
Кажется, чего мы не знаем о Финском заливе? Три шага по мелководью — и уже Финляндия! Но и его воды бывают страшны, и в них — свои тайны. Подальше от города, в десятках метров под водой, где волны уже суровы, и в наши дни лежат разбитые, потерпевшие крушение деревянные корабли царских времен, прямо со своими командами и грузами. И в том числе — о, ужас! — с контрафактом.
Что именно и где находят подводные археологи — Центр подводных исследований Русского географического общества решил показать на выставке «Гидрокосмос», которая открылась 21 марта в Петергофе, в Большой оранжерее.

Находки с трех кораблей, упокоившихся на дне, отмыли от ила и ржавчины, покрывшей их за века, и представляют публике — не в академическом антураже, а как часть тотальной инсталляции: посетитель будто сам попадает в трюм, к водолазам, рассматривает находки на расстоянии вытянутой руки, на экранах разглядывает трещинки в глазури старинных сосудов.
При этом подводная археология здесь становится частью игривого современного искусства: вот тебе наука — и вот тут же, у входа, тянет ручки «мультяшная» скульптура, больше похожая на инопланетянина, чем на аквалангиста. А водолазы в скафандрах, если приглядеться, почему-то, не снимая этих самых скафандров, несут на носилках сложенную аккуратными стопочками фарфоровую посуду — будто у них чаепитие.
На этой выставке вы не увидите поражающих воображение предметов искусства, каких не встретили бы в Эрмитаже (хотя рисунки на старой английской посуде можно разглядывать долго и с удовольствием), не откроете принципиально новых форм и ошарашивающих истин — но за каждым экспонатом стоит такое количество труда и счастливого стечения обстоятельств, что даже трудно себе представить. Начиная со входной зоны.
Первое, что видит посетитель, — три лайтбокса, на которых — три гигантских корабля, сверху кажущиеся маленькими лодочками. Эти изображения составлены из тысячи снимков, поскольку видимость в балтийской воде не позволяет увидеть разом весь объект от носа до кормы.
Один из кораблей археологи называют «посудником»: на нем было много всевозможного фаянса и фарфора — чайные сервизы, столовые приборы, тарелки, ночные горшки, кувшинчики… Собственно, большая часть археологических находок, представленных на выставке, — вещи с этого корабля.






«Этот корабль погиб, по нашей датировке, которая была сделана по посудным клеймам, в 1856 году, — рассказывает подводный археолог-реставратор, художник-реставратор I категории, водолаз-исследователь Роман Прохоров. — Это период, когда закончилась Крымская война, Россия была некоторое время в изоляции. И, видимо, кто-то из английских судовладельцев или купцов решил заработать и отправил целый корабль с грузом фаянсовой посуды в Петербург. Но он до Петербурга не дошел, похоже, попав в сильный шторм и затонув со всем грузом этой посуды».
Корабль оказался на глубине 62 метров — что сделало его одним из самых сложных для работы водолазов: работать приходится по 30–35 минут, а потом примерно час тратить на декомпрессионное всплытие.
Двухмачтовый кеч, подобный этому, вообще судно устойчивое, но могло пробить дно на мелководье, после чего ветер отнес его дальше, на глубину (дело было близ Гогланда). Интересно, что архивы не сохранили сведений о гибели судна с подобным грузом, его не заявляла ни одна страховая компания, из чего исследователи делают вывод, что речь шла о контрабанде.
Второй корабль, находки с которого вошли в экспозицию, — уже известный «Архангел Рафаил», предметы с которого хорошо изучены и представлены в музеях, в первую очередь в экспозиции «Подводная археология» в Музее истории Кронштадта.
«Это корабль немецкой постройки, который принадлежал голландскому купцу Герману Мейеру, — продолжает Роман Прохоров. — Этот корабль, погибший в 1724 году, то есть еще при жизни Петра Алексеевича, наиболее старый из исследованных нами».
Как удалось установить историкам, торговое судно вышло из Петербурга и, судя по всему, грузилось с контрабандой.
«Обычная история, когда корабль проходил таможню (скажем, в Кронштадте), потом отходил из зоны видимости километров на 50, и на лодках туда довозился груз, который потом беспошлинно вывозили», — рассказывает подводный археолог.
Однако «Архангел Рафаил» застрял во льдах, команда его бросила, на мелководье он пробил себе дно (корабль лежит на 10–15 метрах глубины), а потом крестьяне из ближайшей деревни стали доставать баграми оттуда груз — например тюки с юфтью (кожей).
«Их в таможенной декларации нет вообще! Или есть, по-моему, два тюка. А подняли их там под триста!» — продолжает Прохоров.
Кроме того, на борту были бочки с зерном, с салом, с дегтем. Причем вывоз зерна в ту пору был запрещен: по всей Европе был неурожай, в России тоже был голод, и пшеницы в декларации быть не могло.
«На этом корабле были найдены очень интересные предметы, уникальные с точки зрения археологических находок, — например, подняты в разной степени сохранности пять печатных книг: две фактически абсолютно целые (одна из них сейчас лежит в витрине в Кронштадтском музее), еще две книги находятся в работе, в Москве, в научно-реставрационном центре имени академика Грабаря».
Ну а на выставке с «Архангела Рафаила» покажут два парика из человеческих волос конца XVII века — они могли принадлежать капитану либо кому-то из купцов: парик был в те времена необходим для похода в казенные заведения.
Наконец, третий из кораблей, показанных на выставке, был военным: это шведский канонерский баркас, затонувший близ Приморска в 1790 году. Работы на нем археологи еще ведут — но в стеллаже на выставке уже можно увидеть, например, механические часы из командирского салона и пару песочных часов — они были нужны для подсчета скорости (в узлах), поэтому отсчитывать нужно было всего 30 секунд после выброса веревки за борт.
Еще одна составляющая выставки «Гидрокосмос» — зал с графикой современного художника Леонида Тишкова. Собственно, ей выставка обязана названием.

«В 2014 году я узнала о проекте Леонида Тишкова „Водолаз-маяк“ и была им вдохновлена, — рассказывает куратор выставки Лиза Савина. — Тишков нашел переписку Веры Мухиной, которая хотела сделать в Балаклаве 40-метровый памятник „Водолазу-маяку“, который бы показывал достижения тогда модного, вошедшего в силу ЭПРОНа (Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения. — Прим. ред.). Но это был конец 1930-х, проект ушел в стол, и когда Тишков про него узнал, его это невероятно вдохновило. У него самого с конца 1980-х годов идет цикл про водолазов, он главный мифологизатор этой профессии, и у него есть очень милая легенда, что Бог создал из земли людей, из воздуха — ангелов, из огня — демонов, а из воды — водолазов».
Водолазы у Тишкова, и правда, попадают в самые непредсказуемые ситуации — то купают красного коня с картины Петрова-Водкина, то заявляются прямиком в картину Репина «Не ждали». Художественной частью выставки ее создатели хотели снизить пафос и добавить выставке немного юмора — чего в последнее время, по их мнению, искусству не хватает.
Выставка будет принимать посетителей до 26 июля, в рамках проекта запланирована образовательная программа для детей (ребят познакомят с находками, дадут примерить снаряжение и научат подводному языку) и научно-практическая конференция.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».