Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Цель — не стереть подлинность города в городе. Что и как надо сохранять в «Крестах»

Цель — не стереть подлинность города в городе. Что и как надо сохранять в «Крестах»

22 017
Цель — не стереть подлинность города в городе. Что и как надо сохранять в «Крестах» | Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Цель — не стереть подлинность города в городе. Что и как надо сохранять в «Крестах» | Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник:

Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Даже для исторического Петербурга «Кресты» уникальны: в бывшем СИЗО за более чем вековую жизнь не поменялось практически ничего — и в этом его ценность. Его нельзя превращать в чистенький и выглаженный памятник. «Фонтанка» показывает, как выглядела территория «Крестов» в царские времена, и поговорила с историком архитектуры Михаилом Мильчиком о том, что и как необходимо сохранить.

В феврале 2025 года комплекс «Крестов» на торгах за 1,135 млрд рублей купила девелоперская группа «КВС». В составе лота 29 зданий и сооружений общей площадью 41,2 тыс. кв. м, а также земельные участки в совокупности на 3,9 га. В составе комплекса более десятка зданий и построек со статусом памятника.

Подлинность «Крестов»

«„Кресты“ производят очень сильное эмоциональное впечатление. И не только потому, что мы понимаем и осознаем то, для чего они были созданы. Здесь и преступники сидели, и невинно осужденные — разные люди. Но впечатление очень сильное еще и по другой причине. По причине подлинности», — говорит Михаил Мильчик.

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Михаил Исаевич Мильчик — ведущий научный сотрудник НИИТИАГ и замглавы Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, член Союза архитекторов России, кандидат искусствоведения, аттестованный эксперт Минкультуры.

«Все, что мы здесь видим, все, что мы здесь ощущаем, это настоящее, это подлинное, это и сохранившееся со времен царской России, и кое-что измененное в советском периоде, но подлинность — это чрезвычайно существенно», — рассуждает эксперт.

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
<p>Михаил Мильчик</p><p>Михаил Мильчик</p>

И это ощущение сопричастности к прошлому производит сильное впечатление. Поэтому это очень важно. Таких сооружений в городе, в которых так полно сохранились все элементы — до решеток, ограждений, лестниц, ступеней, — не так уж много. Вот это и производит впечатление очень сильное. И оно важно, потому что оно дает реальное ощущение для каждого, кто сюда попадает, своей сопричастности и с прошлой эпохой, и со сравнительно недавним временем.

Михаил Мильчик

Замглавы Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга

Как выглядели «Кресты» до революции

На территории «Крестов» 13 зданий — выявленные памятники, остальные таким статусом не обладают. Но и тут не все так просто. Например, здание больницы — дореволюционное, 1883 года постройки. Снос запрещен, хотя что касается «внутренностей», свободы больше. Аналогичная история и у туберкулезной больницы, которая была построена в 1917 году.

Кресты. Первый и второй

Сразу оговоримся: здания-памятники — это то, что сносить нельзя. Насколько их можно видоизменять внутри, делать перепланировки, менять интерьеры и т. д., будет определено по итогам государственной историко-культурной экспертизы. Она оценит и архитектурное, и мемориальное значение. В итоге у комплекса должны появиться предметы охраны, которые трогать запрещено — только сохранять и реставрировать. Это могут быть и конструктивные особенности, например, конфигурация здания, кровли, исторические оконные и дверные заполнения, элементы отделки, материал, из которого строилось здание. В частности, именно поэтому «Фонтанка» не завидует новому владельцу — приобретен был «кот в мешке», и задача перед инвестором стоит, мягко говоря, очень сложная.

Первый и второй кресты — идентичны, можно назвать их «главными» памятниками комплекса. Второй — в более плачевном состоянии. Сердцевина каждого — увенчанный башней-куполом своеобразный атриум, который соединяет все этажи здания. Как отметил Мильчик, это пространство и его объем, конечно, необходимо сохранить.

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
+1
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

От атриума в четыре стороны расходятся коридоры, по обеим сторонам — двери камер. Каждая — 8 кв. м. Вернее, почти каждая: в здании есть и камера повышенной комфортности, она в два раза больше обычной, плюс сохраненная с царских времен пара карцеров — меньше 4 кв. м. С «обычными» камерами сложнее. Например, в 104-й сидел Иосиф Бродский. Если встать ногами на шконки — будет виден не только сооруженный уже при советской власти прогулочный дворик для заключенных, но и кусочек Невы. Но если сохранять каждую камеру с известными сидельцами, есть риск напрочь связать новому владельцу руки.

Камеры

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
+5
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Камера Бродского

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
+1
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Царский карцер

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Уже сейчас очевидно, что если запретить пробивать проходы или объединять камеры между собой, выйдет чемодан без ручки за миллиард рублей.

И в «лучах», и в атриуме сохранились царских времен чугунные лестницы. Их однозначно — только реставрировать. Ограждения-решетки, приваренные поверх лестниц, — это уже XX век, когда заключенных стало много.

Лестницы

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Как отмечает Мильчик, возникает очень серьезная, непростая, но важная задача очень деликатной реставрации. Реставрация нужна, но она должна быть чрезвычайно осторожной, более того, незаметной.

