
Бывший завод Hyundai в Петербурге вышел в плюс за первый год самостоятельной работы, но до прежних рекордов не дотянул. Пока новый владелец готовит вторую площадку для сборки китайских авто, корейский концерн продолжает изучать возможность возвращения в Россию. «Фонтанка» изучила отчетность предприятия и спросила экспертов, реально ли зайти на один рынок дважды.
Надежду на возвращение Hyundai вновь подогрели корейские СМИ. 28 марта издание The Korea times сообщило, что «дочки» концерна, в частности Kia, Hyundai Mobis и Hyundai Steel, недавно разместили вакансии в России, что «свидетельствует о больших шансах на возобновление деятельности группы в России». По информации «Фонтанки», также персонал набирает поставщик петербургского завода с корейскими акционерами «Донхи Рус».
Сама Hyundai Motor Group тоже занята изучением возможностей российского рынка после окончания СВО, отмечает The Korea times. До начала СВО Hyundai Motor и Kia были двумя ведущими автомобильными брендами России, но в 2022 году группа остановила работу завода в Петербурге, а в начале 2024-го продала его за символические 10 000 рублей группе АГР предпринимателя Алексея Павловича с возможностью обратного выкупа в течение двух лет. Это означает, что группа должна решить, возрождать ли свой российский завод, до конца 2025 года. Сама корейская компания комментирует такую вероятность сдержанно: «Решение пока не принято, и компания внимательно следит за развитием ситуации». На «Автозаводе АГР» (под таким юрлицом сейчас работает завод Hyundai в Петербурге) такую перспективу также не комментируют.
Как завод Hyundai чувствует себя без корейцев
Одновременно с публикацией в корейских СМИ «Автозавод АГР» отчитался о финансовых результатах за 2024 год.
Как сообщала «Фонтанка», после перехода к группе АГР предприятие в Каменке начало сборку четырех автомобилей под брендом Solaris — из доставшихся в наследство от корейцев машинокомплектов Hyundai и KIA. За 2024 год удалось собрать более 20 тысяч машин. 28 марта с конвейера сошел тридцатитысячный автомобиль. Всего в плане на 2025 год 50 тысяч.
Впрочем, это все равно в разы меньше, чем при корейцах. Для сравнения, в 2021 году с конвейера завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Петербурге сошло 234 тысячи автомобилей.
Отставание по финансовым показателями оказалось соразмерным. Выручка предприятия в 2024 году составила 29,4 млрд рублей, что более чем в 10 раз больше по сравнению с 2023 годом, когда оно еще находилось в простое, но почти в 7 раз меньше, чем 2021-м (206,9 млрд рублей). При этом надо помнить, что автомобили тоже подорожали. Чистая прибыль «Автозавода АГР» составила 1,9 млрд рублей против убытка в 16,6 млрд рублей в 2023 году. Для сравнения, в 2021-м показатель составил 11,2 млрд рублей.
Также из отчетности стало известно, что автозавод продал вторую площадку в Шушарах компаниям «АГМ» и «АГРМ» за 2,8 млрд рублей. Их владельцы не раскрываются, но, судя по всему, речь идет о дочерней структуре группы АГР и ее китайского партнера. Ранее «Фонтанка» сообщала, что до конца 2025 года «Автозавод АГР» планирует начать в Шушарах сборку кроссоверов под брендом Solaris, которые будут адаптацией моделей Jaecoo (подбренд Chery) — J7 и J8.
Без корейцев у предприятия возникли сложности с господдержкой. Компания сообщает, что получила отказ от Минпромторга в выдаче субсидии на 2,8 млрд рублей на компенсацию производственных затрат за 4 квартал 2024 года в связи с изменением методологии расчета. Речь идет, вероятно, о возвращении утильсбора: такую возможность предусматривает действующий специальный инвестиционный контракт. Также компании пришлось вернуть государству 128 млн рублей и начисленные на них 9 млн рублей процентов из-за неправильно проведенного внутреннего аудита.
Реально ли возвращение корейцев?
«Среди всех ушедших брендов корейские марки видятся первыми кандидатами на возвращение», — считает автоэксперт Денис Гаврилов. По его мнению, важным аргументом за является высокая степень локализации, которая была достигнута на петербургском предприятии до 2022 года. Самым простым будет откат к модели, которая была до 2022 года. «Бренд Solaris в этом случае могут ожидать два пути: прекращение производства или вывод в нишевый недорогой суббренд, например с близкой к нынешней модельной линейкой», — комментирует эксперт. А вот китайские партнеры АГР навряд ли нужны прежнему собственнику на заводе.
За время отсутствия известность и популярность брендов Hyundai и KIA никуда не делась, так что возобновить продажи в тех автосалонах, где и раньше продавались эти марки, не составит труда, уверен Денис Гаврилов. «Некоторые дилеры с удовольствием освободят площади под своих старых знакомых и расстанутся с неперспективными, по их мнению, китайскими марками», — подчеркивает он. А вот удастся ли Hyundai и KIA вернуть и прежнюю долю рынка — будет зависеть от ценообразования и модельного ряда на конвейере, рассуждает эксперт.
Менее оптимистично настроен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Он предлагает сперва определиться, что понимать под возвращением. Если завод сменил собственника, то торговая компания «Хендэ Мотор СНГ» никуда из РФ не уходила, а значит, возобновить поставки новых моделей Hyundai и KIA из-за рубежа не составит труда. Но бренды снова появятся на российском рынке не раньше, чем концерн получит сигнал о снятии санкций. «Сначала отменяются санкции, наводятся дружеские отношения, а только потом та или иная компания сюда придет», — говорит эксперт. Что будет делать Hyundai, если санкции отменят только США, а ЕС, где у корейского концерна тоже есть производство и рынки сбыта, не отменит, — большой вопрос.
А вот с заводом всё сложнее. «Просто так обратно за символическую плату 10 тысяч рублей вернуть свои производства не удастся», — считает Максим Кадаков. Российские власти пока не назвали четких условий для возвращения иностранных инвесторов. Но, вероятно, государство будет требовать создания совместного предприятия с российской компанией, причем у российского партнера должен быть контрольный пакет акций, а также чтобы документация техническая на продукцию хранилась на российских серверах, как и программное обеспечение, которое требуется для управления заводами и обслуживания автомобилей.
Если ясность появится, корейскому концерну придется думать, как возвращать себе долю на рынке. Конкурировать старыми Hyundai и KIA невозможно, нужна новая модель. Очевидно, она не будет дешевле китайских марок, на которые сейчас приходится 60% рынка. Так что компания встанет перед выбором: производить немного, но работать в плюс, или в первые годы работать в минус, но потихоньку возвращать себе клиентов.
Тем не менее возвращение Hyundai стало бы позитивным и для самого корейского концерна, и для российского автопрома. «Ни одна китайская компания не дала нам с точки зрения технологий ничего вообще, а корейцы нам привнесли много», — заключает Максим Кадаков.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.