
«Долина зайцев» — это самый солидный ленд-арт-проект в Карелии. Расположен он на 444-м километре федеральной трассы «Кола». В двадцати километрах от Петрозаводска на скале красуется множество небольших картин. Мимо не проедешь: впереди поворот, а перед — скопление машин на обочине. Присмотреться и увидеть необычное хотят многие. О том, что именно рассказывает проект «Серебряное ожерелье».
Автор проекта — петрозаводский скульптор и резчик Сергей Гапанович — затеял невероятное: с 2018 года он вырезает на огромной скале длиной 200 м, а высотой в некоторых местах до 8 м зайцев. Бегущие, сидящие, стоящие на задних лапах — сейчас здесь около 600 ушастых размером от 20 до 60 см. Все с именами — Петровичи, Алеши, Кнопочки…
Каждому имени — своя форма и история. Когда-нибудь, обещает Сергей, будет издана книжка со сказками про этих лопоухих. Есть уникальный — с рюкзаком. Его вырезал Андрей Шарашкин — путешественник, исходивший Россию пешком. Проходя мимо Петрозаводска, он захотел оставить то ли себе на память, то ли в память о себе такого вот зайца-туриста.

Зайцы создают хорошее настроение
У ушастого по имени Орел-и-Решка все время воруют пятирублевую монету. Сто раз приклеивали новую, но какие-то странные, а может, совсем бедные люди будто специально охотятся — она тут же исчезает.
Если долго разглядывать скалу, можно увидеть пару «незаячьих» изображений. Одно из них — пицца то ли с сыром, то ли с морковкой, а у морковки — заячьи уши. Второе — динозавр, любимец скульптора: «Он настолько дурацкий и милый, что, на мой взгляд, среди наших добродушных зайцев смотрится органично. Я сделал его для детей и для себя — люблю динозавров».
У скульптора Гапановича часто спрашивают «Почему именно зайцы?» А он всякий раз объясняет: «Когда заяц появляется в сказках и анекдотах, история сразу начинает меняться. Вот и с этим местом происходит так же: раньше оно никому не было нужно, все проезжали мимо. А сейчас в туристический сезон здесь очень много людей. Зайцы создают им хорошее настроение».






Когда Сергей Гапанович придумал «Долину зайцев», ее надо было согласовать. Обосновал он свою идею необходимостью очистки скалы от вандальных надписей типа «Здесь был Вася».
На самом деле, признается художник, подобных художеств было мало. Обидно, что и сейчас они появляются, причем рядом с забавными зайцами.
«Люди у нас разные, — сетует Сергей. — Еще могу понять, почему они воруют болгарки, однажды даже леса кто-то украл. Но вандализм на скале, куда вложено столько труда, — зачем?»
Пропустил весь год
В 2018 году Сергей объявил о начале проекта и кинул клич. Нашел прямо массовую поддержку, в том числе предпринимателей, — все обещали помочь. Но когда проект стартовал, все куда-то пропали.
«А свои силы я переоценил — думал, за год с тысячей зайцев справлюсь. В 2019-м очень старался, мне помогали ребята — пытались работать даже зимой, но быстро отказались. Холод еще можно терпеть. Но резать скалу, покрытую льдом, сложнее, чем летом: смешиваясь со льдом и снегом, каменная пыль превращается в кашу. Несколько фигурок мы все же вырезали, а летом увидели, что они все в трещинах — зимой-то не видно».

После «переоценки» Гапанович поставил перед собой цель — вырезать на скале 1000 зайцев к 2024 году. Но опять не рассчитал: нажил на этом своем хобби проблемы с легкими — надышался за 5 лет каменной пылью. «Пропустил весь год. Осенью и зимой пару раз всего скатался, чтобы зайцы не забывали, как я выгляжу».
Теперь он «вернулся» к своей скале: «режет» ее, когда позволяет погода. Как только в Карелию придет настоящая весна, собирается более интенсивно взяться за дело, чтобы в этом году все закончить.
Читайте также электронный путеводитель по регионам Серебряного ожерелья России от «Фонтанки». Рассказываем, что посмотреть, где остановиться, где попробовать местную кухню и что привезти домой в качестве сувенира.
Три в одном: идеолог, спонсор, исполнитель
«Долина зайцев» — проект некоммерческий, Гапанович все делает за свой счет: покупает болгарки, дрели и диски, строит леса, чтобы можно было создавать зайцев по всей площади скалы, а она высокая. Это полностью открытое пространство, полюбоваться могут все, а желающих и любопытных много — сюда целенаправленно едут туристы со всей Карелии, останавливаются автомобилисты, проезжающие мимо. Республика материально не участвует в проекте, а спонсор и исполнитель — один и тот же человек.

