
В XVIII и XIX веках Петербург — столица империи — не скупился на медицинские учреждения для петербуржцев всех сословий. Их строили по тем временам с размахом, а проектировали выдающиеся архитекторы. Прогуляемся от Госпитальной слободы до Летней Конной площади и послушаем, что расскажет нам журналист «Фонтанки» Ирина Багликова об истории создания пяти самых известных больниц.
Военно-медицинская академия им. Кирова
Адрес: Пироговская набережная, 3–5

Если смотреть на здание с Литейного моста, оно кажется почти бесконечным. Именно в нем начиналась петербургская медицина. Осенью 1715 года Петр I издал указ: повелел на правом берегу Невы построить Адмиралтейский и Сухопутный госпитали для болеющих и раненых воинов. Он сам и заложил первый камень в фундамент клиник. Архитектором был знаменитый уже в то время Доменико Трезини. По медицинской части его консультировал лейб-медик государя Роберт Арескин, да и сам Петр I приложил руку к чертежам разработчиков. Это совместное творчество можно назвать заложенной на века традицией — учитывать потребности медицины при проектировании клиники. По задумке авторов проекта, два двухэтажных госпиталя длиной 300 метров (один — для солдат, другой — для моряков) будто бы соединялись расположенной в центре церковью. По краям — анатомические театры. За фасадом скрывались сад, в котором гуляли пациенты, дома для медицинского персонала и аптекарский огород — так появилась Госпитальная слобода. Это здание на набережной Невы называют представителем петровского барокко на Выборгской стороне.
Во второй половине XIX века госпитали стали частью большого медицинского комплекса, называвшегося Императорской медико-хирургической академией. Двухэтажное здание госпиталя от Доменико Трезини бережно перестроил военный инженер Генрих Войницкий — здание выросло на один этаж. Всё об истории академии и ее великих врачах можно узнать в Военно-медицинском музее по адресу: Введенский канал, дом 6.
Мариинская больница
Адрес: Литейный проспект, 56

Величественное желтое здание с колоннами, спроектированное придворным архитектором Джакомо Кваренги, за забором на Литейном проспекте — к удивлению современному, больница для бедных. Вдова Павла I Мария Федоровна решила подарить ее городу к 100-летнему юбилею. Но открылось это учреждение в день тезоименитства Александра I — в 1805 году. Здесь лечили бедняков на благотворительные средства ведомства императрицы Марии Федоровны. В 1839–1881 годы опекуном и попечителем медицинских и образовательных учреждений, в том числе Мариинской больницы, был внук Марии Федоровны и Павла I — Петр Ольденбургский. В Мариинскую больницу он на собственные средства покупал лекарства, коляски и носилки, сконструировал специальную кровать для лежачих пациентов. В 1889 году в память о «просвещенном благотворителе» в нише за оградой напротив здания больницы установлен памятник. В 1930 году его демонтировали, а на этом месте несколько десятилетий стояла чаша со змеей, в народе прозванная «тещей, поедающей мороженое». В 2023 году в нишу на свое историческое место вернулся памятник принцу Ольденбургскому.
На первом этаже в бывшем Советном зале исторического здания больницы (всего на ее территории 15 зданий) работает музей. Он открыт с понедельника по пятницу с 09:00 до 15:00. Если вы не пациент стационара, то разрешение на его посещение и пропуск нужно получить в отделе обращений граждан.
Клинический институт великой княгини Елены Павловны
Адрес: Кирочная улица, 41

