт-Петербург».

Удалось пока воздержаться от увольнений и АВТОВАЗу.

Что просят автодилеры

Изначально повышение ключевой ставки задумывалось как охлаждение рынка, однако в конечном итоге привело к его полной заморозке, отмечают автоэксперты. Сейчас авторынок, по словам Сергея Вайнера, идет по самому пессимистичному сценарию: по итогам марта он провалится на 45–50 % к прошлому периоду, в лучшем случае к концу года продажи доползут до 80 тыс. машин.

А между тем автомобильная отрасль наряду с другими индустриями в любой развитой стране является бюджетообразующей, в том числе и в России. Как подсчитали в РОАД, стране она приносит в год порядка 20 триллионов рублей, а это 1 % ВВП. Как минимум 1 трлн рублей налогов может не поступить в российский бюджет, отмечает Подщеколдин.

— Мы не просили «дайте нам бедным, жалким дилерам, пожалуйста, какую-то ставку, мы хотим выжить». Мы прежде всего обратили внимание правительства на то, что вы, ребята, не получите прежде всего доходы в бюджет, откуда деньги получает в том числе и ВПК, — подчеркнул Алексей Подщеколдин в эфире «Москва FM».

Речь в обращении идет не о субсидировании, подчеркнул он, а о поддержке продавцов и потребителей:

— Сегодня политика Центрального банка такова, что проще не заниматься бизнесом, а держать деньги на депозите. Купить квартиру в ипотеку просто космос. Обслуживать кредиты и покупать автомобили в кредит под 30 % никто не хочет. Мы просим дать людям возможность покупать машины по ставке 10 %, а не 30 %. Высокие цены созданы в результате курса рубля, ставки Центробанка, программы утилизации, и мы просим: давайте отъедем чуть-чуть назад. Вы же сделали так, что цена на них стала такая безумная.

Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE213
Смех
HAPPY69
Удивление
SURPRISED5
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD30
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
240
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях