В течение нескольких лет сотрудники Эрмитажа и коллекционер Михаил Суслов занимались восстановлением исторической люстры. Ее детали нашли в одной из петербургских коммуналок, когда Суслов туда приехал в качестве оценщика мебели. «Фонтанке» он рассказал, как, сопоставляя детали, выяснили, что находкой стала императорская люстра конца 18 века.

О находке коллекционера Михаила Суслова рассказал в соцсетях директор его галереи «Трианон» Алексей Абакумов. «Удивительно, но предыдущие владельцы хранили этот предмет в разобранном виде, используя как бра и в качестве ручек для дверей», — написал он.
Бра с бронзовыми баранами Суслов заметил в коммуналке на улице Белинского еще 15 лет назад, когда пришел к жильцам по другому поводу. «Меня пригласили туда оценить мебель. Раньше это была барская квартира. В советское время их уплотнили, сделав 7-комнатную коммуналку почти на весь этаж. У семьи, у которой я был в гостях, там было две комнатушки», — вспоминает Суслов. На бра он обратил внимание из-за дощечек, которые использовались для крепления к стене. «Так не делали, раньше бра называли стенниками и крепления были специальные у них, родные. А здесь я увидел, что это просто фанерка овальной формы, покрашенная бронзовой краской, а к ней прикручена бронза 18 века потрясающего качества».
Суслов начал выяснять, есть ли в доме еще такие же детали, оказалось, что похожие бронзовые фигурки использовались в качестве дверных ручек. Еще часть подсвечников была вывезена в Москву — произошло это в 1970-е годы, когда семья из этой квартиры разводилась и делила имущество. «Отношения у них были неважные. Но мне как-то удалось выпросить телефон и встретиться с московской частью семьи. А после объяснить им, что это очень важное дело, потому что эти детали — потрясающее произведение русского декоративно-прикладного искусства. На тот момент я еще и не знал, что люстра императорская. Московской части семьи я тоже помог продать их антикварные вещи подороже, и они согласились продать мне детали».
Как добавляет Алексей Абакумов, подобные истории — не редкость: «В голодные советские годы, когда нужны были деньги на Гражданскую войну, а затем во время НЭПа, произведения искусства распродавали повсеместно. В конце 1920-х годов появилась контора „Антиквариат“, благодаря которой огромное количество предметов, например, из Зимнего дворца, были проданы на Запад, а что-то оказалось в советских квартирах. Сейчас люди часто такие вещи начинают распродавать не от хорошей жизни».
По словам Суслова, следующие годы ушли на то, чтобы провести научную и реставрационную работу. Возглавил группу реставратор высшей категории, лауреат Госпремии, сотрудник Эрмитажа Валентин Молотков. «Он уже тогда был в возрасте, и я ему постоянно говорил, что не найду другого специалиста, кто сможет вот эти 1,5 тысячи фрагментов собрать воедино, когда они разложены на полу», — вспоминает Суслов.
По деталям восстанавливали историю предмета. «По аналогам выяснилось, что эта люстра была спроектирована архитектором Чарльзом Камероном. Таких всего было три, это нашли в исторических записях. Бронзовых мастерских в то время, во второй половине XVIII века, было немного. Выяснили, что сделала это бронзовая фабрика, которая находилась на 16 линии Васильевского острова — там работали мастера Басселье и Шперлинг. В то время не было такого, что просто взяли, сделали в какой-то другой мастерской форму и начали отливать. Поэтому по аналогам узнали, что вот таких баранов, которые на этой люстре, сделал скульптор Жан-Батист Шарлемань», — рассказывает Абакумов. По его словам, Камерон занимался обустройством Екатерининского дворца, поэтому, предположительно, люстра создавалась именно для него. «Как дальше эти люстры оказались в других дворцах, сказать сложно. Но мы нашли фотоподтверждение, что одна из созданных им в итоге оказалась в Михайловском замке — это видно на фотографии 1920-х годов. Еще одна и сейчас находится в Павловском дворце. А где третья, мы не знаем», — рассказывает директор галереи.
Чарльз Камерон (Карл Карлович) (1743 — 1812) приехал в Россию в 1779 году по приглашению императрицы Екатерины II. Был архитектором Царского Села и Павловска. С 1802 года — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. Камерон числился свободным художником, чинов не имел, хотя получал пенсию от императорского двора. Основные его работы в Царском Селе: архитектурный ансамбль (1780 — 1794) в Екатерининском парке с павильоном «Холодные бани» и Агатовыми комнатами, Камероновой галереей и Пандусом; парадные апартаменты и личные комнаты императрицы Екатерины II в Екатерининском дворце; Китайская деревня (1782 — 1796) в Александровском парке; Пирамида (1774 — 1781) в пейзажной части Екатерининского парка.

предоставлено галереей «Трианон»
Михаил Суслов добавляет, что детали люстры были отлиты из бронзы, которую позолотили с помощью выпаривания ртути. «Это была очень вредная технология, от которой позже отказались, — ртуть выпаривали и золото намертво скреплялось с самим предметом. Мастера, которые этим занимались, крепостные, жили по 5-10 лет. Но именно благодаря им люстра и сейчас выглядит как вчера». Коллекционер добавляет, что реставрация оказалась достаточно кропотливым занятием: «Появился где-то на рынке хрусталь XVIII века, его надо было срочно покупать. Я, если честно, сейчас возвращаясь к этому, может, сейчас бы уже и не взялся этим заниматься, зная, сколько времени и сил это займет, но тогда я был увлечен и Валентин Алексеевич тоже».
После реставрации люстру электрифицировали, несколько лет она провисела дома у коллекционера. С конца прошлого года императорскую люстру начали экспонировать на выставках — она побывала в Москве и теперь вернулась в Петербург. А после снова вернется в квартиру к коллекционеру — продавать он ее не планирует, а обращений от музеев ему не поступало.