В ГЕРМАНИЮ НА ПАРОМЕ
Большое путешествие «Фонтанки» 1-6 мая по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки — Любек — Гамбург — Бремен и обратно.
Как добраться до Германии на своём автомобиле всей семьёй и при этом не устать от дороги? «Фонтанка» отправилась из Хельсинки в Травемюнде по Балтике и влюбилась в Германию. Рассказываем про
паром Finnlines и три немецких города, в которых должен побывать каждый: Любек, Гамбург и Бремен.
паром Finnlines и три немецких города, в которых должен побывать каждый: Любек, Гамбург и Бремен.
Путешествие с детьми — дело хлопотное: часто без автомобиля в поездке не обойтись. Поэтому «Фонтанка» решила проверить на себе, каково это — добираться до Германии по морю. В путь отправились пятеро взрослых и двое 11-летних детей.
Пограничники предупреждали о пробках заранее. Опасаясь провести на границе чрезмерно много времени и опоздать на посадку, которая должна была начаться в 14:00 1 мая, мы выехали из Петербурга аж в четыре утра. В непраздничные дни можно спокойно выезжать в семь. Бодрящий кофе, весёлые разговоры, полный бак на приграничной АЗС — и вот мы на «Торфяновке». Каково же было наше удивление, когда перед нами оказалось не меньше 70 машин — очередь из тех, кто так же, как и мы, хотел проскочить пораньше, до часа пик. Час сорок — и мы въезжаем на территорию Евросоюза и мчимся по новенькой трассе Е-18 среди скал со скоростью до 100-110 км/ч.
ХЕЛЬСИНКИ
Побывать в Хельсинки проездом, не прогулявшись немного по городу, было бы обидно. Тем более, что до посадки оставалось больше двух часов, а в центре финской столицы праздновали Первомай. Это главный весенний праздник после Пасхи.
Хельсинки в этот день не узнать: повсюду ходят люди с воздушными шариками, то тут, то там встречаются демонстрации: вышли на них — каждый на свою — и рабочие, и пацифисты, и представители разных конфессий и ориентаций. Те, кто закончил старшую школу, надевают белую шапочку лицеиста. Студенты облачаются в цветные комбинезоны с нашивками — чем учащийся активней в общественной жизни, тем их больше.
Парковку, даже платную, в такой день найти нелегко, но, покружив по центру минут сорок, мы, наконец, выпорхнули из автомобиля навстречу празднику. Ответственно заявляем: за пару часов можно увидеть Успенский собор, Железнодорожный вокзал, получить в подарок воздушный шарик на Сенатской площади, зайти в Часовню тишины, забраться на кратеры подземного музея Amos Rex. А еще прогуляться по Эспланаде, где на газоне финны устраивают пикники и напротив памятника поэту Людвигу Рунебергу поёт хор, заодно поприветствовав деву Хавис Аманда в фонтане.
Что ещё посмотреть в Хельсинки?
Во время короткого визита в столицу Финляндии можно успеть на обзорную экскурсию по городу или посетить один музей. Такие достопримечательности, как национальная галерея Ateneum, новый Amos Rex, музей современного искусства Kiasma, Музей национальной истории, находятся в центре, а этот год действительно богат на выставки. Имея в запасе 3 - 4 часа, можно отправиться с детьми в парк развлечений Linnanmäki или зоопарк Korkeasaari. Или на речном трамвайчике добраться до крепости на острове Суоменлинна. Окинуть взглядом город поможет колесо обозрения (платно) или верхний этаж отеля Torni (бесплатно).
Настало время отправляться в настоящее путешествие. Вуосаари — главный морской грузовой порт Финляндии, который находится в восточной части столичного региона. Из России на машине до него даже ближе, чем до центра Хельсинки. А пешие туристы добираются сначала до метро Vuosaari, а затем пересаживаются на автобус №90 или №90А, который приходит к терминалу Hansa.
