В 2025 году исполняется 225 лет со дня рождения Василия Садовникова (1800–1879) — мастера акварели из крепостных. Садовников известен видами Петербурга и работой в интерьерном жанре, он прожил долгую жизнь и до преклонных лет не переставал работать. В Русском музее хранится крупнейшая коллекция произведений Василия Садовникова, в том числе эскизы и наброски, одна картина маслом и литография, а также гравюры, выполненные по рисункам художника.

Василий Садовников родился в семье дворовых крепостных Натальи Голицыной (1741–1838), которая была прототипом графини Томской в пушкинской «Пиковой даме». Художественного образования Садовников не получил — как он говорил, «занимался сам собой». Его самые ранние акварели относятся к 1820-м годам, художник создал их на даче графов Строгановых на Чёрной речке и в усадьбе Марьино под Тосно. В этот же период Садовников занимался видовыми рисунками для Общества поощрения художников. Именно заказ комиссионера общества, издателя Андрея Прево, на создание панорамы Невского проспекта стал для художника знаковым. В 1830 году издали северную сторону проспекта, а через пять лет — южную, общая длина панорамы — почти шестнадцать метров. Над литографиями работали Илья и Пётр Ивановы. В Русском музее отмечают, что в этой документально-художественной вещи отразился дух Петербурга пушкинской поры.


В январе 1838 года, после смерти княгини Натальи Голицыной, Садовников вместе с семьёй получил вольную. В том же году Совет Академии художеств удостоил его звания свободного неклассного художника за акварельный перспективный вид Академической парадной лестницы. На выставке в академии работу увидел Николай I и похвалил мастера, даже назначил ему аудиенцию в Аничковом дворце.
С того момента Садовников часто работал над императорскими заказами, создавал виды города, связанные с появлением новых зданий и другими важными событиями столичной жизни. В 1847 году художник исполнил несколько акварельных видов Петербурга и окрестностей города для подарка английской королеве.



Много у Садовникова было и частных заказов. В 1840-х он побывал в Вильне (современный Вильнюс), Ревеле (современный Таллин) и Ковно (современный Каунас), работая над акварелями для литографированного альбома «Album de Wilna», который издавал Ян Казимир Вильчинский. В 1850-1860-х Садовников регулярно выезжал в императорские загородные резиденции. В коллекции Русского музея есть акварельные пейзажи Елагина острова, Павловска, Царского Села, Петергофа, Гатчины, усадьбы Гостилицы.
С 1850-х художник много работал в интерьерном жанре. Садовников продолжал трудиться до глубокой старости, его брат Пётр вспоминал, что Василий Семёнович никогда не расставался с карандашом и бумагой, рисовал везде и всегда.



На выставке в Михайловском (Инженерном) замке кроме предметов из коллекции Русского музея вы увидите вещи из Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Музея архитектуры имени А. В. Щусева, «Петергофа», «Царского Села» и коллекции Алексея Егорова.
Выставка «Василий Семёнович Садовников. Акварелист пушкинской эпохи» пройдёт в Михайловском (Инженерном) замке с 5 апреля по 14 июня 2025 года. 0+