«На каком-то этапе, чтобы проект двигался быстрее, я предложил людям поучаствовать, мол, давайте вместе создавать новую среду. Если хотите, чтобы на скале появился ваш личный заяц [с конкретным номером, указанным в личном сертификате], поддержите проект финансово. Но, честно говоря, это оказалось сложно, особенно если человек хочет сам вырезать своего ушастого. Это ведь тяжелый труд не только физически: надо очистить место для резьбы от лишнего, чтобы заяц не развалился, работа дрелью по камню тяжелая, а ведь еще и пыль летит. На полпути человек останавливается, а я сам уже доделываю. Иногда проводил мастер-классы. В итоге вынужден был от этой истории отказаться, потому что времени физически не хватает на всех», — объясняет «перестройку» Сергей.
Комфортная среда — за токены
Сергей намерен обустроить площадку под скалой. «Хочу создать более доступную среду в „Долине зайцев“ для людей с ограниченными возможностями, — говорит он. — Я видел, какая она, действительно по-человечески продуманная, за рубежом. А в нашу долину как-то приехали на машине муж и жена, супруга пошла гулять, а мужчина остался в машине, потому что колясочник. И мне было, честно говоря, неловко».
Кроме того, нужна парковка — люди едут издалека, им хочется побродить, задержаться. А оставлять машину на обочине неудобно. Конечно, на все это нужны деньги.
«Планирую к маю вывести проект на площадку NFT и создать собственные токены: вырезанных на скале зайцев отсканируем, сделаем их 3D-модели, — объясняет скульптор. — Эти токены будут выставляться на площадках OpenSea, некоем маркетплейсе, где люди могут за них торговаться. По сути, человек из любой точки мира сможет поддержать проект и приобрести себе токен конкретного зайца. Он будет электронным подтверждением того, что вы поддержали проект, в любой момент можете, условно, кому-то его подарить через электронный кошелек. У вас есть код, есть изображение вашего зайца — и спустя даже 200 лет можно проверить, как он изменился».

Я люблю и по всей Карелии гонять
Доступ в долину бесплатный. Гапанович уверен, что так будет всегда: «Если кто-то когда-то захочет взять это все в аренду, ничего не получится — арт-объект достанется только людям, потому что участок находится на федеральной трассе».
В 2020 году, благодаря «Долине зайцев», а возможно, и пандемии, Гапановичу удалось запустить проект по расчистке скал Карелии пескоструем — правительство республики его поддержало. Теперь не только скала с зайцами радует глаз, но и все очищенные скалы вдоль трассы.
Зайцы и не только — в Петрозаводске
Туристы, остановившиеся в Петрозаводске, могут увидеть арт-объекты от Сергея Гапановича и на прогулке по городу. Например, его задумку — показать, что такое петроглифы [древние наскальные изображения] поддержали местные власти. Сначала мастер выбил их на каменных бордюрах (в Петербурге их назвали бы поребриками) двух центральных улиц рядом с Петрозаводским университетом. Сейчас таких бордюглифов, как прозвали эти арт-объекты петрозаводчане, уже пять.
Работа Гапановича на проспекте Ленина рядом с домом № 1 — «Котопёсный камень» — напоминание о том, что о животных надо заботиться. Другой камень, с «петроглифами», — забавная битва «карельских аборигенов с тиранозавром». Есть и другие — известные и не очень.

«По городу много чего по мелочам поделано. Но я люблю и по всей Карелии гонять, — рассказывает Гапанович. — Сейчас езжу по лесам, по самым глухим местам и вырезаю на камнях надпись Tempus, с латинского — время. Для работы в камне это моя любимая тема: любовь — смерть — время».
Так что если на прогулке за грибами-ягодами в карельских лесах вам встретится камень с такой надписью, значит, здесь был резчик по камню Сергей Гапанович. А еще он надеется скоро открыть свою мастерскую для туристов в Петрозаводске на улице Красной, 10, и выставлять там скульптуры до того, как они улетят в Индонезию.

Хочу закончить проект и начать новый, более сложный
Сергей — предприниматель, в Петрозаводске у него свой бизнес. И скульптор: его работы есть у короля Бали, он выставляет и продает их в Национальной галерее Индонезии, в Джакарте. А в Петрозаводске создает арт-объекты для земляков и туристов.
Больше всего сил и времени он вкладывает в свои волонтерские проекты. При этом говорит, что делает это не только для людей, но и для себя: «Мне нравится камень, я люблю с ним работать. И мне нравится проект с зайцами. Но хочу закончить его и начать новый, более сложный».
На вопрос, что будет, когда Сергей вырежет тысячного зайца, отвечает: «Принесу кресло на скалу напротив, сяду в него, буду смотреть на долину и пить. А на следующий день проснусь с лёгкой головной болью, успокоюсь и придумаю что-нибудь новое».
Я сделал это, пока ждал твоего звонка
На самом деле он уже придумал новый проект с названием «Любимая, я сделал это, пока ждал твоего звонка».
«Представьте большую скалу, плотно усеянную вырезанными цветами. А 15−20% площади скалы остается без цветов. Работа не закончена, будто не намеренно, чтобы у смотрящего на эту скалу возникал вопрос: „Что произошло? Она позвонила? Он умер или ушел на обед? Влюбился в другую?“ В общем, это про настоящую мужскую любовь». Скалу Сергей присматривает в Индонезии — там могут помочь с работами.
А в Петрозаводске пытается согласовать резку на красивой скале в Сортавальском районе — на въезде со стороны Петербурга.
«Хочу вырезать огромную надпись „Я здесь гость“. Что бы люди ни подразумевали под этой фразой в бытовом смысле, для меня она философская».
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»
Больше трогательных, забавных и невероятных историй из мира животных в нашем телеграм-канале «ЗвероПятница». Подписывайтесь, будем вместе держать лапу на пульсе.