Наш Finnmaid отправляется в 17:00, но на посадку мы приезжаем к 14:00, чтобы спокойно пройти Check-in: регистрация завершается за два часа до отхода парома. Не выходя из машины, отдаём девушке в кабинке одной из шести линий паспорта и номер брони. Сотрудница, терпеливо объясняя, что к чему, протягивает нам пачку карточек: ключи от кают, ваучеры на питание и Wi-Fi, — а также программу нашего морского путешествия, где указано расписание всех услуг, которые ждут нас на борту.
И вот наша команда движется вслед за вереницей машин по ребристому подъёму. Нас встречает парковщик, который умело руководит автомобилистами с помощью жестов. Наши соседи — финский «Ламборгини» и УАЗ с российскими номерами, а чуть поодаль приготовился к переправе дом на колёсах. Все автомобили закрепляют ремнями, фиксируют колёса, чтобы во время качки их не разметало по палубе. Благодаря хорошей организации парковаться и выезжать с автомобильной палубы площадью 4200 метров не составляет никакого труда.
Наше судно такое же серьёзное, как и сам порт: его приоритет — грузы. На открытой палубе помещается около 50 фур, машин спецтехники и цистерн, а в распоряжении 550 пассажиров есть 201 каюта.
Частные лица используют паром по-разному: кто-то действительно хочет посмотреть Германию, кто-то едет всей семьёй на дачу в Испании на всё лето, захватив велосипеды и всё необходимое, а кому-то нужно перевезти антиквариат.
«Безлошадные» туристы здесь, в отличие от круизных лайнеров, поднимаются из терминала на борт не через специальный рукав — их на автопалубу доставляют специальные шаттлы.
Кстати, о лошадях: их тут тоже перевозят, а под пассажиров с животными выделена целая палуба.
Кстати, о лошадях: их тут тоже перевозят, а под пассажиров с животными выделена целая палуба.
Полтора дня на судне Finnlines пролетают незаметно — все расписано буквально по часам: прощание с Хельсинки с верхней палубы, шикарный ужин в ресторане Mare Balticum, выступление местной звезды в Bar & Bistro Navigare. На следующее утро — завтрак, тренажёрный зал с видом на морскую гладь, бесплатная сауна с джакузи и выходом на открытый воздух.
Между бранчем и ужином закупаемся сувенирами в магазине, играем в детской комнате в настольный хоккей. Всё самое интересное расположено на 11-й палубе. Если не считать капитанской рубки: туда мы заглянули посмотреть, как судно прибывает в Травемюнде, и поподробнее расспросить капитана о штормах и любви к морю.
В 21:30 по местному времени (22:30 мск) мы швартуемся — и меньше чем через час уже ступаем на землю Германии в Любеке, в 15 минутах от порта Травемюнде. Последний раньше был отдельным городом, но сейчас является частью Любека.
ЛЮБЕК
Любек основан далёком 1143-м. Расположившись на острове в обрамлении реки Траве и городского рва, его исторический центр гордо взмывает ввысь шпилями кирпичных готических соборов, красуется на солнце цветными фасадами домов и угощает марципаном.
Обойти исторический центр Любека можно за полдня. Бродя по улочкам города, где сохранились дома XII-XIV веков, можно легко представить, как здесь жили зажиточные бюргеры того времени, и ненавязчиво заглянуть в ухоженные дворики местных жителей.
Обойти исторический центр Любека можно за полдня. Бродя по улочкам города, где сохранились дома XII-XIV веков, можно легко представить, как здесь жили зажиточные бюргеры того времени, и ненавязчиво заглянуть в ухоженные дворики местных жителей.
Когда-то Любек был столицей Ганзы — торгового союза городов северо-западной Европы. В XVI веке он входил в пятёрку крупнейших городов Германии. Подробно о том, как развивался город купцов и что его связывало с Новгородом и Псковом, рассказывает музей Hansa.
