
Аукцион по продаже 11-километровой тепломагистрали на севере Петербурге получил пометку «не состоялся». Эта труба — памятник неисполненным мечтам и договоренностям.
Торги по продаже тепломагистрали в 11,3 км запустили в феврале. Стартовой ценой назначили ни много ни мало 10,8 млрд рублей. Упрощенно можно сказать, что каждый метр трубы оценили примерно в миллион рублей, но в лот включили и право аренды земельного участка под ней в 200 тысяч квадратных метров, и теплообменную станцию, и автоматизированную систему управления тепловыми процессами. Принадлежит это все ЗАО «Тепломагистраль», однако арестовано в пользу ПАО ВТБ. Правообладателем и организатором торгов значилось Росимущество.

Учитывая, что несколько лет назад комплекс не удалось продать и за 4,6 млрд, нынешняя цена казалась совсем уж неподъемной. В условиях было прописано, что организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:
заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;
в торгах никто не принял участие или принял участие один участник торгов;
из участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;
лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость, указанную в протоколе о результатах торгов.
Торги назначили на 25 марта. В итоге в карточке торгов появилось извещение о том, что они не состоялись по первой причине — меньше двух кандидатов.
Что это за труба
Попытки продать «приморскую» трубу предпринимают периодически, «Фонтанка» рассказывала об истории вопроса. В середине нулевых город, ВТБ и банк «Санкт-Петербург» создали ЗАО «Тепломагистраль». Идея была такая: превратить теплоэнергию, которую на Северо-Западной ТЭЦ (тогда РАО ЕЭС, а потом — Интер РАО) получали как побочный продукт, в полезный ресурс и отвести ее к Приморской котельной ГУП «ТЭК». Стоимость оценивали в 35 млн евро, в 2006 году сеть запустили. Губернатор Валентина Матвиенко на церемонии радовалась, что «один из активно развивающихся районов города будет теплодостаточен», и сообщала, что сам проект окупится за 7–10 лет. Трубу эксплуатировало ГУП «ТЭК», но платило «Тепломагистрали» за транспортировку теплоносителя. В 2011 году оно вышло из числа акционеров.
Условием окупаемости по этому самому ГЧП являлась загрузка определенным объемом теплоэнергии. Однако очень скоро стало понятно, что вместо 700 Гкал/час ее использовали на 200–240 Гкал/час; в компании заявляли, что город покупает у нее лишь 20–40% от того, о чем договаривались. В 2014 году «ТЭК» одумался и решил вернуться в капитал компании, а если точнее — выкупить ее у ВТБ, который был тогда основным акционером. Отметим — предлагали не 11 млрд, а 3. Покупка не состоялась.
Недозагрузка не позволяла «Тепломагистрали» выдерживать график платежей по кредитам, которые она брала на строительство трубы у того же ВТБ, начались суды, реструктуризация займов. Время от времени возникал вопрос установления для компании особого тарифа на энергию; компания позже подчеркивала, что на самом деле этого было недостаточно и на практике тариф не успевал за индексацией. А в 2019 году Смольный и вовсе убрал из формулы его расчета обязательства компании перед ВТБ, так что тариф упал в шесть раз.
В том же году пристав-исполнитель распорядился обратить взыскание долга перед ВТБ на имущество компании «Тепломагистраль», через год ее и попытались в первый раз продать — безуспешно. В январе 2025-го Росимущество уведомило городское УФССП, что попробует снова. Сейчас речь идет о взыскании 3,4 млрд рублей долга.
Незадолго до этого налоговая служба подала заявление о банкротстве «Тепломагистрали». В отчетности за 2023 год значилась выручка в 320 млн при общем убытке в 450 млн, а в судах — помимо банкротства — еще два февральских иска от ВТБ более чем на 600 млн в сумме. При этом уже в текущем году она заключила контракт, необходимый для определения тарифа для нее на 2026–2030 годы: подрядчик должен рассчитать технологические потери энергии на трубе, чтобы компания могла составить экономически обоснованную величину расходов и прибыли, которые закладывают в тариф.
