
Петербург получит 2,2 млрд рублей из федерального бюджета на строительство метро. Их хватит метров на 250, да и это дадут в долг. В Смольном на важных встречах обсуждают другие суммы и другие условия.
Кредиты из прошлого
О том, что правительственная комиссия одобрила выделение казначейского инфраструктурного кредита Петербургу, «Фонтанка» рассказала 17 марта: 2,2 млрд выделят адресно на участок Красносельско-Калининской (коричневой) линии «Казаковская» — «Путиловская», который достраивается в этом году.
Это не первая доза софинансирования от федералов. В 2022 году было подписано соглашение об инфраструктурном бюджетном кредите на 8 млрд: предполагалось, что 6,3 млрд направят как раз на этот участок, остальные 1,7 млрд — на оранжевую линию («Спасская» — «Горный институт»). При этом в 2024 году на «Казаковскую» — «Путиловскую» собирались дать 4,5 млрд, в 2025-м — 1,7 млрд.
Позднее сумму скорректировали, оранжевую линию ускорили, а на коричневую оставили 4 млрд рублей. Таким образом, остаток казначейского инфраструктурного кредита, который и предоставят в 2025 году, — те самые 2,2 млрд.
В общем объеме строительства это немного. Актуальная стоимость первого участка Красносельско-Калининской линии в действующей адресно-инвестиционной программе — 84 млрд рублей. На 2025–2026 годы заложено соответственно 11,8 млрд и 19,8 млрд рублей. В этом смысле что 4 млрд, что 6,2 млрд из федерального центра — это важное, но не ключевое софинансирование.
Еще несколько лет назад километр строительства подземки в Петербурге усредненно оценивали в 7–7,5 млрд рублей. Но буквально недавно на общественное обсуждение выложили проектную документацию участка метро от «Проспекта Ветеранов» до «Проспекта Маршала Жукова». Это тоже юго-запад и тоже почти целиком — глубокое заложение. В ней 1 км оценили в 9,139 млрд рублей. Если отталкиваться от этого, то 2,2 млрд рублей — это примерно 250 метров тоннеля.
Позиция финансового блока на протяжении многих лет состояла в том, что средства на метростроение будут выделять ровно в том объеме, в каком строители могут их освоить. Когда городской бюджет перевалил за триллион, показалось, что все сводится к формуле «деньги не проблема — вы только постройте». Это не так.
Сколько вешать в миллиардах
Федеральный центр давал денег на строительство метро к мундиалю 2018 года, и это было объяснимо с учетом статуса мероприятия. Позднее деньги из Москвы обсуждали как условие для расконсервации линии до «Кудрово», ее же включали в заявку Петербурга на первый инфраструктурный кредит.
Одновременно Смольный пытался добиться прямого, не ссудного софинансирования — опять же на «Кудрово», зеленую линию до «Каменки» и фиолетовую до «Шуваловского проспекта». В итоге посреди краха старого «Метростроя» никто на это не пошел.
С передачей отрасли новому генподрядчику — городскому «Метрострою Северной столицы» — эти разговоры возобновили применительно к вечному «Кудрово» и новому направлению: метро до «Пулково» и дальше до кампуса СПбГУ. «Фонтанка» подробно рассказывала об аппетитах города, озвученных прошлой весной в письме губернатора на имя президента: глава города просил поддержать выделение Петербургу 500 млрд рублей на строительство метро в ближайшие 6 лет. По расчетам чиновников, на стройку придется ежегодно давать от 75 млрд до 125 млрд рублей, и региональный бюджет «сдюжит» только половину.
Главный реципиент федеральных денег — как раз «аэропортовое» направление. Только участок с пятью станциями («Ульянка», «Авиагородок», «Пулково», «Пулковские высоты» и КВЦ «Экспофорум») оценили в 380 млрд рублей, все их Смольный в идеале хотел бы получить из центра. Второй «клиент» — оранжевая линия до «Кудрово» с депо «Правобережное». Ее стоимость в 89,3 млрд тоже включили в этот полутрилионный запрос. В какой форме — вопрос. Рассматривался вариант инфраструктурного банковского кредита на срок от 15 до 30 лет по ставке не выше 4,5%.
Через некоторое время Смольный уже официально сообщил, что ему нужно 500 млрд рублей из федерального центра: «Это правда, что просто городских денег на реализацию запланированной программы по развитию (особенно включая… подключение аэропорта Пулково и КВЦ „Экспофорум“) — только средств бюджета Санкт-Петербурга не хватит. Поэтому при поддержке президента Российской Федерации правительством ведется работа, на сегодня соответствующие обращения уже направлены», — отчитался в ЗакСе вице-губернатор Николай Линченко.
Для сравнения — сам город ориентировочно заложил 330 млрд рублей до 2030 года на метро. Однако конкретно бюджет составляется лишь на 3 года, никаких признаков сундука с деньгами из Москвы пока не видно.
Сама столица, с которой принято сравнивать положение дел в Петербурге, в 2025 году планирует направить на строительство метро порядка 280 млрд рублей. Она получает инфраструктурные кредиты от федерального центра, причем на десятки и десятки миллиардов. Но в основном направляет их на закупку подвижного состава.
А дадут?
Привлечение средств из центра обсуждают в том числе в контексте появления в городе нового потенциального генподрядчика — компании «БТС-Мост» Руслана Байсарова. Она уже строит электродепо «Красносельское» и не скрывает, что готова подключаться к другим инфраструктурным проектам Петербурга.
Появление нового подрядчика ранее допускал и губернатор Александр Беглов. «Это имеет смысл в том случае, если новый игрок приведет с собой федеральные деньги, для этого нужен федеральный же вес, — говорит собеседник „Фонтанки“. — Кроме того, учитывая нашу систему авансирования, это должна быть компания, которая сможет хотя бы развернуть работы на свои привлеченные средства. То есть нужен статус и устойчивость».
По данным «Фонтанки», на прошлой неделе в Смольном состоялась встреча Руслана Байсарова с руководителями строительного и, в частности, метростроительного блока. Источники редакции характеризуют ее как ознакомительную — несмотря на то что Байсаров и так уже регулярно присутствует на совещаниях по развитию транспортной системы. Дело в том, что после покупки контрольного пакета акций «Метрогипротранса» «БТС-Мост» появляется в новой роли — холдинга, готового брать на себя сразу большие объемы.
О чем именно идет речь — не секрет. В первую очередь, о метро до «Пулково», благо это направление не закреплено за «Метростроем Северной столицы» и именно на него запрашивают львиную долю средств из центра. Здесь «БТС-Мост» мог бы таким образом выступить генподрядчиком.
Все остальное из обозримого (если, конечно, постараться не думать о Кольцевой линии) — вотчина «Метростроя Северной столицы», включая даже «новинку» с метро до «Суворовской». Так что там «БТС-Мост» мог бы претендовать только на роль субнгенподряда.
«Федеральное» «Кудрово» — сложный объект, где требуется участие двух регионов, так что пока, по данным «Фонтанки», это направление компании Руслана Байсарова и не сватают. Куда более вероятным называют ее заход на продолжение Красносельско-Калининской линии от «Казаковской» до «Сосновой Поляны».
Напомним, «БТС-Мост» уже строит там депо, а единый с ним теперь «Метрогипротранс» проектировал этот участок. Правда, договор на проектирование расторгнут, а само оно не завершено. Какую часть работы примет Фонд капстроительства и в каком виде опубликуют техзадание на их завершение — станет известно в ближайшее время.