
В Петербурге 24 марта дан старт конкурсу на лучший фасад для здания, из которого можно будет спуститься и попасть в вестибюль станции метро «Лиговский проспект-2». Оно встанет на месте бизнес-центра советской постройки и свяжет подземку с терминалом высокоскоростной железнодорожной магистрали.
К апрелю 2028 года на месте серого бетонного здания на Лиговском проспекте, 52, должно вырасти новое шестиэтажное, в котором совместят вход в вестибюль станции метро «Лиговский проспект-2» и административные помещения метрополитена с музеем подземки и центром обслуживания населения.
«Лиговский проспект-2» — станция Красносельско-Калининской линии. Предполагается, что к моменту запуска движения поездов по ВСМ, который назначен на весну 2028 года, будут отстроены непосредственно само здание и подземный вестибюль станции метро. Но в первые годы он будет работать только как второй выход с действующей станции оранжевой линии «Лиговский проспект». Сама же коричневая станция «Лиговский проспект-2», как и весь участок линии от «Каретной» до «Суворовской», будет введена после 2030 года.



Каким будет конкурс
От допущенных к участию конкурсантов не позднее 10 июля ждут:
композиционное и образное решение административного корпуса, который должен органично вписаться в панораму проспекта, стиль и пространственные характеристики окружающей застройки;
эскиз архитектурного облика корпуса, который сформирует входную зону вокзала высокоскоростной магистрали.
Отдельно в задании указано: участники должны учесть необходимость быстрой реализации проекта. Что, в общем-то, понятно — запуск ВСМ не за горами. При этом подчеркнута и роль здания: оно не просто административное, а постройка, которая возьмет на себя роль входной группы, в том числе в терминал ВСМ.
Защита конкурсных работ и определение победителя запланировано на 18 июля.
Как подчеркнул главный архитектор Петербурга Павел Соколов, конкурсантам предстоит придумать решения исключительно для фасадов здания. Ориентиром для участников служат поэтажные планы здания, которые приложены к конкурсной документации. Схемы подготовил метрополитен, на них ориентировочное расположение помещений, которые подземка хочет разместить в здании.
«В их (конкурсантов. — Прим. ред.) праве эти помещения изменять, но они не вправе менять функцию этих помещений. То есть в зависимости от тех фасадных решений, конечно, будут изменения в представленных поэтажных схемах», — сказал Соколов. При этом конкурсантам не возбраняется и вносить собственные предложения по компоновке поэтажных планов.
Про здание известно, что в нем будет шесть этажей, а его высота не может превышать 28 метров. Павел Соколов пояснил, что в задании зафиксирован ряд моментов, которые не подлежат изменению: зоны выхода из подземного вестибюля, количество эскалаторов, габариты вестибюля. «Также жёсткие требования касаются инженерии, которая необходима для обслуживания подземного вестибюля, — это венткамеры и так далее. Потому что все эти коммуникации пройдут через административный корпус», — пояснил спикер.






Кроме того, рассказал глава экспертного совета конкурса архитектор Владимир Линов, в списке требований значится отступ первого этажа «вглубь» на 8 метров, чтобы входная группа была шире, чем тротуар, — это для того, чтобы уместить пассажиропоток. Должна получиться аванплощадь перед входом в здание — то есть в метро.

