
Бывший завод GM в Шушарах, простаивающий уже 10 лет, может возобновить работу до конца 2025 года. «Автозавод АГР» (ранее — Hyundai) ведет переговоры с правительством Петербурга и Минпромторгом о заключении специального инвестиционного контракта. Ключевой вопрос, который так и не решен: какой утильсбор с него потребуют прямо сейчас.
Конспирологические версии реанимации простаивающего который год автокластера в Шушарах обсуждаются в сети уже больше месяца, «Фонтанка» анализировала реальность всех версий. Теперь редакция знает наверняка, что будет как минимум с площадкой General Motors.
О том, что производство автомобилей в Шушарах может начаться до конца 2025 года, рассказали «Фонтанке» источники, знакомые с планами АГР. По их словам, российская компания и ее китайский партнер Chery уже начали завозить оборудование в цеха. Партнерство с Chery тут не случайно: именно этот китайский производитель стал партнером АГР при перезапуске бывшего завода Volkswagen в Калуге.
Какие машины будут выпускать на заводе АГР в Шушарах
Первыми моделями станут два кроссовера под брендом Solaris, которые будут адаптацией моделей Jaecoo (подбренд Chery) — J7 и J8. Как ранее писали в отраслевых телеграм-каналах, часть уже собрана на действующей площадке АГР в Каменке; «Фонтанке» называли число 500. Однако поступят ли они в открытую продажу дилерам или же будут реализованы в рамках госзакупок, пока не известно.
В трехлетней перспективе модельный ряд может пополнить седан бизнес-класса. Собеседники издания проводят параллели с Mercedes-Benz E-Class и Hongqi H5, по размеру что-то между Toyota Camry, но поменьше Hyundai Genesis H5. Сейчас такой модели в линейке Jaecoo нет, но есть вероятность, что прототипом станет другой суббренд Chery. Важно отметить, что если J7 и J8 будут производиться методом отверточной сборки из присланных из Китая машинокомплектов, то будущий седан будет иметь уже более высокий уровень локализации.
Чем известен завод в Шушарах
Простой завода в Шушарах в этом году отмечает 10-летний юбилей. Площадка, прежде принадлежащая американской General Motors, остановила конвейер весной 2015 года. После серии перипетий его выкупил корейский концерн Hyundai в 2020 году, намереваясь наладить там выпуск моделей Hyundai Tucson, Hyundai Palisade, Kia Sportage. Но после начала специальной военной операции Hyundai остановил работу в России, а в начале 2024 года продал активы компании «Арт-Финанс» (входит в группу АГР).
О возможном перезапуске завода в Шушарах «Фонтанка» сообщала еще в феврале, когда АГР начал набирать сотрудников для предприятия. Тогда же появились версии, что «восточным партнером», то есть поставщиком машинокомплектов, выступит именно Jaecoo. Сама АГР подтверждала подготовку к запуску «различных проектов» и говорила о намерении расширить долю рынка бренда Solaris, но конкретику не сообщала.
На основной площадке Hyundai в Каменке идет сборка четырех автомобилей под брендом Solaris — из доставшихся в наследство от корейцев машинокомплектов Hyundai и KIA. За 2024 год удалось собрать более 20 тысяч машин Solaris, в планах на 2025 год — в 2,5 раза больше. Поставка недостающих деталей, включая электронику, двигатели и коробки передач, налажена из Китая, где работает местный партнер Hyundai. При этом давно ходят слухи о возвращении корейского концерна в Россию, да и договор о продаже его бизнеса подразумевал опцию обратного выкупа.
Но дальше слухов дело не идет.
Дадут ли заводу в Шушарах льготы
Собеседники «Фонтанки» подтверждают: параллельно с подготовкой к запуску завода АГР ведет переговоры о заключении специального инвестиционного контракта (СПИК), который дал бы право на компенсацию утилизационного сбора и сделал бы собранные машины более конкурентоспособными по цене.
СПИК по площадке в Каменке достался еще в наследство от Hyundai, а вот производственные планы в Шушарах сейчас подвергаются основательной экзаменации.
Дело в том, что льгота по утильсбору предоставляется при достижении определенного уровня локализации, а до него площадка АГР в Шушарах, судя по всему, не дотягивает. Вариант решения: в виде исключения компенсировать ей утильсбор при меньшем количестве баллов локализации, раз уж у нее большие планы и тот самый новый седан в перспективе.
В любом случае это не полномочия города, финальное решение должен принять Минпромторг. Но перспективы применения исключительного подхода вызывают вполне понятное недовольство у отечественных игроков. Ранее «Фонтанка» рассказывала о письме руководства «АвтоВАЗа», где высказывалось мнение, что выравнивание утильсбора для отечественного автоконцерна и нелокализованных производств противоречит идее импортозамещения и представляет угрозу для технологической независимости. То есть можно предположить, что если опережающая льгота и будет выдана, то на модельный ряд, который не пересекается с линейкой российского автогиганта и не составляет ему конкуренции. Под это описание в целом и подходят шушарские планы.
Кстати, если тандему АГР удастся подписать СПИК с Минпромторгом, откатиться к ситуации «до 2022 года» с возвращением Hyundai, о чем говорят в СМИ, будет сложнее. Не исключено, что именно это подстегивает российскую компанию и Chery готовить перезапуск предприятия в Шушарах, не дожидаясь финального решения от Минпромторга. Вероятно, в этом случае корейцам придется договариваться об отступных для китайцев и предоставлении доли в бизнесе для российского партнера.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»