Строительство Недвижимость Наценка за зеленое. Почему застройщики создают экотропы, сады и дендропарки

Наценка за зеленое. Почему застройщики создают экотропы, сады и дендропарки

274
Наценка за зеленое. Почему застройщики создают экотропы, сады и дендропарки | Источник: iStockphoto.com/André MullerНаценка за зеленое. Почему застройщики создают экотропы, сады и дендропарки | Источник: iStockphoto.com/André Muller
Источник:

iStockphoto.com/André Muller

Треть нового жилья Петербурга и области в продаже (33%) имеет виды на зеленые зоны. По данным аналитиков «Главстрой Санкт-Петербург», объем предложения жилья с видовыми характеристиками на зеленые зоны составляет более 860 тысяч квадратных метров.и эти зоны приходится либо создавать на своих территорий либо благоустраивать те что есть поблизости

Фактор привлекательности

Сегодня в городе на разных этапах реализации находится более 20 жилых комплексов вблизи зеленых зон, парков и скверов. По данным «Главстрой Санкт-Петербург», такие проекты есть в разных сегментах: от масс-маркета до элитного. Жизнь рядом с зеленью считается преимуществом, и покупатели готовы платить за это — каждый второй петербуржец хотел бы жить рядом с парком или сквером.

По данным аналитиков компании, больше всего продаж ЖК в окружении природы пришлось на Всеволожский и Ломоносовский районы Ленобласти, а также на Приморский, Курортный, Выборгский и Красногвардейский районы города. А рекреационные пространства внутри новых комплексов активно развиваются в Приморском, Красносельском и Красногвардейском районах.

Анна Боченкова, начальник отдела рекламы и связей с общественностью СК «Дальпитерстрой» рассказала, что создание экотроп в зеленых зонах около ЖК в той или иной степени направлено на улучшение имиджа жилого комплекса, его привлекательности и, в конечном итоге, увеличение прибыли.

— Экотропы ассоциируются с экологичностью, близостью к природе и возможностью вести здоровый образ жизни, — говорит она. — Прогулки по благоустроенной тропе в красивой зеленой зоне повышают комфорт проживания, а само наличие зеленой зоны и экотропы влияют на экологическую обстановку в районе — чище воздух, меньше шума и т. д. Все это важные факторы для многих потенциальных покупателей, особенно для семей с детьми и адептов ЗОЖ. Кроме того, наличие экотропы — выделяет ЖК среди конкурентов, предлагая уникальную особенность, которую сложно скопировать.

Эксперт также отметила, что жилье рядом с зелеными зонами и экотропами обычно более дорогое и востребованное, что также повышает его инвестиционную привлекательность. Кроме того, застройщики преследуют и маркетинговые цели — по ее словам, экотропы помогают создать имидж социально ответственной компании, заботящейся об окружающей среде и благополучии жителей.

— А если вспомнить, что в некоторых регионах наличие зеленых зон и благоустроенных территорий является обязательным требованием для застройщиков, то создание экотропы может помочь выполнить эти требования, — говорит Боченкова. — При строительстве вблизи ООПТ (особо охраняемых природных территорий) или экологически чувствительных зон создание экотропы может быть условием для получения разрешения на строительство

Директор департамента развития проектов Setl Group Павел Мельников согласился, что экотропы способствуют улучшению экологической обстановки и, кроме того, выступают ярким преимуществом проекта для покупателей. Жители ЖК, инфраструктура которых включает такие «зеленые» зоны, получают возможность гулять на свежем воздухе, что становится весомым бонусом для проекта.

— Несколько лет назад мы организовали экотропу в Московском районе, — рассказала он. Ее протяженность 2,5 километра, маршрут соединяет жилые комплексы «Зеленый квартал» и «Парадный ансамбль». Тропа находится на территории бывшего питомника и проходит через уже существующий лес. Проект стал возможен благодаря совместным усилиям Setl Group и администрации района.

По словам Яна Фельдмана, директора по маркетингу ГК «Ленстройтрест», парк, заказник или лес по соседству с новостройкой — это весомый аргумент при покупке жилья. Для жителей это возможность сразу пределами квартиры очутиться на природе.

— Поэтому любые дополнительные «зеленые» опции существенно повышают привлекательность девелоперского проекта. — говорит он. — К примеру, в Новоорловском заказнике, который находится прямо под окнами нашего квартала «Окла», осенью появится новая экотропа протяженностью 2,7 км. Это будет благоустроенный маршрут, с зонами отдыха, деревянными настилами над тропами, интерактивными и сенсорными стендами, которые познакомят посетителей с флорой и фауной заказника. Это наш важный экологический проект, который мы разработали с городским комитетом по природопользованию. И хороший пример коллаборации бизнеса и власти по запуску совместных экологических инициатив.

