
Компания «Русдор-Финанс» официально вошла в капитал петербургского ООО с прозрачным названием «Платная дорога Северной столицы». Концессионер готовится подъехать к Большому Смоленскому мосту.
Кто кого купил
Смена собственника произошла в конце февраля. До этого, с самой регистрации «Платной дороги Северной столицы» (ПДСС) в 2020 году, ей владел Алексей Строганов, который остается гендиректором и сейчас. Теперь 100-процентный учредитель — подмосковное ООО «Русдор-Финанс». Нельзя сказать, что это неожиданность: Строганов является совладельцем «Русдор-Финанса», хотя и не основным, а в прошлом был директором этой компании. Однако многообещающее соглашение с городом подписывал именно новый владелец ПДСС.
История того, как компания Алексея Строганова подходила к проекту платных автомобильных переездов через железную дорогу в Петербурге, растянулась на несколько лет. С 2020 года, когда она была создана, Строганов был также директором «Лыткаринской платной дороги», которая реализует проект ГЧП по соглашению с Московской областью (он до сих является ее миноритарным владельцем, но основной собственник — тоже «Русдор-Финанс»).
«Платная дорога Северной столицы» не первопроходец в части концессионного проекта по строительству платных переездов. Еще в 2017 году город подписал соглашение с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога», которое входило в контур ООО «Платная дорога», принадлежащего Роману Белоусову — тогда партнеру семьи Скигиных. В итоге из этого ничего не выросло, а в прошлом году Роман Белоусов был объявлен в розыск. Михаил Скигин тогда подтвердил «Фонтанке», что проект заморожен: «Неизвестна изначальная мотивация Романа Белоусова, как и его дальнейшая судьба и местонахождение. Это было частью раздувания портфолио, вместо того чтобы сфокусироваться на строительстве хотя бы одного переезда». Месяц назад «Санкт-Петербургская платная дорога» начала ликвидироваться.
Параллельно с ней появлялись и другие потенциальные инвесторы, одни и те же адреса для переездов мигрировали из «концессионных» списков в бюджетные и обратно. А в 2020 году Алексей Строганов зарегистрировал ООО «Платная дорога Северной столицы», которое начало свои переговоры со Смольным. В итоге в 2022 году соглашение о намерениях на ПМЭФ подписали город, Газпромбанк и прямо аффилированное с ней ООО «Русдор-Финанс». Теперь, когда это ООО стало владельцем ПДСС, конструкция завершена.
ООО «Русдор-Финанс» на бóльшую часть принадлежит Ольге Пучковой, директором недавно стал Сергей Пучков. Сложно не отметить, что и они, и второй совладелец «Русдор-Финанса» Алексей Строганов, и сама эта компания тоже неоднократно упоминались в связи с семьей Скигиных, а точнее — их сахалинским портовым проектом, 47news подробно описывали их участие, а Михаил Скигин рассказывал, что со Строгановым его познакомил как раз Роман Белоусов. Но конкретно к «Платной дороге Северной столицы» совладельцы Петербургского нефтяного терминала (а братья Скигины все еще ими являются) отношения не имеют, и им, вероятно, было бы сейчас не до нее.
«Русдор-Финанс» является совладельцем еще нескольких компаний. Помимо «Лыткаринской платной дороги», это еще «Подмосковная платная дорога» и «Платный объезд Щелково». В конце прошлого года была создана компания «Русдор-Телематика», которую позиционируют как нового оператора платных автодорог.
И что будут строить?
Все эти передвижения можно было бы игнорировать, особенно с учетом того, что многолетнее движение Смольного к платным переездам пока ничем не закончилось. Но недавно был заявлен концессионный проект, который не подвешен в воздухе, а увязан с уже строящимся Большим Смоленским мостом. Речь о переезде через пути на улице Салова, который назвали приоритетным из первой пятерки путепроводов. Он появится в составе нового участка улицы Салова от Софийской до Седова.


Его смысл не только в том, чтобы просто перевезти автомобилистов через рельсы, но и чтобы сформировать так называемую внутреннюю дуговую магистраль. Подробнее можно прочитать здесь, на схеме ниже она отмечена синим.

На градпортале КГА легко заметить, что этот путепровод через железнодорожные пути (выделен желтым), по сути, станет частью так называемой магистрали «от пр. Стачек до пр. Энергетиков» — как и Большой Смоленский проспект, в который он перейдет, и как сам одноименный мост. При этом появится развязка на пересечении с продолжением Глухоозерского шоссе, которое идет с юга на север до самой Широтной магистрали.


Софийскую улицу, от которой, по сути, начнется путепровод, продлят на север в рамках обеспечения будущего вокзала на Волковской, туда же поведут Прогонную улицу. Подробнее читайте здесь.
Размер вероятных инвестиций в строительство только одного этого полуторакилометрового путепровода в прошлом году оценили почти в 34 млрд. Но это были расчеты в ценах 2024-го. В проекте новой программы по развитию транспортной системы значится другая сумма — 46,5 млрд рублей. Во столько оценивают «реализацию концессионного соглашения о создании и эксплуатации участка автомобильной дороги регионального значения в створе ул. Салова — Большого Смоленского пр. с путепроводом через железнодорожную линию Московского направления».
Рассчитывали, что половину расходов возьмет на себя федеральный бюджет, остальное пополам — город и концессионер. Однако пока модель не совсем понятна. Дело в том, что традиционно инвестиционные и эксплуатационные траты инвестор в рамках ГЧП отбивает за счет универсальной платы за проезд. К примеру, на Лыткаринской дороге заявлены 10 рублей за километр. Но про путепровод на Салова уже было обещано, что деньги там будут брать только с грузовиков, и не исключено, что только с иногородних.
В комитете по инвестициям «Фонтанке» сообщили, что по проекту создания путепровода через железнодорожные пути в створе улицы Салова в настоящее время с потенциальным инвестором и профильными исполнительным органами госвласти проводятся переговоры — в отношении условий концессионного соглашения. Этим инвестором, как подтвердили в пресс-службе, является «Платная дорога Северной столицы».