Особенно радуют современные технологии: билет на входе программирует сам посетитель — он выбирает язык и тему, чтобы потом, приложив билет к интерактивному экрану, получать информацию на родном языке.
А еще в музее можно примерить на себя средневековые одежды и посмотреть на древние грамоты-соглашения.
А еще в музее можно примерить на себя средневековые одежды и посмотреть на древние грамоты-соглашения.
Сейчас жители Любека ведут размеренный образ жизни, ездят на электрокарах и доверяют друг другу. Отойдя на тихий участок набережной, попадаешь в настоящую провинциальную идиллию: на берегу сушатся лодки и каяки, женщина делает зарядку, чуть поодаль сушится бельё... На газоне стоит столик, на котором баночки с джемом и шкатулка-копилка. Надпись на ней гласит: «Ваше пожертвование в детскую кассу». «Ой, как это мило, — к стойке подходит молодая женщина с коляской, берёт одну баночку и бросает монетки в копилку. — Думаю, из ревеня должен быть очень вкусным».
Гуляя по Любеку, мы прошлись по улице Энгельса и заглянули во двор, где живёт знаменитый кот, у которого даже есть своя страничка в "Фейсбуке". Мохнатый хозяин двора так полюбился туристам, что стал живой достопримечательностью и даже попал в путеводители. Нам не повезло: знаменитость, вероятно ушла гулять сама по себе. Но котов-то мы видели и так, а вот в уютный и ухоженный немецкий дворик с милыми керамическими фигурками, кружевными занавесками в окнах, изящным столиком попали впервые.
Также мы заглянули в «церковь моряков» Святого Якова, где лежит повреждённая спасательная лодка с затонувшего в 1957 году четырёхмачтового барка «Памир». Осмотрели городской кафедральный собор: его построил король Генрих в XII веке, а помогал ему в этом деле, как гласит легенда, олень с бриллиантовым крестом в рогах. В старинных саркофагах там покоятся любекские епископы и даже дед Екатерины II, а самый яркий элемент убранства — астрономические часы XVII века.
Своими величественными и нарядными аркадами и шпилями поражает ратуша Любека — самая старая в Германии (XIII век). Интересный вид на неё открывается из другого знаменитого места — старинного марципанового магазина-кафе кондитерского дома Niederegger. На верхнем его этаже находится маленький музей. Где впервые появился марципан, точно никто не знает, но Любек — основной претендент на звание марципановой столицы.
Считается, что печь хлеб с сахаром и миндальным порошком власти города приказали во время голода 1407 года, когда в городе закончились запасы муки. Местные кондитеры хвастают, что знают 200 рецептов приготовления этого лакомства.
Еле оторвавшись от самых причудливых фигурок из марципана всех размеров и расцветок, мы, наконец, отправились к Голштинским воротам (Holstentor), самым знаменитым в Германии после Бранденбургских.
Когда-то они были частью крепостного комплекса города. В XIX веке их чуть было не снесли, но, к счастью, одумались, и теперь это монументальное строение в позднеготическом стиле является визитной карточкой Любека. Внутри Хольстентора расположен исторический музей. Башни со стенами 3,5 метра в толщину клонятся друг к другу, что неудивительно: из-за особенностей грунта берега реки Траве ворота начали проседать ещё при строительстве. Но и спустя семь веков они неплохо держатся.
Что ещё посмотреть в Любеке?
Средневековая готика завораживает, поэтому любителям архитектуры наверняка будет интересно заглянуть и в другие кирхи. Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) XIV века, которую называют «матерью северогерманской кирпичной готики», до сих пор хранит память об авиаударе войск Великобритании 1942 года, который разрушил пятую часть города, — в Поминальной капелле находятся обломки упавшего тогда колокола.
Особого внимания заслуживает Собор святого Петра (Петрикирхе), в одной из башен которого на высоте 50 метров расположена обзорная площадка. Подняться на неё можно на лифте.
