
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела жалобу на уже, казалось бы, отыгранный сюжет — продажу самой известной российской тюрьмы. Несостоявшийся участник пеняет на сроки и предлагает, мягко говоря, необычное развитие исторического квартала.
Бывшее СИЗО «Кресты» на Арсенальной набережной было продано за 1,136 млрд рублей в феврале. Всего речь идет о 29 зданиях общей площадью 41,2 тыс. кв. м, а также о земельных участках на 3,9 га. Покупателем стала ГК КВС. Кроме нее, участвовал и проиграл глава медиахолдинга PMI Евгений Финкельштейн, который собирался сделать в историческом комплексе Музей добра и зла. «ГК „КВС“ берет на себя ответственность за сохранение многовековой истории „Крестов“ и превращение его в центр культурной жизни», — сообщал покупатель. В его планах — музей, гостиницы, общепит, галереи. Подробнее о долгой истории продажи «Крестов» читайте на «Фонтанке».
Судя по данным торговой площадки, жалоба была подана 28 февраля — точно в день заключения договора. Уведомление от ФАС об этой претензии опубликовано еще через неделю, с тех пор рассмотрение дважды откладывали.
По данным «Фонтанки», податель жалобы — ООО «Яррик Моторз», и, говоря откровенно, это неожиданный претендент на сложнейший (в том числе в плане согласования любых работ) исторический объект. Компания зарегистрирована 2 года назад, ее уставный капитал 10 тысяч рублей. Годовая выручка за 2023 год составляет 10 млн рублей, в плюс фирма тогда не вышла.
В перечне ОКВЭД компании много разных направлений, но основное ее занятие — производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов. ООО числилось среди участников Фонда «Сколково». Проект представлял собой электрическую грузовую платформу для различных видов техники — от коммунальных машин до кэмперов. «Специалисты занимались электрификацией „ГАЗ 62“ для „Русала“, изготавливают микроавтобус „Газель Электро“, в сотрудничестве с компанией electromobili.ru, — говорится на сайте фонда. — Разрабатывают электромотор собственной конструкции с конкурентными преимуществами и проект электробуханки (УАЗ 469)». В перечне интеллектуальной собственности «Яррик Моторз» — способ фиксации антропоморфного робота в кабине авто. Казалось бы — при чем здесь «Кресты»?
«Фонтанка» знает, о чем говорится в жалобе, — если коротко, то о недостаточных сроках для того, чтобы все желающие подключились к аукциону. Объявили о нем 6 декабря, а заявки закончили принимать 17 февраля. Но логика «Яррик Моторз» такова: неделя — только на то, чтобы все узнали о торгах; потом еще две недели «рабочего дурдома» до начала Нового года (это цитата); затем — две недели каникул, из которых все возвращаются еще в течение недели. На выходе — 3 недели на все про все: «Проект должен пройти три экспертизы — экономического, юридического и транспортного отдела, должны собраться пять глав департаментов, потом ревизия генерального директора и наблюдательного совета, чтобы обсудить такую дорогую покупку».
Риторика жалобы широка. В ней есть и участники СВО, и анекдот про «либо трусы наденьте» (применительно к тому, что торговой площадке не хватило выписки из ЕГРЮЛ для включения компании в список участников), и «блондинка-Нострадамус». Последнее — намек на утечку информации, со ссылкой на видеоинтервью гендиректора одного из агентств недвижимости, которое вышло незадолго до подведения итогов. В нем гендиректор говорит, что знает, кто хочет купить «Кресты», но не знает, откуда у претендента такие деньги. Впрочем, названия и имена все равно не звучат.
«Фонтанка» связалась с владельцем и гендиректором компании «Яррик Моторз» Алексеем Сапожниковым. На сайте Фонда «Сколково» его в свое время презентовали как начальника IT-департамента туроператора «ТринитиТревэл», главу отдела маркетинга и рекламы Центрального московского депозитария, а также замдиректора компании Elektromobili.ru.
Он подтвердил, что «Яррик Моторз» направила жалобу в связи со сроками. Говоря о целях участия в торгах, предприниматель пояснил, что его компания разработала программу повышения эффективности работы одной из государственных компаний. «В ней несколько пунктов, цель — повышение доходности примерно на 30 млрд. Там много цифровых решений, но для ее реализации, в частности, необходимо набрать минимум 500 новых сотрудников в области IT, — говорит он. — Возникает вопрос, где их разместить. По идее, формат небольших помещений идеально подходит».
Сапожников подчеркнул, что подписанных соглашений с заказчиком у него нет, переговоры идут, а участвовать в торгах его компания планировала на свой страх и риск. По данным «Фонтанки», такую программу «Яррик Моторз» разрабатывала для «Почты России». На это намекает и сам текст жалобы: сроки согласования участия в торгах там тоже даны на примере «Почты России».
Идея рассадить айтишников по бывшим одиночкам показалась «Фонтанке» настолько экстравагантной, что корреспондент несколько раз уточнил: представляет ли владелец «Яррик Моторз» вал трудностей, с которыми ему бы пришлось столкнуться при переоборудовании камер. И несколько раз получил ответ, что вполне представляет.
Второй момент касается стоимости. «Яррик Моторз» не выглядит компанией, которая может прямо сейчас из своих денег выплатить под не утвержденный еще проект миллиард рублей (а на самом деле больше, ведь она собиралась торговаться). Если предположить, что она действительно заинтересована в покупке «Крестов», речь, скорее всего, о заемных средствах.
Очевидно, проект ГУ «КВС» может чувствовать себя спокойно. В пресс-службе ФАС «Фонтанке» сообщили, что служба признала доводы необоснованными в части действий оператора электронной площадки. Судя по уведомлению на сайте torgi.gov, других частей в жалобе и нет, она изначально апеллировала именно к оператору.