
Петербургский завод «Ипсилон 1» — последний оплот ремонтных работ и производства электродвигателей для «Ласточек» — на грани закрытия. В СПАРКе в карточке компании висит оранжевая метка: «Ликвидируется». После ухода «Сименс» он мог бы принимать заказы и начать производить их уже в этом году. Однако РЖД в конце прошлого года сократил инвестпрограмму на 2025 год на 40%, отдав приоритет обновлению пути и закупке подвижного состава. Сотрудники завода, владеющие высокими компетенциями, с тревогой ждут решения своего будущего.
Петербургский завод «Ипсилон 1» по производству и ремонту тяговых двигателей для поездов «Ласточка», ранее принадлежавший компании «Сименс», может прекратить работу уже в нынешнем году. Об этом «Фонтанке» сообщил сотрудник предприятия Сергей.
— Я бывший сотрудник «Сименса». Это предприятие хотели получить и группа «Синара», и «Трансмаш Холдинг». Договорились с «Синарой», она арендовала цех и всех абсолютно под ключ сотрудников полностью перевела к себе. Сейчас стало известно, что договор аренды будет прекращен, — рассказывает он.
По его словам, в марте этого года уже выставили на улицу 20 человек. Все они получили выплату в два оклада и ушли по соглашению сторон.
На данный момент на заводе осталось около 50 сотрудников, включая офисных работников и производственных рабочих. Однако их будущее остается неопределенным.
— Руководство видит два развития событий: либо полное закрытие завода, либо его перенос в неизвестном направлении, — уверяет Сергей.
Среди возможных векторов перемещения производства двигателей называют, говорит Сергей, город Лысьва Пермского края. Судьба ремонтного подразделения, по его словам, вызывает тревогу: планов по организации ремонта мощностей пока нет, при этом и в самой группе «Синара» нет предприятия для серийного ремонта тяговых двигателей для «Ласточек».
Освобождающиеся инженерные ресурсы «Ипсилона» и сохранение ремонтных мощностей могли бы заинтересовать заказчика ремонта — компанию «ВСН сервис» (депо «Металлострой»), однако предложения по трудоустройству от них пока не поступало. Не спешат приютить инженерную группу и в цехах «Трансмаш Холдинга» с компетенциями по ремонту, которые располагаются на той же площадке, говорит Сергей.
По его словам, ежемесячно «Ипсилон 1» ремонтирует 30 двигателей. Переходный период, когда всех сотрудников бывшего «Сименс» переводили в «Синару», длился около года. В это время инжиниринговый центр за неимением загрузки занимался локализацией, поиском поставщиков и их аттестацией и размещением требований на предприятиях России на локализацию запчастей в РФ.
— В принципе, эта работа проделана, 90% материалов уже можно закупать в России. Но контрактов с ними еще никто не заключал. И ни одного двигателя с начала СВО мы не произвели, потому что в принципе такой задачи никто не ставил, — говорит Сергей.
Для многих, особенно семейных, переезд в другой регион невозможен и, как следствие, приведет к потере работы. На данный момент уведомлений об увольнении им еще не выдавали, но обсуждение унылой перспективы, говорит Сергей, энергично идет на заводских летучках. Средняя зарплата рабочих на предприятии составляет около 100 тысяч рублей.
Что такое «Ипсилон 1»
«Ипсилон 1» — это бывший завод «Сименс Электропривод», сменивший имя 27 января 2023 года (находится на территории завода «Электропульт», ул. Электропультовцев, 7). Создавался он в 2006 году как совместное предприятие Siemens AG A&D и АО «РЭП Холдинг». В 2016 году завод полностью перешел к «Сименс АГ» и выпускал высоковольтные электродвигатели и частотные преобразователи, которые устанавливались на скоростные пассажирские электропоезда «Ласточка» и мощные грузовые локомотивы серии «Гранит».
Сегодня 99,99% доли «Ипсилона 1» принадлежат «Сименс Мобилити ГМБХ», еще 0,1% у «Сименс Мобилити Холдинг Б.В.». Решение о реорганизации, продаже долей или ликвидации, говорится в пояснительной записке «Ипсилона», датированной 6 марта, еще не принято.
После того, как в 2022 году Запад ввел санкции в отношении России, «Сименс АГ» и «Сименс Мобилити ГМБХ» приостановили в РФ все новые заказы и поставки, а уже в мае Siemens AG объявил, что бизнес здесь будет сворачивать.
Оставшись без поставок, завод не остановился, но выручка (с 4,4 млрд в 2021-м) упала в 11 раз — до 398,9 млн в 2024-м. Тем не менее оказалась в 1,5 раза выше, чем по результатам 2023 года. Выбрался завод и из убытков (534 млн по прошлому году) и закончил 2024-й с чистой прибылью в 581,5 млн руб.
Как следует из пояснения к бухгалтерской отчетности, «Ипсилон» сосредоточился на ремонте электродвигателей и генераторов, оптовой торговле оборудованием и управлении собственным или арендованным имуществом.