Любек — родина трёх нобелевских лауреатов: писателей Томаса Манна и Гюнтера Грасса, а также политического деятеля Вилли Брандта. Так что интересующиеся могут заглянуть в фамильное гнездо Манна «Будденброк-Хаус», Музей Гюнтера Грасса (Günter-Grass-Haus) и Музей Вилли Брандта (Willy-Brandt-Haus).
Особого внимания заслуживает Собор святого Петра (Петрикирхе), в одной из башен которого на высоте 50 метров расположена обзорная площадка. Подняться на неё можно на лифте.
Любек — родина трёх нобелевских лауреатов: писателей Томаса Манна и Гюнтера Грасса, а также политического деятеля Вилли Брандта. Так что интересующиеся могут заглянуть в фамильное гнездо Манна «Будденброк-Хаус», Музей Гюнтера Грасса (Günter-Grass-Haus) и Музей Вилли Брандта (Willy-Brandt-Haus).
ГАМБУРГ
Гамбург от его вольного ганзейского собрата отделяют всего 80 км, но впечатление он производит совершенно другое. Это большой современный мегаполис, первый в Германии и девятый по величине в мире порт, большой промышленный центр. Поэтому и знакомство с городом решено было начать с обзорной площадки Докланд (Van-der-Smissen-Straße, 9).
С 47-метровой высоты этого похожего на корабль футуристического офисного здания на берегу Эльбы открывается захватывающий вид на контейнерный и пассажирский терминалы, ветряную электростанцию и док. Где-то там, внизу, курсируют речные трамвайчики…
Гамбург мы окрестили городом невест: первый девичник встретился прямо на вершине Докланда, после другие весёлые девушки в фате попадались ещё пару раз. А у Ратушной площади, куда мы направились после порта, на фоне городского пейзажа с живописным озером Альстер промчался, сотрясая воздух клаксонами, свадебный кортеж.
Гамбург играет на контрастах. По одной улице с «Мерседесом» может ехать конная повозка, с кирхой соседствует современный торговый центр... В городе кипит деловая жизнь. Погода здесь, у моря, тоже своенравная: за день друг друга резко сменяли солнце, дождь и град. Но нам, петербуржцам, к такому не привыкать. Видимо, не зря Гамбург и Петерург — города-побратимы.
На Ратушной площади туристов встречает поэт Генрих Гейне — но всё внимание, конечно, приковано к огромному зданию Ратуши. Оно построено в стиле неоренессанс и в нем больше комнат, чем в Букингемском дворце. Во дворе Ратуши кажется, что ты в Италии, — такое впечатление, как нам показалось, создаёт не столько убранство, сколько построенный в память об эпидемии холеры в 1892 году фонтан Гигеи Эта древнегреческая богиня здоровья и гигиены вместе с другими фигурами фонтана олицетворяет силу и чистоту воды.
Покормив лебедей в канале Мальй Альстер, мы отправились к неоготической Церкви Святого Николая — точнее, тому, что от неё осталось. Когда-то она была самым высоким зданием в Европе. В результате разрушительной бомбёжки во время «Операции Гоморра» в июле 1943-го город превратился руины, от церкви осталась только башня.
Собор не стали восстанавливать, а превратили в мемориал жертв Второй мировой войны — и это действительно производит мощный эффект. Сейчас за 5 евро можно подняться на лифте на платформу под шпилем башни и осмотреть весь центр города. Только ради этого места стоит приехать в Гамбург.
Что ещё посмотреть в Гамбурге?
Жилой район Вильхельмсбург, построенный для градостроительной выставки IBA Hamburg, наглядно показывает, какой должна быть жизнь мегаполиса будущего. Зелёные газоны, дома, вырабатывающие кислород, здания, в которых архитекторы воплотили свои смелые фантазии, подземные контейнеры, парк — такое место идеально подходит для неспешных прогулок.
