
Даже число этажей в здании на Итальянской стало загадкой для архитекторов
Слыша слово «реставрация», мы представляем себе мастеров с кисточками в руках, которые бережно очищают старинную живопись или лепнину. Но восстановить историческое здание — это значит еще и приспособить его к жизни. Надо наладить воздухообмен, чтобы не было душно, обеспечить гостей теплом зимой и прохладой летом, сделать залы доступными для всех — и всё таким образом, чтобы внешний облик помещений не пострадал. «Фонтанка» узнала, как это делается в запутанных коридорах и старинных стенах Дома Радио.
Дом с сюрпризом
Архитектор проекта, руководитель АРМ2 ООО «НИиПИ „Спецреставрация“» Мария Шапченко, показывает на экране компьютера чертежи 1914 года и советского периода, которые даже на неопытный взгляд сильно отличаются друг от друга.
«Обычно ты приходишь, и все понятно: вот четыре этажа, вот анфилада, вот лестницы, которые ведут куда указано. Здесь было четыре этажа, стало восемь, у каждого индивидуальная планировка, не везде можно попасть с одной и той же лестницы — и это только часть сложностей», — говорит она.
На нестандартность здания указывают и представители банка ВТБ, который ведет реставрацию Дома Радио.
«Модернизация инженерных коммуникаций — важная часть проекта по реставрации. Здание будет рассчитано на то, что одновременно в нем смогут находиться до двух тысяч человек. Планировка здесь сложная, типовые решения зачастую не работают, поэтому команде архитекторов приходится искать нестандартные подходы», — рассказывает Дарья Филиппова, старший вице–президент банка ВТБ.
Конструктивные особенности тоже оказались сюрпризом для реставраторов. Шапченко шутит, что сейчас у них с коллегами наконец произошла стадия принятия — они не верят ничему, что «показывает» им здание на Итальянской, и готовы в любой момент поменять проект под новый сюрприз. Но сперва было нелегко.
«Мы каждый раз набредаем на какие-то свои же собственные, не совсем правильные представления об этом здании, — говорит Мария. — Думаешь, что своды кирпичные на балках, — а это бетон. Думаешь, что потолок настоящий, а он подвесной на железных тросах. Принимаешь что-то за монолит — а это на самом деле тонкая кожурка очередного исторического слоя».
Обновлять коммуникации в таких условиях очень трудно. Простой пример — с учетом будущего числа посетителей в здании должен быть налажен очень мощный воздухообмен, и проектировщики закладывали сквозные воздушные короба по всему зданию. Но такой подход для Дома Радио с его «извилистой» планировкой попросту непригоден. К тому же спрятать такие короба невозможно — пришлось бы делать сквозные дыры в перекрытиях.
В результате инженеры совместно с архитекторами бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» и НИиПИ «Спецреставрация» вырабатывают индивидуальные решения для каждого этажа, — а иногда и комнаты. Порой «помогает» и сам дом — полостями в стенах, пустотами под сводами. Каждая такая находка — повод для вдохновения и радости для реставраторов и архитекторов: во вскрывшихся нишах можно спрятать кабели, через уже имеющиеся вертикальные проходы пустить воздуховоды. Каждое решение приходится вносить в проект и согласовывать со всеми контролирующими органами, но это идет только на пользу Дому Радио.



Свет
В 1914 году во многих домах Петербурга уже было электричество. Здание Благородного собрания тоже электрифицировано изначально, — и заложенная в те годы система прослужила довольно долго. После переезда сюда Дома Радио все электросети были обновлены с учетом тех мощностей, которые требовались, чтобы обслуживать энергоемкое радиооборудование. Примерно в это время сложилась та система электроснабжения, которая используется в Доме Радио сейчас.
При разработке проекта реставрации специалисты хотели сделать так, чтобы кабели и провода не бросались в глаза, и при этом до них было бы легко добраться. Идеальное решение удалось найти благодаря тому, что в здании обнаружились многочисленные пустоты и ниши в стенах. В них протянут кабели, а сами ниши закроют так, что дверцы будут не видны глазу обычного посетителя. При этом все электрооборудование в обновленном Доме Радио будет энергосберегающим.
Тепло
Изначально дом Благородного собрания обогревался горячим воздухом. В подвале стояли несколько печей, которые топились, скорее всего, углем. К ним подведены были трубы, которые по воздушным каналам распределяли нагретый воздух на все здание. Для лучшего прогрева в комнатах стояли также собственные печи или камины.
К сожалению, ни один из них не сохранился — как не сохранились и фотографии этих каминов. Однако в стенах реставраторы нашли каналы со следами сажи, в которые когда-то уходил дым. Больше всего таких каналов, разумеется, в кухонной зоне на последнем этаже — там, где располагался когда-то ресторан. В советское время все печи в здании разобрали и провели централизованное отопление.
В обновленном Доме Радио установят коллекторную систему отопления — то есть трубы будут скрыты под полом. Однако в некоторых местах это сделать невозможно. Например, архитекторы проекта и реставраторы хотят сохранить найденную под советским покрытием дореволюционную напольную плитку фирмы Villeroy & Boch. В таких помещениях смонтируют двухтрубную систему или установят чугунные радиаторы, которые изготовят под заказ.