В прошлом году часть производственных мощностей «Ипсилон» располагалась в зданиях и на земельных участках ЗАО РЭПХ (помещение площадью 1 687,4 кв. м в административно-бытовом комплексе, площадью 10 303,5 кв. м в корпусе 5 и часть земельного участка площадью 40 кв. м, кусочек земли площадью 517 кв. м и два участка — 39 кв. м и 205 кв. м) и ОАО «Завод ЭЛЕКТРОПУЛЬТ» (помещения общей площадью 8 316,5 кв. м в корпусе 4, площадью 764,78 кв. м в здании МЗК, компрессорная пл. 113,2 кв. м и строение для размещения промышленных агрегатов пл. 24,1 кв. м, земельные участки пл. 64 кв. м, 2 кв. м для размещения газопровода и площадью 183 кв. м, 419 кв. м для размещения электросетевого оборудования). Все вместе полученное в аренду оборудование оценивалось на конец года в 226,181 млн руб.
Продлил «Ипсилон» только один договор — на аренду земли для электросетевого оборудования, пока — до августа 2028 года, все остальные договоры в 2024 году были закрыты, а имущество передано владельцу.
Дополнительные средства к существованию завод получал, сдавая в аренду собственное оборудование и здания. Из общей массы (здания остаточной стоимостью 13 млн руб. и инструменты для производства на 766,404 млн руб, всего на 1,265 млрд) на 120 млн оборудования (стоимость на конец года) взял в аренду основной покупатель продукции АО «Звезда-Редуктор» (в 2022 году 7% доли принадлежали ПАО «Звезда», которое ранее перешло под контроль екатеринбургского холдинга «Синара», однако сегодня данные о совладельцах закрыты). В минувшем году «Ипсилон 1» передал арендаторам основные средства общей остаточной стоимостью 302,2 млн рублей.
Неплохой доход в 381,5 млн завод получил от продажи внеоборотных активов.
Тревожные знамения множатся
Принятые меры позволили приумножить денежные средства на счетах, на конец года сумма исчислялась 664,86 млн руб. (против 194,6 годом ранее). Однако, по мнению руководства «Ипсилона», отраженному в пояснениях к бухгалтерской отчетности, существует вероятность с частью дензнаков проститься: на заводе ждут претензий от зарубежных поставщиков из-за отмены заказов, под них создали резерв предстоящих расходов на 23 млн руб (218 тыс. евро). Кроме того, была признана сомнительной задолженность ООО «Сименс Мобильность» по договорам на ремонт оборудования на 411,6 млн рублей.
Разорвал договор аренды оборудования и «Звезда-Редуктор» — в феврале этого года уведомил руководство «Ипсилона», что с 10 января 2026 года в нем больше не нуждается.
19 марта 2025 года ФНС признала юридический адрес «Ипсилона» недостоверным и приняла решение исключить его из ЕГРЮЛ. Прямо сейчас в карточке компании в СПАРК висит флажок «Ликвидируется». Решение налоговой компания пытается оспорить и 27 марта подала возражения.
Что говорят в «Синаре»
На запрос «Фонтанки» в холдинге СТМ успокоили, что планов закрывать данное направление бизнеса нет. Как нет и планов переноса мощностей на Урал.
— Предприятие «Ипсилон 1» не принадлежит каким-либо структурам холдинга СТМ. Нами было принято решение сохранить коллектив и компетенции предприятия. Оборудование предприятия было по завышенной ставке взято нами в аренду, сотрудники трудоустроены с сохранением заработной платы, сохранен профиль деятельности коллектива — ремонт электродвигателей пассажирских поездов «Ласточка» и «Сапсан». Необходимо отметить, что, несмотря на колеблющийся объем заказа на данные ремонты, все это время мы бесперебойно платили людям зарплату даже в период простоя, — рассказали в пресс-службе холдинга.
В конце декабря прошлого года стало известно о сокращении инвестпрограммы РЖД на 2025 год на 40% по сравнению с 2024 годом, говорят в «Синаре». Основные средства будут направлять на обновление пути и закупку подвижного состава. Следом сократился объем заказа со стороны национального перевозчика на закупку и обслуживание различной техники, в том числе и на ремонт двигателей для электропоездов. В этих условиях, отмечают в холдинге, СТМ вынужден работать над сокращением расходов и сохранением устойчивости бизнеса, в связи с чем была проведена оптимизация штата сотрудников. Также было принято решение о постепенном отказе от дорогостоящей аренды оборудования и формировании собственной материально-технической базы.
В планах холдинга — продолжать развитие данного направления бизнеса даже в текущих очень сложных условиях с колеблющимся и непредсказуемым объемом заказа, говорят его представители. Все сотрудники, обладающие необходимыми компетенциями, трудоустроены в периметре СТМ.
Звонить в «Ипсилон 1» оказалось пустой затеей: как говорит автоинформатор, «номер (из карточки компании в cистеме отчетности СПАРК-Интерфакс), по которому вы звоните, не существует».