В Гамбурге располагаются около 60 музеев. Один из самых известных — Гамбургский Кунстхалле, где представлены произведения искусства XV-XX веков, в том числе коллекции немецких романтиков и экспрессионистов
Поклонникам поездов обязательно стоит взглянуть на самый большой в мире железнодорожный макет «Миниатюрная страна чудес», суммарная протяжённость путей которого составляет около 13 километров.
Ботанический сад Planten un Blomen каждый вечер с мая по октябрь проводит представления с фонтанами и фейерверками.
БРЕМЕН
От Гамбурга до Бремена по скоростной трассе около часа езды. Расположенный на реке Верзер, Бремен встречает аккуратными домиками и уютной атмосферой небольшого города с хорошо развитой инфраструктурой.
Основные достопримечательности, большинство которых находятся под охраной ЮНЕСКО, сосредоточены в центральной части города — и это очень удобно. На Ратушной площади пятиметровый каменный рыцарь Роланд несёт свой неусыпный дозор уже более 600 лет и услужливо подставляет колени туристам — потёрли и мы, чтобы вернуться в город. С этой средневековой скульптурой связана и другая легенда: город будет сохранять независимость, пока его охраняет Роланд.
Бременская ратуша — одно из самых значимых готических сооружений Германии. Ее фасад в стиле «везерского ренессанса» со множеством скульптур и архитектурных элементов красноречиво говорит о былом величии и богатстве города. Мы с удовольствиям прошлись по залам, где раньше заседал сенат и проходили важные политические собрания, и заглянули в средневековый винный погреб-ресторан прямо под площадью.
Евангелический кафедральный собор Святого Петра встретил нас органной музыкой. С 789 года, когда на этом месте была построена первая церковь, эпохи сменяли друг друга, собор погибал в пожаре, перестраивался, разрушался во время войны, но, тем не менее, смог сохранить своё великолепие. Особенно хороши витражи и внутреннее убранство — чего стоит одна только резная барочная церковная кафедра (1638)! Они заворожили настолько, что захотелось задержаться в соборе подольше.
Но экспресс-экскурсия продолжилась. У западной стены Ратуши состоялось, наконец, весёлое знакомство с самой знаменитой достопримечательностью города — скульптурой «Бременские музыканты».
Туристов вокруг много: кто-то трёт нос ослу, кто-то просто дергает за ноги, а футбольные фанаты после успешного матча своей команды вешают сказочным героям на шею шарфы.
Туристов вокруг много: кто-то трёт нос ослу, кто-то просто дергает за ноги, а футбольные фанаты после успешного матча своей команды вешают сказочным героям на шею шарфы.
Рыночная площадь оказалась по-ярмарочному живой и в то же время немноголюдной, несмотря на выходной день.
Ещё одним удивительным открытием стала улица Бёттхерштрассе (Böttcherstraße) с огромным золотым барельефом «Лучезарный». Она длиной всего 100 метров и состоит из семи оригинальных домов, построенных в стиле «кирпичного экспрессионизма», но при этом стилизованных под старину. Бёттхерштрассе решил отстроить заново в 1921 - 1931 годах приверженец идеологии тех времён богатый бременский купец Людвиг Розелиус, придумавший способ получения кофе без кофеина.
Завершили мы свою прогулку в старинном районе Шнор со множеством узеньких улочек и туристических магазинчиков.
Это рай для любителя шопинга: местные торговцы предлагают карамель, шоколад, марципан, местные сувениры — все hand-made. Именно там можно найти что-то особенное для друзей и близких.
Материал подготовлен специально для компании Finnlines.
Авторы материала: Елена Анатольева, Яна Пруссакова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор проекта: Елена Рожнова
Фотограф: Александр Кузин, Анна Алмазова
Иллюстрации: freepik.com
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Авторы материала: Елена Анатольева, Яна Пруссакова
Корректор: Елена Виноградова
Координатор проекта: Елена Рожнова
Фотограф: Александр Кузин, Анна Алмазова
Иллюстрации: freepik.com
Дизайнер: Екатерина Елизарова
Просмотров: 1687