К нему принято относить два религиозных движения XVIII–XIX веков — христовщину и скопчество. Правда, профессор РАН Александр Панченко полагает, что разделение на «мистическое» и «рационалистическое» не вполне удачно. Подробности узнаем на встрече 27 марта. 18+

Иллюстрация из каталога сект (ок.1647)
«Никто не знает историю русских сект лучше, чем Александр Александрович Панченко», — отметил в соцсетях один из тех, кто прочитал книгу ученого «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект». «Христовщина» — это самоназвание членов секты, также они называли себя людьми божьими, белоризцами, были другие наименования. А вне секты бытовало другое название: «хлысты», «хлыстовщина». Как хлыстам, так и отделившимся от них скопцам был присущ очень своеобразный аскетизм, а у скопцов отказ от сексуальных отношений выражался радикально: ампутацией «срамных» частей тела.
«Скопцы — не люди и никогда не могут быть превращены снова в людей: в них нет уже человеческих чувств; они оторваны от общества навсегда /…/ Это язва, которую можно искоренить, но лечить нельзя». Эти слова взяты из исследования чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Звали чиновника Владимир Даль, филолог и литератор, в будущем — составитель Толкового языка. Ту работу даже показывали императору Николаю I.
История «секты хлыстов» и скопчества окутана мифами и домыслами о человеческих жертвоприношениях, оргиях и мазохизме. При этом подлинная история этих движений не менее увлекательна. Идем 27 марта на лекцию «Христовщина и скопчество: „русские мистические секты“ XVIII–XIX веков» в отель Indigo (ул. Чайковского, 17), слушать Александра Панченко — филолога, фольклориста, исследователя российских сектантских движений, народного православия и городского фольклора.
Начало в 19:00.