— Создание или совершенствование уже существующих экотроп важно для девелоперов по нескольким причинам, -добавил Роман Селезнев, заместитель директора проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург». - Во-первых, это своеобразный вклад в развитие локации, где строится проект. Во-вторых, таким образом мы заботимся о комфорте и безопасности жителей. Грамотно спроектированная экотропа становится дружелюбной зоной одновременно и для человека, и для уникальной флоры и фауны. Здесь можно спокойно погулять и понаблюдать за природой, при этом не потревожить растения, животных и птиц. Наконец, экотропа — это бережная интеграция жилого пространства в окружающую среду.

Этапы и затраты

Создание зеленых зон для девелопера равноценно стоимости благоустройства малых архитектурных форм, а при проектировании садов или дендропарков может обойтись и дороже, подчеркнули в Группе «Эталон».

— На этапе эксплуатации управляющая компания нанимает грамотных дендрологов и арбористов, которые круглогодично профессионально ухаживют за территорией и растениями, — говорят представители компании. — Для поддержания задуманной красоты управляющая компания рассчитывает тариф для жителей, покрывающий все необходимые работы и закупки. В среднем стоимость обслуживания парка составляет 25 рублей за кв. м. В некоторых случаях эта цифра может достигать и 80 руб. за кв. м, например, если парк оборудован летним кинотеатром, высажены однолетние растения или есть пруд. Застройщики тесно взаимодействуют с управляющей компанией, чтобы разработать концепцию, которая позволяет балансировать между красотой и удобством зеленых зон и стоимостью их эксплуатации. Именно поэтому всё чаще в проектах появляются элементы каменного декора и многолетних неприхотливых растений — таких, как спирея или хвойные породы деревьев и кустов.

Анна Боченкова
напомнила, что создание экотропы — процесс многоэтапный, включающий в себя планирование, проектирование, строительство и дальнейшее обслуживание. На первоначальном этапе необходимо определить цели и задачи, следующий этап — оценка территории, выявление интересных природных объектов, определение оптимального маршрута с учетом рельефа, почвы, растительности, наличия водных объектов и т. д. Далее идет собственно разработка концепции: определение стиля экотропы, выбор материалов для строительства, разработка информационных материалов (стенды, указатели и т. д.). После этого — разработка проектной документации и согласование проекта с заинтересованными сторонами.

После проектирования благоустройство экотропы начинается с подготовки территории — расчистки от мусора, сухостоя, опасных деревьев. продолжила эксперт. Далее — посадка или досадка деревьев, кустарников, цветов, создание пешеходных дорожек (из дерева, гравия, щепы, грунта), мостиков через ручьи, лестниц на крутых склонах. Сюда же включается установка навигации (указателей, информационных стендов, табличек с названиями растений и животных), обустройство мест отдыха (скамеек, беседок, смотровых площадок), а также установка перил на мостах и лестницах, оборудование безопасных переходов через дороги — необходимые элементы безопасности. При необходимости устанавливаются ограждения для защиты территории от проникновения или для обозначения границ..

— Если экотропа создается не «для галочки», то это ответственный и требующий серьезных затрат проект, — пояснила она. — Затраты на создание экотропы зависят от протяженности и сложности маршрута, типа используемых материалов (натуральные дороже, чем искусственные), уровня благоустройства, стоимости рабочей силы, транспортных и административных расходов, — говорит она. — Примерная разбивка статей расходов может выглядеть так: проектирование — 5-10% от общей стоимости проекта, подготовка территории — 10-15%, обустройство тропы — 20-30%, установка навигации: 5-10%, обустройство мест отдыха — 10-15%, озеленение — 10-15% и прочие расходы: 5-10%.Что касается содержания, то самую большую часть ежегодных затрат составляет уборка территории — 10-20% от общей стоимости благоустройства. На ремонт и обслуживание инфраструктуры будет ежегодно тратиться 5-10% от общей стоимости благоустройства, столько же — на обновление навигации и на уход за растениями.

— Создание экотропы включает в себя выбор места, разработку архитектурной концепции, создание дорожек, установку освещения и благоустройство прилегающей территории, — добавила Павел Мельников. — Что касается финансирования таких проектов, то, помимо расходов на реализацию экотропы, необходимо учитывать также расходы на ее содержание: поддержание чистоты, исправности освещения и оборудования.

— Главное, концепцию таких внутридворовых скверов нужно закладывать еще на начальных этапах всего проекта, — добавил Ян Фельдман. — Тогда пространство получается экологически «многосценарным» и образует самые разные точки притяжения для жителей квартала. К примеру, у нас через весь квартал «Янила» проходит «зеленая река» — парковая территория площадью 7 гектаров, а все ее детали — декоративный мост, цветники, лаундж-зоны, площадки для отдыха в шезлонгах, перголы и т. д. — связаны между собой и собирают эту территорию в единое целое.

По его мнению, очень важно в будущем, чтобы управляющие компании и сами жители сохраняли ту концепцию, которую заложил застройщик. Например, в штате УК могут появляться садовники и даже ландшафтные дизайнеры — как раз для этой цели. А различные соцопросы показывают, что зеленая жилая среда и вообще близость к природе, являются важными критериями для жителей и автоматически повышают их уровень счастья.

