
Завод General Motors в Шушарах. 2019 год
Грядущая расконсервация и запуск производства автомобилей в автомобильном кластере в Шушарах стали в эти дни главной интригой. К сегодняшнему дню существует как минимум три версии, какие же машины там будут собирать. Однако все они пока что гипотеза — официальных заявлений пока никто и не сделал.
Версия первая: сборка Chery на бывшем заводе GM
В 2021 году на Левашовском шоссе, 20, планировали построить завод «Хендэ Виа Рус». Hyundai тогда объявил, что будет собирать на новом предприятии двигатели для моделей Solaris, Creta, Kia Rio и Rio X, однако весной 2022 года все автомобильные заводы в Петербурге и его окрестностях остановились. В январе прошлого года заводские мощности и 100% долей ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» перешли к российской компании «Арт-Финанс» (входит в группу АГР), в периметр сделки вошли площадки в промзоне «Каменка» и бывший завод GM в Шушарах. В Каменке из остатков машинокомплектов начали собирать автомобили под брендом Solaris, а завод в Шушарах так и стоял без дела.
Поводом полагать, что на бывшем заводе General Motors в Шушарах возобновят производство, послужила вакансия, 12 марта опубликованная на популярном рекрутинговом сайте. После трудоустройства старшему специалисту по развитию автокомпонентов, которого ищет компания, предстоит трудиться в офисе на Левашовском шоссе, 20, однако через полгода его ожидал бы перевод на вторую площадку завода по адресу: Автозаводская, 2А.
Предположение, что в Шушарах будут собирать китайские Chery, родилось в телеграм-канале «Русские автомобили ets», который ведет известный автомобильный блогер Иван Зенкевич. Со ссылкой на «не до конца подтвержденную информацию» он заявил, что «там затевается» сборка очередной модели китайского концерна.
Однако, по мнению автоэкспертов, версия с Chery трещит по швам.
— Не верю, что вообще Chery там будет что-то собирать. У них вся логистика как будто создана под центральный регион — Калуга, Москва. Видел только фотографии, что там отстаиваются машины Chery, — поделился с «Фонтанкой» Денис Гаврилов.
К слову, к сегодняшнему дню для работы в Петербурге на мощностях АГР у компании открыты 39 вакансий. Активно набирать персонал они начали еще в феврале этого года.
Версия вторая: сборка Jaecoo на бывшем заводе GM
Уточнение по бренду родилось к вечеру того же дня. Все тот же канал заявил, что на экс-мощностях GM АГР наладит сборку Jaecoo, суббренда Chery, созданного в 2023 году, и поставит на конвейер модели J7 и J8.
«Сейчас формируется команда, SKD-сборку хотят запустить летом, примерно в августе», — утверждал автор.
О старте тестовой крупноузловой сборки Jaecoo на бывшей площадке Hyundai заговорили в феврале, однако до подтверждения этих догадок АГР так и не снизошла. Однако неофициальные источники уверяли, что сборка ведется «в очень приличном объеме» — 1,7–2 тыс. машин в месяц.
В «АГР» догадки не стали ни подтверждать, ни опровергать, а попросту оставили запрос «Фонтанки» без ответа.
Версия третья: сборка Aurus на бывшем заводе Toyota
Завод Toyota в Шушарах заглох в 2022 году: весной из-за логистических сложностей ушел в простой, а осенью закрылся окончательно. В январе прошлого года, писала «Фонтанка», тучи над ним начали проясняться: Минпромторг заявил о планах передать площадку НАМИ и собирать там российские автомобили представительского класса Aurus. От слов перешли к делу сразу. Уже в феврале кадровики «Аурус Моторс» завалили рекрутинговые площадки вакансиями на петербургскую площадку, а в мае передачу мощностей официально подтвердил Мантуров. Тогда же он заявил, что на конвейер встанут четыре модели, а первые экземпляры выпустят уже к концу года.
Уже в ноябре старт проекта перенесли на неопределенный срок. По сообщениям СМИ, под видом Aurus завод намеревался собирать китайские премиум-автомобили Hongqi концерна FAW, однако в последний момент восточный партнер отказался от затеи. Видимо, устрашившись санкций США, наложенных на НАМИ.
Намеки на очередную итерацию появились буквально на днях. «Аурус Моторс» принялся (уже во второй раз) подыскивать персонал на свою питерскую площадку (хотя адрес места работы не указывает). Прямо сейчас на рекрутинговой площадке ищут представителей пяти инженерных направлений, которым предстоит заниматься разработкой экстерьера и интерьера, электроникой, причем двое из них — с полномочиями управленцев на участках электроники и шасси и продвинутым английским.
В самом «Аурус Моторс» журналисту «Фонтанки» заявили, что компания размещает вакансии в различных регионах России (в Москве, Петербурге, Набережных Челнах, в других городах) для поиска сотрудников, в том числе и с возможностью дистанционной работы. «Поэтому в таких случаях указание города или региона способствует расширению возможности поиска специалистов по всей стране для более эффективного закрытия вакансий и не привязано к конкретному расположению места работы».
«Захотят решить проблему локальным производством»
Стоят российские люксовые автомобили десятки миллионов — Aurus Senat I 2025 года выпуска прямо сейчас можно купить за 92 млн рублей. Их ремонт тоже влетает в копеечку, поэтому в России на них пересаживаются особенно важные чиновники, руководители фракций Государственной думы и вице-спикеры. В 2023 году 15 машин уехали к принцам в ОАЭ, а год назад Aurus Senat подарили президенту Северной Кореи Ким Чен Ыну. Надо сказать, что расхватывают их не так уж чтобы очень: в 2024-м они разошлись тиражом в 121 штуку. Впрочем, отталкиваясь от цены, можно сказать, что даже это скромное количество принесло более 10 млрд рублей выручки.
Однако, чтобы поставить производство на широкую ногу, компании явно нужен восточный партнер, полагает автоэксперт Денис Гаврилов. И если предположить, что в случае с Шушарами речь все-таки идет о Hongqi, то он не обеспечит серьезную загрузку завода.
— Уже непонятно, вдруг [Hongqi] не соскочили еще. Есть мнение, что у них скоро будет спад продаж — слишком высокая доля юрлиц, до 49% от общего объема продаж, а для физлиц продукт станет слишком дорогим, будут проигрывать конкурентам. Мало ли, может захотят эту проблему решить локальным производством, — считает Денис Гаврилов.
Информацию о запуске в Петербурге сборки автомобилей Aurus Иван Зенкевич считает вполне реальной.
— На машину есть спрос, а если есть спрос, значит будут делать. АВТОВАЗ тоже пытается заменить многие комплектующие какими-то аналогами — системы безопасности, подушку. У него же что-то получилось, значит, и в этой ситуации что-то получилось. Но Aurus — такая компания, что туда на хромой козе не въедешь и много чего не узнаешь. Пока машина не выйдет с конвейера и какой-нибудь хитрый парень не засунет туда свой нос, — отмечает автожурналист Иван Зенкевич.
Говорить со 100% уверенностью о том, что у Aurus налаживаются контакты с «восточными партнерами», Зенкевич бы не стал:
— Разговоры об этом, в том-то и дело, идут постоянно. Aurus это не мертвый продукт, это живой, востребованный автомобиль. Определенные «но», конечно, присутствуют. Но в целом это машина, достойная уважения. Я даже больше скажу, в Советском Союзе за такую скорость разработки и производства полноценного автомобиля давали Героя Соцтруда.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»