Воздух
В доме Благородного собрания воздух снаружи поступал через специальные отверстия в стенах — некоторые из этих каналов до сих пор можно увидеть со стороны Итальянской улицы, они закрыты простыми решетками. Поток воздуха с улицы охлаждался при помощи специального прибора и по воздуховодам расходился по дому.
Эту вентиляционную систему в советское время сохранили, добавив новые воздуховоды из тонкой сетки, оштукатуренной сверху. А чтобы вся эта конструкция не была видна посетителям, ее закрыли навесными потолками. В результате были полностью уничтожены исторические потолки.
«Мы очень надеялись, что где-то остался хоть кусочек лепнины, — но ничего не нашли», — констатирует с грустью Мария Шапченко.
Все обнаруженные воздуховоды реставраторы бережно восстанавливают. В придачу к ним здание получит систему скрытого кондиционирования: оборудование зашьют в потолки, встроят в мебель. Это очень сложная задача не только для инженеров, но и для архитекторов проекта.
«В проекте нет типовых решений, работа с каждым пространством Дома Радио ведется деликатно и точечно, в том числе это касается инженерии. Во время работы над инженерными коммуникациями мы максимально использовали существующие шахты, скрывали трассировки коммуникаций, включая интеграции в мебель. А где-то, если шахты выходили за пределы исторического слоя, не маскировали их, тем самым продолжая идею „нового слоя“ в жизни Дома Радио и бережного отношения к его истории», — отмечает Ольга Лаврентьева, руководитель интерьерных проектов, партнер бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Кстати, в Доме Радио будет восемь комнат для хранения инструментов. Для создания там особого режима температуры и влажности предусмотрены отдельная система воздуховодов и набор оборудования.
Доброта
Первые лифты в Петербурге появились еще в 1890 году: их ставили в учреждениях и доходных домах. Шахты под «подъемные кабины» проектировались во многих дореволюционных зданиях. Однако в доме Благородного собрания ничего подобного не было. Два лифта на лестнице № 2, между которыми стояло старинное зеркало, появились только в советское время. И, конечно, как и все исторические здания в Петербурге, дом не был приспособлен к тому, чтобы его могли посещать люди с ограниченными возможностями.
После реставрации Дом радио обзаведется четырьмя подъемниками. Для грузового лифта, который будет возить на верхние этажи тяжелое оборудование, в здании уже устроили шахту. Еще один лифт расположится снаружи и будет ходить только с первого этажа на восьмой, два пассажирских лифта останутся на своих местах.
Кабины для подъемников заказали современные. Ширина новых лифтов рассчитана на использование пассажирами в том числе в инвалидной коляске. Грузоподъемность соответствующая, а все кнопки расположены так, чтобы до них можно было дотянуться. Кроме того, для маломобильных посетителей будет оборудован отдельный вход с удобными пандусами и поручнями.
«Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью могли посещать все мероприятия в Доме Радио и наравне со всеми радоваться новому искусству и творческому опыту, — говорит Дарья Филиппова. — С учетом этого желания разрабатывался проект реставрации. Когда Дом Радио откроется в 2026 году, Первая студия, кинозал и театральный зал будут доступны для всех. Пандусы, подъемники, лифты и другие инженерные решения позволят жителям города самостоятельно, без сопровождающего побывать на любом концерте или показе».



Реставрация Дома Радио — проект ВТБ в рамках программы банка по сохранению культурного наследия России «Культурная страна». Над восстановлением здания–памятника работают специалисты НИиПИ «Спецреставрация» и Специализированного строительного управления-5. Автор концепции будущего пространства — архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Реставрация закончится в конце 2026 года.