На выходе проект, который имеет «стратегически важное социально-экономическое значение для Санкт-Петербурга в связи с существующим дефицитом тепловой энергии в застраивающемся Приморском районе» (формулировка суда), 15 лет существует не благодаря, а вопреки. Вместо партнерства в рамках первого энергетического ГЧП — суды, убытки, споры о тарифах и условиях соглашения, а теперь — еще и банкротный иск.
При этом гигакалории в «теплодостаточный» район по этой трубе идут исправно. «Указанная тепломагистраль обеспечивает передачу тепловой энергии от „Северо-Западной ТЭЦ им. А. Г. Бориса „Интер РАО — Электрогенерация“ на теплообменную станцию Приморской котельной и далее абонентам через оборудование теплообменной станции и энергоисточника, — сообщили „Фонтанке“ в АО „ТЭК“. — От трубопровода зависит теплоснабжение всех абонентов зоны Приморской котельной — свыше 1200 зданий. Текущая нагрузка источника составляет 322 Гкал/час».
А почему так дорого?
ООО «АЦ Кронос» еще в 2022 году в рамках исполнительного производства оценило имущество: сама труба — 3,346 млрд, аренда земли — 131,5 млн, теплообменная станция — 163,3 млн, система управления — 3,3 млн. Это не устроило никого. ВТБ еще в прошлый раз оспаривал завышенную, по его мнению, оценку имущества в 4,5 млрд рублей, эта его тоже не убедила, банк снова обжаловал в арбитраже результаты.
Однако выяснилось, что постановления пристава на основании этой оценки и так уже признали недействительными в 2024 году. «Судом установлена новая рыночная стоимость имущества ЗАО „Тепломагистраль“… как единого многофункционального комплекса в размере 10 790 600 000 руб.», — говорится в определении арбитража от 13 марта.
Сделали это в рамках иска самой «Тепломагистрали». По ее мнению, трубу, наоборот, радикально недооценили, назначив 3,346 млрд, и результатам «Кроноса» она противопоставляла оценку ООО «Иола». В итоге суд организовал еще одну экспертизу — силами компании «Веритас».
Она как раз оценила лот единым комплексом, не разделив на разные объекты. Логика такая: «Магистральные тепловые сети являются таковыми только в случае, если являются действующими или пригодны для транспортирования горячей воды, пара, конденсата водяного пара и подключены к источнику теплоты (теплообменная станция (ТОС) и автоматизированной системе управления тепловыми процессами». Суд согласился, что считать отдельно смысла нет, ведь продавать все равно целиком.
Кроме того, компания применила затратный метод оценки — то есть посчитала, во сколько бы обошлось воспроизводство или замещение всего этого комплекса. И получила пресловутые 10,8 млрд рублей. ВТБ попытался в кассации оспорить эту сумму, заявив, что она многократно завышена. Если конкретно — в 10 раз (то есть сам банк, видимо, считает адекватной ценой миллиард). Но суд отказал в удовлетворении жалобы, как и в назначении повторной экспертизы.
Представить, что на трубу, которую не купили и за 4,5 млрд, вдруг кто-то будет претендовать за 11 млрд, сложно. По идее, через некоторое время должны состояться повторные торги с понижением цены. Ранее губернатор города Александр Беглов применительно к покупке «Теплосети Санкт-Петербурга» у структур Газпрома говорил о необходимости консолидации теплосетевых активов под контролем города. Но в бюджете тоже не просматривается таких сумм на такие цели.
«Банк ВТБ является участником исполнительного производства, в рамках которого судебный пристав-исполнитель реализует имущество ЗАО „Тепломагистраль“. Мы внимательно следим за всеми действиями судебного пристава, и наши дальнейшие шаги будут зависеть от результатов торгов», — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе ВТБ.