Профессора Императорской медико-хирургической академии для обучения искусству врачевания придумали организовать «вольную медицинскую школу». Это были Эдуард Эйхвальд, Николай Здекауер и знаменитый Николай Пирогов, создатель первого атласа топографической анатомии и основоположник военно-полевой хирургии. Колыбелью для отечественной медицины стал открытый в 1885 году Клинический институт великой княгини Елены Павловны. Эйхвальд был лейб-медиком княгини Елены Павловны и убедил в необходимости его создания. Он же стал первым директором института, построенного уже после смерти княгини на участке плаца Преображенского полка за 75 000 пожертвованных рублей.
Институт — самое знаменитое творение архитектора Роберта Гёдике. Он спроектирован по новой в те времена в России павильонной системе. Отдельные здания соединялись с главным теплыми каменными галереями. В операционном павильоне находился… правильно, операционный зал! Он рассчитан на посещение до 60 слушателей института, а чтобы им всё было хорошо видно, в здании сделали огромные окна и вдобавок световой фонарь.
На втором этаже главного здания построили церковь, расписанную известными мастерами и богато украшенную на средства купца Соколова. В советское время там была библиотека. В конце 1990-х церковь отреставрировали и даже восстановили снесенный купол. Теперь это снова храм во имя св. равноапостольной царицы Елены.
После революции здесь находился Институт повышения квалификации врачей (ГИДУВ), в постсоветское — Медицинская академия последипломного образования (МАПО). В 2011 году МАПО объединили с Академией им. Мечникова — теперь это Северо-Западный государственный медицинский университет им. Мечникова.
Сегодня на территории бывшего института по адресу Кирочная улица, дом 41, установлены памятники его попечительнице Елене Павловне и первому директору Эдуарду Эйхвальду. А в главном здании создан музейный комплекс, сохраняющий память об истории института и людях, снискавших ему славу.
Евангелическая женская больница
Адрес: Лиговский проспект (дом 2−4)

Евангелическая женская больница — высокое краснокирпичное здание в самом начале Лиговского проспекта. Это один из редких домов Северной столицы в стиле неоготики. План внутреннего обустройства составлял известный врач Карл Мейер, основавший в 1859 году первую больницу для женщин с хирургическими незаразными болезнями. Она располагалась в небольшом деревянном здании в начале Кирочной улицы, а в 1873 году переехала на Лиговский. Казалось бы, лютеранская община построила — не без помощи меценатов, конечно, — этот комплекс для себя, но больница принимала пациенток любого вероисповедания и всех сословий.
В центре второго этажа строгого здания расположилась оформленная в готическом стиле лютеранская церковь Христа Спасителя. Снаружи она выглядела впечатляюще: стрельчатые арки, высокие окна, «щипцы» — фронтоны, характерные для кирпичных зданий. Из окон доносились звуки органа. Внутреннее убранство предоставили меценаты. Например, великая княжна Екатерина Михайловна, внучка Павла I, подарила заалтарный витраж с изображением Спасителя; четырех евангелистов и резной алтарь преподнесла графиня Ольга Орлова-Давыдова. Кроме пациентов и сотрудников больницы, церковь посещали лютеране, проживающие по соседству.
Когда в начале 1920-х годов больницу закрыли, всё церковное убранство и орган передали русской лютеранской общине в Ковенском переулке. В советские времена в здании на Лиговском была больница для легочных больных, потом больница для страдающих туберкулезом. Сейчас там находится НИИ фтизиопульмонологии. В помещении церкви — актовый зал.
Детская больница им. Раухфуса
Адрес: Лиговский проспект, 8

Имя Петра Ольденбургского навсегда вписано и в историю детской больницы, построенной на Летней Конной площади. В середине XIX века мест для детей из малоимущих семей в городских больницах России катастрофически не хватало. Новое медицинское учреждение задумали как самое передовое. Разработать программу оснащения поручили Карлу Раухфусу. Академик архитектуры Цезарь Кавос создал уникальный проект, «сочетающий все условия гигиены с требованиями новейшей медицины». Впервые двери палат были со стеклами, углы стен округлены, чтобы не скапливалась грязь, предусмотрены залы для гимнастики и водных процедур, а также первая паровая дезинфекционная камера. Изобретатель радиатора Франц Сан-Галли разработал оригинальный проект отопления и освещения — системы были произведены на его заводе. В конце 1869 года новая детская больница приняла первого пациента. Ее строительство и оборудование стоило Благотворительному ведомству императрицы Марии Федоровны 225 046 рублей.
Новую клинику назвали именем принца Ольденбургского. Карл Раухфус создавал ее для всех сословий. Богатые покупали палату на год, за счет благотворительных средств лечились дети бедных — их во время лечения обучали чтению и письму, счету. Именно в этой больнице впервые персонал одели в белые халаты — такое новшество ввел Раухфус для работы с пациентами.
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже больницу признали лучшей в Европе. После революции ей дали имя Карла Раухфуса. Сейчас это Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса. На первом этаже больницы расположен музей.