Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город По миллиону за метр. Трубу, которая обогревает тысячу домов, снова безуспешно продают

По миллиону за метр. Трубу, которая обогревает тысячу домов, снова безуспешно продают

18 879
По миллиону за метр. Трубу, которая обогревает тысячу домов, снова безуспешно продают | Источник: скриншот «Яндекс. Карты»По миллиону за метр. Трубу, которая обогревает тысячу домов, снова безуспешно продают | Источник: скриншот «Яндекс. Карты»
Источник:

скриншот «Яндекс. Карты»

Аукцион по продаже 11-километровой тепломагистрали на севере Петербурге получил пометку «не состоялся». Эта труба — памятник неисполненным мечтам и договоренностям.

Торги по продаже тепломагистрали в 11,3 км запустили в феврале. Стартовой ценой назначили ни много ни мало 10,8 млрд рублей. Упрощенно можно сказать, что каждый метр трубы оценили примерно в миллион рублей, но в лот включили и право аренды земельного участка под ней в 200 тысяч квадратных метров, и теплообменную станцию, и автоматизированную систему управления тепловыми процессами. Принадлежит это все ЗАО «Тепломагистраль», однако арестовано в пользу ПАО ВТБ. Правообладателем и организатором торгов значилось Росимущество.

Источник: скриншот кадастровой картыИсточник: скриншот кадастровой карты
Источник:

скриншот кадастровой карты

Учитывая, что несколько лет назад комплекс не удалось продать и за 4,6 млрд, нынешняя цена казалась совсем уж неподъемной. В условиях было прописано, что организатор торгов объявляет торги несостоявшимися, если:

  • заявки на участие в торгах подали менее двух лиц;

  • в торгах никто не принял участие или принял участие один участник торгов;

  • из участников торгов никто не сделал надбавки к начальной цене имущества;

  • лицо, выигравшее торги, в течение пяти дней со дня проведения торгов не оплатило стоимость, указанную в протоколе о результатах торгов.

Торги назначили на 25 марта. В итоге в карточке торгов появилось извещение о том, что они не состоялись по первой причине — меньше двух кандидатов.

Что это за труба

Попытки продать «приморскую» трубу предпринимают периодически, «Фонтанка» рассказывала об истории вопроса. В середине нулевых город, ВТБ и банк «Санкт-Петербург» создали ЗАО «Тепломагистраль». Идея была такая: превратить теплоэнергию, которую на Северо-Западной ТЭЦ (тогда РАО ЕЭС, а потом — Интер РАО) получали как побочный продукт, в полезный ресурс и отвести ее к Приморской котельной ГУП «ТЭК». Стоимость оценивали в 35 млн евро, в 2006 году сеть запустили. Губернатор Валентина Матвиенко на церемонии радовалась, что «один из активно развивающихся районов города будет теплодостаточен», и сообщала, что сам проект окупится за 7–10 лет. Трубу эксплуатировало ГУП «ТЭК», но платило «Тепломагистрали» за транспортировку теплоносителя. В 2011 году оно вышло из числа акционеров.

Условием окупаемости по этому самому ГЧП являлась загрузка определенным объемом теплоэнергии. Однако очень скоро стало понятно, что вместо 700 Гкал/час ее использовали на 200–240 Гкал/час; в компании заявляли, что город покупает у нее лишь 20–40% от того, о чем договаривались. В 2014 году «ТЭК» одумался и решил вернуться в капитал компании, а если точнее — выкупить ее у ВТБ, который был тогда основным акционером. Отметим — предлагали не 11 млрд, а 3. Покупка не состоялась.

Недозагрузка не позволяла «Тепломагистрали» выдерживать график платежей по кредитам, которые она брала на строительство трубы у того же ВТБ, начались суды, реструктуризация займов. Время от времени возникал вопрос установления для компании особого тарифа на энергию; компания позже подчеркивала, что на самом деле этого было недостаточно и на практике тариф не успевал за индексацией. А в 2019 году Смольный и вовсе убрал из формулы его расчета обязательства компании перед ВТБ, так что тариф упал в шесть раз.

В том же году пристав-исполнитель распорядился обратить взыскание долга перед ВТБ на имущество компании «Тепломагистраль», через год ее и попытались в первый раз продать — безуспешно. В январе 2025-го Росимущество уведомило городское УФССП, что попробует снова. Сейчас речь идет о взыскании 3,4 млрд рублей долга.