Верхним этажам дозволяются боковые крылья — декоративные объемы над дорогами к Привокзальной площади. Внутри этих крыльев не будет помещений. Условие — они не должны перекрывать окна боковых фасадов зданий-соседей.
На первом этаже разместятся вход в метро через вестибюль с эскалаторами, турникеты там не предусмотрены — они будут поджидать пассажиров ниже, уже в подземном вестибюле станции метро.
Также первый этаж займут вход в общественные помещения (центр обслуживания и интерактивный центр истории метрополитена) и в столовую на 80 мест. Предполагается, что перекусить там смогут не только сотрудники подземки, но и все желающие.
Второй этаж займут центр обслуживания населения и центр истории метро (он же — музей), кассы, гардероб и центр изготовления льготных проездных.
Третий этаж займут кадровики метрополитена и блок помещений профориентации (он является частью интерактивного центра). Кроме того, в здании разместят переговорные и актовый зал. В центре здания — внутренний дворик.
Как «Лиговский проспект» подключат к ВСМ
Подчеркнем еще раз: административный корпус, фасады которого стали предметом конкурса, и непосредственно вестибюль станции — это не одно и то же. Сам-то вестибюль будет подземным и расположится под Привокзальной площадью. Из него будет три выхода. Один — на Лиговский проспект, как раз в новое здание. Два других уведут в терминал высокоскоростной магистрали — к длинному корпусу склада Кокоревых по адресу: Лиговский пр., 50, литера Р, который стоит перпендикулярно Лиговскому проспекту в недрах квартала. Как пояснил Соколов, один канал будет работать исключительно на вход пассажиров терминала (он будет в западной части здания), а другой — исключительно на выход (в восточной части здания).
«Таким образом, потоки прибывающих и отбывающих пассажиров будут разведены», — пояснил главный архитектор города. Вестибюль станции «Лиговский проспект-2» с действующей одноименной станцией свяжет подземный пешеходный переход.

Привокзальная площадь разместится южнее здания терминала.


Будут сносить по схеме «Театральной»
Здание, на месте которого планируется построить административный корпус, какой-то исторической ценности не представляет: оно построено в 1982 году и, более того, в законе об охране исторического Петербурга № 820-7 числится в списке диссонирующих объектов. Первое, что из этого следует: никаких преград для сноса нет, второе — новое здание уже должно соответствовать закону, то есть вписываться в градостроительные регламенты охранной зоны.
Есть и третий момент: здание находится в частной собственности, и, более того, в нем кипит предпринимательская жизнь.

Главный архитектор города был лаконичен: «Имущественные вопросы будут решаться в соответствии с действующим законодательством. Сейчас на эту территорию разрабатывается проект планировки линейного объекта».
Здание по адресу: Лиговский проспект, 52, имеет площадь почти 6 тысяч кв. метров. Кадастровая стоимость составляет почти 450 млн рублей. Оно принадлежит компании «Аванта» Марины Гордейчук.
«Мы узнали о планах сноса зданий на Лиговском проспекте, 52, исключительно из публикаций в СМИ. От городских властей не поступало никакой информации, не было ни запросов, ни предложений к диалогу, — прокомментировал „Фонтанке“ гендиректор компании Николай Столяров. — Если эти планы действительно будут реализованы, речь пойдет не просто о сносе зданий, а о полном уничтожении передового офтальмологического кластера „Счастливый взгляд“ в центре Петербурга — крупнейшего не только в России, но и за рубежом, который расположен на этой территории».
Дело в том, что в здании работает клиника микрохирургии глаза, где проходят лечение пациенты со всей России. В том числе, тут бесплатно помогают и ряду социально незащищенных категорий граждан. В этом же здании размещается научно-практический центр повышения квалификации для врачей и оптометристов и центр коррекции зрения «Мегаоптика».
«Потеря кластера — это не просто бизнес-вопрос. Это вопрос здоровья, образования и качества жизни десятков тысяч его обитателей и пациентов. Мы крайне обеспокоены сложившейся ситуацией и надеемся на открытый диалог с властями, прежде чем будет принято решение, способное нанести серьезный удар по социальной инфраструктуре города», — отметил Столяров.
Из комментария можно предположить, что до какой-либо конкретики в переговорах бизнеса и города не дошло. В том, что здание в итоге будет изъято, сомневаться не приходится — это вопрос времени. Однако пока неясно, каким образом и во сколько будет оценено это имущество.
Напомним, сейчас идет проектирование выходов из станции метро «Театральная», которая полностью построена под землей. На одном из предполагаемых участков находится дом быта на Лермонтовском, с его собственником городу также еще только предстоит договориться о сносе.