По мнению Романа Селезнева, все зависит от того, сколько средств девелопер предполагает выделить на строительство или модернизацию экотропы, и каких договоренностей удалось достичь с представителями государственных структур, — говорит.

— Базовый минимум — это оборудование маршрута с использованием износостойких и экологически безопасных материалов, — уточнил он. — Далее возможно добавление скамеек и мест для отдыха пожилых посетителей и родителей с детьми. В некоторых случаях удается интегрировать в экотропу просветительский контент. К примеру, на отдельных участках маршрута можно создать полноценную экспозицию с информационными стендами, интерактивными элементами и аудиогидом. Так, сейчас мы прорабатываем вопрос обновления и благоустройства экотропы в Юнтоловском заказнике протяженностью 2000 м. Специально для посетителей заповедной зоны мы подготовили аудиогид и выпустили серию видеороликов, в которых орнитолог, ботаник, эколог и зоолог отвечают на самые распространенные вопросы об обитателях заказника.

Корни «зеленого» тренда

На возникновение тренда на создание таких зеленых зон и прогулочных троп, по словам Анны Боченковой, повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, современные покупатели жилья все больше ценят не только квадратные метры, но и качество жизни в целом. Все более важными для людей становятся ЗОЖ, физическая активность и доступ к природе. Во-вторых, в большинстве городов существуют нормы озеленения, которые обязывают застройщиков предусматривать определенный процент зеленых насаждений на территории ЖК. Городские власти часто поддерживают такие проекты, льготами, субсидиями или упрощением процесса согласования. В-третьих, идеи города-сада, которые пропагандируют интеграцию природы в городскую среду, становятся все более популярными среди архитекторов и градостроителей

— Немалое влияние на формирование тренда оказал и зарубежный опыт: застройщики вдохновляются примерами успешных проектов в других странах, — продолжила Боченкова. — Наконец, сегодня технологии позволяют создавать сложные и красивые ландшафтные композиции, включая «зеленые реки», плодовые сады и дендропарки.В итоге тренд на большие зеленые зоны в крупных ЖК — это результат сочетания рыночных сил, градостроительной политики, технологических возможностей и изменения потребительских предпочтений, а не просто дань моде.

— Тренд на создание больших зеленых зон в рамках крупных жилых комплексов возник в ответ на растущую урбанизацию, — продолжил Павел Мельников. — Идеи «зеленых рек», плодовых садов и дендропарков вдохновлены принципами устойчивого развития и необходимостью интеграции природы в город.

— Тренд задают сами петербуржцы, — считает Роман Селезнев. — Согласно нашим данным, каждый второй житель Северной столицы хотел, чтобы его дом располагался вблизи от парка, сквера, водоема или зеленой зоны. Застройщики, в свою очередь, стараются максимально реализовать эту потребность, насколько позволяют масштабы застройки, так как подобные проекты возможно оеализовать только на большом земельном участке, предполагающем комплексное освоение территории. К примеру, мы спроектировали концепцию экорайона «Юнтолово» так, что к моменту завершения строительства 25% всей территории будет отведено под общественные и зеленые пространства. Порядка 70 га будет занимать парковая зона, зеленые аллеи — гринфингеры — и благоустроенные места для отдыха.

— Благоприятная экологичная среда давно стала трендом и вышла на первый план во многих девелоперских проектах, — продолжил Ян Фельдман. — У нас, например, ее формирование стало важной составляющей благоустройства — мы всегда озеленяем свои кварталы сверх нормативов, зонируем дворы с помощью самой природы — многолетних растений и цветников, густо посаженных кустарников и крупных деревьев, тропинок, «живых» изгородей, «зеленых кабинетов», других элементов ландшафтного дизайна.

Работа с городом

Отдельно нужно подготовиться к взаимодействию с органами местного самоуправления и природоохранными ведомствами, подчеркнула Анна Боченкова — если речь идет о работе уже существующем охраняемом природном массиве. На начальном этапе застройщик обсуждает с городскими властями возможности создания экотропы на охраняемой территории, параллельно обращается в природоохранные ведомства и выясняет требования к строительству и эксплуатации объектов на охраняемых территориях, а также чтобы понять, нужна ли будет экологическая экспертиза. Также важно четко определить правовой статус территории (заказник, заповедник, памятник природы и т. д.), так как от этого зависят требования к строительству и эксплуатации экотропы.

— Обязательным требованием при строительстве объектов на охраняемых территориях является проведение ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду), — пояснила Боченкова. — Проектная документация, включая ОВОС, должна быть согласована с местными властями и природоохранными ведомствами. После этого застройщик получает разрешение на строительство экотропы, если необходимо использовать земли, находящиеся в собственности города или области, застройщик должен получить разрешение на их использование.

Ну и обязательный элемент — вести в процессе строительства экологический контроль, а после окончания надо восстановить все, что было нарушено или затронуто строительными работами. После этого не менее важно разработать правила посещения экотропы с учетом статуса и особенностей территории.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5