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Другие памятники в «Крестах»

Если заходить в «Кресты» через ворота со стороны улицы Комсомола, по левую руку будет стоять небольшое двухэтажное здание политчасти, которое изначально строилось как «больница для заразных».

Политчасть

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

По правую руку — трехэтажный административный корпус № 2 с учебно-производственными мастерскими. Если рассмотреть здание сверху, видно, что оно состоит из трех частей. Памятником является только та, которая ближе к воротам. Как сложится судьба остальных фрагментов, пока предсказать сложно: вероятнее всего, часть посередине, с ангарами, — или советская постройка, либо же перестроенное до неузнаваемости историческое здание. Западный фрагмент, очевидно, дореволюционный. Но в документах дата постройки у всех одна — 1883 год. Значит, историческое, его снос пока запрещен.

Административный корпус

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник:

Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Источник: скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»Источник: скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»
Источник:

скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»

Рядом — баня.

Здание бани

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник:

Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Перед политчастью высокий, поросший деревьями и кустарником холм. Это ледник. Тоже памятник.

Ледник

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник:

Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

По соседству с ним здание пищеблока с котельной. Узнается по торчащей трубе. Здесь есть более поздние пристройки, которые в границы здания-памятника не вошли.

Пищеблок

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник:

Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

В юго-восточном углу территории круглая постройка, которая связана со вторым Крестом. Она не является памятником, однако мы взяли на себя смелость оставить ее на карте — это сохранившийся с царских времен прогулочный двор для заключенных. На юго-западе есть еще один прогулочный двор. И хотя официально там значится дата постройки 1917 год, это уже советское наследие.

Прогулочный дворик

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
+2
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Храм святого Александра Невского не продавали — его передали епархии. В этом здании, кстати, также есть и административные помещения тюрьмы. А на втором этаже — памятник Анне Ахматовой.

Храм

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
+2
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Если выйти из храма в сторону Арсенальной набережной, к КПП, то у стены пропускного пункта, справа, есть небольшой закуток. Местные говорят: все сотрудники ФСИН, которые молились здесь перед уходом в горячие точки, вернулись оттуда живыми.

Вдоль Арсенальной набережной расположилась главная входная группа, известная в том числе и по фильмам, — контрольно-пропускной пункт. Он же — входное здание, в котором исторически располагались и квартиры надзирателей. Тоже памятник и также имеет поздние пристройки.

КПП

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник:

Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Источник: скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»Источник: скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»
Источник:

скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»

На территории «Крестов» есть четыре здания, которые официально являются жилыми многоквартирными домами. Лицевой фасад со стороны набережной формируют три постройки: одна трехэтажная и две двухэтажные (дом № 7, литеры А, Б и П) — это дома надзирателей. Трехэтажная в состав проданного лота не вошла.

Дома надзирателей

Источник: скриншот страницы сервиса Яндекс.ПанорамыИсточник: скриншот страницы сервиса Яндекс.Панорамы
Источник: скриншот страницы сервиса Яндекс.ПанорамыИсточник: скриншот страницы сервиса Яндекс.Панорамы
Источник: скриншот страницы сервиса Яндекс.ПанорамыИсточник: скриншот страницы сервиса Яндекс.Панорамы
+2
Источник: скриншот страницы сервиса Яндекс.ПанорамыИсточник: скриншот страницы сервиса Яндекс.Панорамы
Источник: скриншот страницы сервиса Яндекс.ПанорамыИсточник: скриншот страницы сервиса Яндекс.Панорамы

Наконец, между двумя домами надзирателей можно заметить чуть отстоящее от набережной крошечное одноэтажное здание, всего 75 кв. м. Исторически там располагался ледник и прачечная, однако сейчас и этот дом по документам — многоквартирное жилье.

Прачечная и ледник

Источник: скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»Источник: скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»
Источник:

скриншот страницы сервиса «Яндекс.Панорамы»

Знаменитых котов из «Крестов», конечно, вряд ли можно считать памятником, но они — тоже часть истории, потому что были главными защитниками от крыс.

Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»
Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»Источник: Андрей Бок / «Фонтанка.ру»

Подо что приспособить «Кресты»

«Музей, коворкинг и гостиница — вот три функции, которые я вижу. Причём музей должен занять целиком один крестообразный корпус, а не только одно его крыло! Он должен стать музеем в широком смысле слова, то есть не только музеем „Крестов“, а музеем тюрем вообще, — считает Мильчик. — Должны быть отмечены камеры, в которых находились известные „сидельцы“. Наверное, потребуется рассказать и об архитекторе Томишко, спроектировавшем этот комплекс. Задача для будущих проектантов очень непростая, но очень интересная».

Эксперт отметил, что второй крест и другие здания (какие именно — нужно определить после исследований) можно было бы использовать для коворкингов и гостиницы, которые, конечно же, потребуют существенных перестроек, например объединения бывших камер, а следовательно, пробивки проемов между двумя соседними, но, конечно, при условии сохранения существующих объемов и общего вида. Приспособления для новых функций должны коснуться только интерьеров, а внешне весь комплекс должен сохраниться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE15
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
47
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях