Южная широтная магистраль построена почти наполовину — вернее, тот ее этап, который просматривается с четкими сроками и деньгами. То, что проект на перспективу, показывает и трассировка, и даже количество полос движения.
Актуальное положение дел журналистам показали 19 марта представители Смольного и подрядчика — компании ВАД. Как известно, в Южную широтную магистраль (ЮШМ) фактически перейдет Усть-Славянское шоссе — там, где сейчас от него отходит Сарицкая улица. Дальше примерно 4 км на восток с пересечением Петербургского шоссе и путепроводами над железнодорожными путями Балтийского и Витебского направлений, пока ЮШМ не упрется развязкой в шоссе Подбельского. Само это шоссе тоже реконструируют на 2,5-километровом участке от будущей развязки в районе станции Детскосельская до Сетевой дороги, что южнее. Кроме того, предстоит соорудить и Сарицкую улицу на участке в 700 метров.

Запасные полосы
В начале магистрали у Сарицкой улицы, где поблизости строится и путепровод через железную дорогу Балтийского направления, близится к завершению усиление основания дорожного полотна, в апреле подрядчик собирается начать сооружение армоцементной насыпи. Всего здесь должны погрузить 788 свай, готовы 717. Сваи грунтоцементные, по сути «замешанные» уже в земле. Технический руководитель контракта ВАД Александр Егоров пояснил, что такое технология Jet grouting: «Это динамическое перемешивание цементного раствора с грунтом. Пробуривается скважина на проектную глубину, в данном случае 6 метров, и подается цементный раствор, перемешанный с водой и добавкой хлорида кальция под высоким давлением. Штанга с соплом начинает крутиться, поднимается, и таким образом получается грунтоцементная свая».



Вообще-то, можно было использовать более распространенную технологию буронабивных свай. «Проектный институт посчитал устойчивость насыпи, осадки и ее несущую способность. Получились ненормативные отклонения, — говорит Егоров. — Проектировщики рассмотрели два варианта усиления основания на этом участке: устройство буронабивных свай длиной 13 метров, а другой — как раз Jet grouting, он оказался дешевле на 30 %».
Между Сарицкой и Петербургским шоссе есть примерно километровый участок Южной широтной магистрали с уже уложенным нижним слоем асфальта. И выглядит он интересно — настолько, что можно опять вспомнить про более дешевые технические решения. Это две полосы в одну сторону и две в другую, а между ними широченная разделительная полоса, на которой хоть в бадминтон играть. Перед вводом в эксплуатацию здесь засеют газон. По идее, если четырехполосной магистрали будет не хватать, к проезжей части от этой разделительной полосы можно прирезать еще по одному ряду. Очевидно, сейчас это дешевле, но легко представить ситуацию, при которой через несколько лет движение по ЮШМ будут ограничивать, чтобы сделать ее шестиполосной.



Второй важный узел — пересечение Петербургского шоссе. Сейчас здесь создана временная объездная дорога, потому что в створе шоссе над Южной широтной магистралью готовятся монтировать путепровод.
Как рассказал замглавы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Максим Молчанов, готовность путепровода — порядка 65 %. «Ведем строительство центральной опоры. До конца года у нас в планах закинуть балки, уложить асфальт и открыть движение (то есть перепустить его с временного объездного участка на новый путепровод в составе основного хода Петербургского шоссе. — Прим. ред.), тем самым обеспечив дальнейшее строительство хода Южной Широтной магистрали», — пояснил он. Всего здесь 48 таких балок по 28 метров каждая.



Что дальше?
Общую готовность магистрали оценивают в 40 %, вводить ее собираются в 2027 году.
Контракт заключили в 2023 году с одним из «крупняков» отрасли — компанией ВАД, причем борьба за него тогда разыгралась нешуточная. ВАД известна работами в различных регионах. Из самого близкого (если не считать петербургских дорог) — трассы «Кола», «Сортавала», «Скандинавия», обход Гатчины. Из последнего — магистраль М-32 в Приморском районе. Стоимость контракта на ЮШМ — почти 21 млрд рублей. Судя по материалам подрядчика, за 2 минувших года лимиты финансирования составили около 6 млрд, на 2025-й установлены 4,5 млрд.
Главная идея Южной широтной магистрали — разгрузить южный участок КАД от Софийской до Пулковского шоссе, а также принять на себя транзитные потоки Пушкина и Павловска. Кроме того, строительство путепроводов позволит освободить одни из самых «тугих» железнодорожных переездов — в районе Александровской на Волхонском шоссе и в районе Царского Села на шоссе Подбельского.
Традиционно ЮШМ фигурирует и в качестве транспортного обоснования для стройки кампуса СПбГУ в Пушкинском районе. «Фонтанка» рассказывала, что к нему собираются подводить всевозможные виды сообщения — не только модную в последнее время линию метро от «Проспекта Ветеранов». В числе дорожных бенефициаров также «Экспофорум», Славянка и город-спутник Южный.
Максима Молчанова спросили о продолжении Южной широтной магистрали на северо-восток. Не секрет, куда ее хотят тянуть: сначала к Московскому шоссе, а потом в Металлострой, где Советский проспект встречается с Петрозаводским шоссе.

На этом пути много остановок: из очевидного — путепроводы через трассу М-11 и через Московское шоссе, а далее развязка на пересечении с Софийской улицей.
После этого Южную широтную магистраль уже в Петро-Славянке ждет встреча с другой гипотетической магистралью, которая идет вдоль железнодорожных путей: Колпино — пос. Металлострой — ул. Кибальчича — Глухоозёрское шоссе. «Фонтанка» рассказывала об этом направлении, когда писала о начале строительства путей под ВСМ Петербург — Москва. В месте встречи двух пока бумажных трасс — развязка. Затем путепровод над путями Волховского направления и развязка на пересечении с Советским проспектом (на слайдах ниже выделены желтым).



Из ответа Молчанова, впрочем, стало понятно: говорить определенно об этом рано. Сейчас задача — завершить нынешний «капиталоемкий» проект. Говоря же про планы дотянуться аж на другой берег Невы, к трассе «Кола», он и вовсе произнес: «В далеком будущем, на перспективу».