
Авторы новых, единых учебных пособий по курсу «Семьеведение» для 5-9 классов презентовали их на конференции в ТАСС 28 марта. Книги пока не вошли в федеральный перечень учебников. Однако представители Госдумы и издательства «Просвещение» уже настаивают на обязательности и курса, и этих пособий для всех школьников.
«С особой теплотой мы раскрывали тему родителей. Почему именно мама — это мама, а папа — это папа. Почему нет родителя № 1 и родителя № 2. Почему это важно и не может быть по-другому», — рассказала во время конференции автор одного из разделов учебника, директор центра поддержки семьи «Наследие» Ксения Мосунова.
Курировала работу над новыми учебниками и участвовала в подборе авторского коллектива председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. Она рассказала, что рабочая группа в парламенте, которая занималась подготовкой запуска курса семьеведения и изучала опыт регионов, появилась еще в 2023 году. С осени 2024-го внеурочные занятия по указу президента были запущены по всей стране. На сегодня их проводят, по словам депутата, школы в 42 регионах (всего их 89).
«Нам нужна специальная демографическая операция, для того чтобы обеспечить наш национальный суверенитет. Наше поля боя — это борьба за сохранение наших ценностей. <…> Мы предлагаем сделать курс семьеведения обязательным для всех школьников страны», — сказала Останина.
Вместе с тем она отметила, что соответствующее решение на уровне Министерства просвещения еще не принято. Останина обсуждает развитие курса семьеведения с министром Сергеем Кравцовым и уже, по ее словам, договорилась об обучении учителей преподаванию семьеведения на августовских педсоветах в 2025 году.
«Нам очень часто задают вопрос: какой учитель может преподавать этот курс? Учитель истории, учитель обществознания? Мы понимаем, когда работаем над этим изданием, что любой учитель, любого предмета, если он искренне увлечен этой темой, если он понимает исключительную важность демографической проблемы, которая есть в стране», — сказала главный редактор «Просвещения» Надежда Колесникова.
«Присмотреться, с кем они сидят за партой»
Один из главных акцентов в учебных пособиях сделан на многодетности, отмечают авторы. Учащиеся должны усвоить, как здорово и престижно быть многодетным родителем. Это идеал с точки зрения государства, и, по замыслу авторов, он должен стать идеалом для общества. Вместе с тем учтено разнообразие ситуаций, в которых живут школьники: семьи бывают разными, в том числе неполными, иногда ребенок живет с бабушкой, иногда он приемный. Всё это нормально и входит в понятие полноценной семьи, отметила депутат Останина. Сам ребенок в идеале должен хотеть в будущем иметь благополучную семью с большим количеством детей.
«Мы много рассказывали о людях, которые вышли из многодетных семей. Это и Николай Пирогов, и Юрий Гагарин, и Дмитрий Менделеев. <…> Будущее — за многопоколенной, многодетной семьей, укорененной в традиционных ценностях», — подчеркнула Ксения Мосунова.
Пособия включают в себя пять разделов: «Человек, семья, общество», «Мои родственники — похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего — погода в доме» и «Современная семья и право».

Среди подразделов: история семьи, чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками, ведение домашнего хозяйства, как создать благоприятную семейную атмосферу, как избегать конфликтов в семье, что помогает семье объединиться, здоровый образ жизни, вступление в брак, поддержка государством семей с детьми, права и обязанности родителей и детей.
В учебниках представлены основные данные о семейном законодательстве не только России, но и других стран.
«Я думаю, что знание семейного законодательства зарубежного очень поможет нашим молодым девушкам не совершать ошибок и вообще присмотреться… к тем, с кем они сидят за школьной партой — это было бы всегда правильно», — отметила Останина.
«После больших мероприятий по продвижению»
В книгах по семьеведению много иллюстраций, приближенных к комиксам. На каждом развороте есть QR-код, по которому можно перейти на мультимедийные материалы: ролики, художественные фильмы, тесты.
«Они услышат и увидят Нину Александровну [Останину], они увидят Ксению Александровну [Мосунову], услышат ее голос со страниц учебника. Это очень важно, чтобы автор говорил с ребёнком», — сказала Надежда Колесникова о преимуществах мультимедийного формата.
Цифровое дополнение к учебникам уже доступно в Сети. С его помощью можно проверить свои знания на соответствие традиционным ценностям. Например, в практических заданиях нужно ответить на вопросы о распределении семейных обязанностей, о видах семейного бюджета, определении того или иного вида семьи.
По словам авторов, учебники познакомят детей с тем, что такое генеалогия и семейное древо, как передавать семейные традиции, как влияют на нас наши ближние и дальние родственники, как обезопасить себя физически, что такое безопасность личного пространства.
Предполагается, что каждый урок семьеведения должен начинаться с некой интересной истории, в которой заключена жизненная проблема. После этого учитель в диалоге с детьми помогает им прийти к вариантам её решения. И учебники, и само занятие построены на диалоге с учащимися. Каждый урок как бы отсылает к опыту семьи, в которой живет ребёнок, и к опыту благополучных семей.
На уроки рекомендовано время от времени приглашать членов семей из класса, а также «эталонные» семьи, в частности многодетные.
Нина Останина выразила надежду, что деятели культуры будут больше снимать фильмов о семье и традиционных ценностях, которые можно было бы смотреть в рамках курса семьеведения. Кроме этого, в каждой школе можно было бы открыть музей семьи, отметила она.
«Мы глубоко надеемся, что после курсов повышения квалификации, после больших мероприятий по продвижению этого курса в школах наступит внутреннее стремление, внутренняя мотивация, стремление заниматься этим курсом», — сказала Надежда Колесникова.
Пока этих мотивации и стремления нет.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.