Незадолго до этого налоговая служба подала заявление о банкротстве «Тепломагистрали». В отчетности за 2023 год значилась выручка в 320 млн при общем убытке в 450 млн, а в судах — помимо банкротства — еще два февральских иска от ВТБ более чем на 600 млн в сумме. При этом уже в текущем году она заключила контракт, необходимый для определения тарифа для нее на 2026–2030 годы: подрядчик должен рассчитать технологические потери энергии на трубе, чтобы компания могла составить экономически обоснованную величину расходов и прибыли, которые закладывают в тариф.

На выходе проект, который имеет «стратегически важное социально-экономическое значение для Санкт-Петербурга в связи с существующим дефицитом тепловой энергии в застраивающемся Приморском районе» (формулировка суда), 15 лет существует не благодаря, а вопреки. Вместо партнерства в рамках первого энергетического ГЧП — суды, убытки, споры о тарифах и условиях соглашения, а теперь — еще и банкротный иск.

При этом гигакалории в «теплодостаточный» район по этой трубе идут исправно. «Указанная тепломагистраль обеспечивает передачу тепловой энергии от „Северо-Западной ТЭЦ им. А. Г. Бориса „Интер РАО — Электрогенерация“ на теплообменную станцию Приморской котельной и далее абонентам через оборудование теплообменной станции и энергоисточника, — сообщили „Фонтанке“ в АО „ТЭК“. — От трубопровода зависит теплоснабжение всех абонентов зоны Приморской котельной — свыше 1200 зданий. Текущая нагрузка источника составляет 322 Гкал/час».

А почему так дорого?

ООО «АЦ Кронос» еще в 2022 году в рамках исполнительного производства оценило имущество: сама труба — 3,346 млрд, аренда земли — 131,5 млн, теплообменная станция — 163,3 млн, система управления — 3,3 млн. Это не устроило никого. ВТБ еще в прошлый раз оспаривал завышенную, по его мнению, оценку имущества в 4,5 млрд рублей, эта его тоже не убедила, банк снова обжаловал в арбитраже результаты.

Однако выяснилось, что постановления пристава на основании этой оценки и так уже признали недействительными в 2024 году. «Судом установлена новая рыночная стоимость имущества ЗАО „Тепломагистраль“… как единого многофункционального комплекса в размере 10 790 600 000 руб.», — говорится в определении арбитража от 13 марта.

Сделали это в рамках иска самой «Тепломагистрали». По ее мнению, трубу, наоборот, радикально недооценили, назначив 3,346 млрд, и результатам «Кроноса» она противопоставляла оценку ООО «Иола». В итоге суд организовал еще одну экспертизу — силами компании «Веритас».

Она как раз оценила лот единым комплексом, не разделив на разные объекты. Логика такая: «Магистральные тепловые сети являются таковыми только в случае, если являются действующими или пригодны для транспортирования горячей воды, пара, конденсата водяного пара и подключены к источнику теплоты (теплообменная станция (ТОС) и автоматизированной системе управления тепловыми процессами». Суд согласился, что считать отдельно смысла нет, ведь продавать все равно целиком.

Кроме того, компания применила затратный метод оценки — то есть посчитала, во сколько бы обошлось воспроизводство или замещение всего этого комплекса. И получила пресловутые 10,8 млрд рублей. ВТБ попытался в кассации оспорить эту сумму, заявив, что она многократно завышена. Если конкретно — в 10 раз (то есть сам банк, видимо, считает адекватной ценой миллиард). Но суд отказал в удовлетворении жалобы, как и в назначении повторной экспертизы.

Представить, что на трубу, которую не купили и за 4,5 млрд, вдруг кто-то будет претендовать за 11 млрд, сложно. По идее, через некоторое время должны состояться повторные торги с понижением цены. Ранее губернатор города Александр Беглов применительно к покупке «Теплосети Санкт-Петербурга» у структур Газпрома говорил о необходимости консолидации теплосетевых активов под контролем города. Но в бюджете тоже не просматривается таких сумм на такие цели.

«Банк ВТБ является участником исполнительного производства, в рамках которого судебный пристав-исполнитель реализует имущество ЗАО „Тепломагистраль“. Мы внимательно следим за всеми действиями судебного пристава, и наши дальнейшие шаги будут зависеть от результатов торгов», — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе ВТБ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY13
Удивление
SURPRISED5
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях