Как изменилась связь за 30 лет?
От коротких SMS до кино в Ultra HD — такой путь на наших глазах прошла мобильная связь в России. Как это происходило и что ждет пользователей в будущем, рассказывают проректор «Бонча» и эксперт МегаФона. Кстати, оператору в июне этого года исполнилось 30 лет — за этот большой отрезок времени его технологии внесли значительный вклад в развитие отрасли.
И какой она будет еще через столько же
Петр Солодовник, директор по реализации проектов инфраструктуры ПАО «МегаФон» на территории Северо-Запада
Евгений Милаев, проректор по проектной деятельности СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
— Стандарты сотовой связи создавались под разные потребности абонентов. В настоящее время принято выделять
4 поколения (Generation). К первому (1G) относятся аналоговые сети, созданные в середине 1980-х. Трудно поверить, но тогда телефон мог использоваться только для звонков.
Сети 2G стали уже цифровыми и могли предложить более разнообразные услуги: голосовые звонки и передачу данных. Однако передача была весьма ограниченной, а скорости — низкими.
Им в помощь пришли усовершенствованные сети 3G, которые обеспечили абонентов высокоскоростной передачей данных, доступом к мультимедийным услугам, «бесшовным» роумингом. Ну и скорость выросла до
42 Мбит/с.
4 поколения (Generation). К первому (1G) относятся аналоговые сети, созданные в середине 1980-х. Трудно поверить, но тогда телефон мог использоваться только для звонков.
Сети 2G стали уже цифровыми и могли предложить более разнообразные услуги: голосовые звонки и передачу данных. Однако передача была весьма ограниченной, а скорости — низкими.
Им в помощь пришли усовершенствованные сети 3G, которые обеспечили абонентов высокоскоростной передачей данных, доступом к мультимедийным услугам, «бесшовным» роумингом. Ну и скорость выросла до
42 Мбит/с.
Петр Солодовник
4G — сети, ориентированные на передачу различных типов трафика: веб-просмотр, потоковое видео, онлайн-игры, видео в режиме реального времени. Связь 4G вобрала в себя все лучшее из предшествующих технологий и получила принципиально новые механизмы, благодаря чему удалось достичь скоростей до 300 Мбит/с.
Для понимания различий между сетями разных поколений можно привести такой пример: скачивание одной серии любимого сериала в сетях 4G займет
3 минуты, в сети 2G — 5 часов.
Для понимания различий между сетями разных поколений можно привести такой пример: скачивание одной серии любимого сериала в сетях 4G займет
3 минуты, в сети 2G — 5 часов.
— Раньше телефоны работали в сети 2G, на смену ей пришли 3G и 4G. В чем разница?
— Теперь все только и говорят про 5G, хотя в России технология еще не запущена. Что в ней такого особенного?
— 5G — новейшее поколение мобильной связи. В ее сетях скорости передачи данных в лабораторных условиях могут достигать 8 Гбит/с, на практике — порядка 1 Гбит/с. С такой скоростью могут работать самые передовые технологии: цифровые стриминговые сервисы, видеоконтент высокого разрешения и голографические приложения. Если 2G — это SMS- сообщения, то 5G — кино в Ultra HD.
Евгений Милаев
— Сети 5G призваны обеспечить не только потребности абонентов в высоких скоростях, но и поддержать множественное подключение девайсов для создания умных домов и даже умных городов — вплоть до использования беспилотного транспорта в такси или производств, самостоятельно отслеживающих все необходимые параметры каждого цикла.
Петр Солодовник
В 2021 году МегаФон первым в стране запустил самую широкую тестовую зону совместного использования 4G и 5G в России.
Она развернута на Невском проспекте в Петербурге и доступна всем абонентам с устройствами, поддерживающими технологию.
— Антенна сотового телефона подбирается в соответствии с частотным диапазоном, в котором работает аппарат. В сетях 2G, а это диапазон 900/1800 МГц, длина волны составляет 0,33 или 0,16 м. Для максимальной передачи энергии антенны по размеру должны быть кратными длине волны, половине длины или четверти. Поэтому в телефонах первого поколения использовались обычные штыревые антенны соответствующей длины. Современные телефоны работают в более высоких диапазонах, а на смену штыревым антеннам пришли микрополосковые. По сути, это маленькие пластинки с металлической поверхностью и определенным рисунком. Т.е., теперь антенна — внутри телефона. И все работает.
— Почему раньше в сотовых телефонах была антенна, а теперь нет?
Евгений Милаев
— Телефоны по своей сути похожи друг на друга: в их «начинках» схожие блоки. Более производительные гаджеты оснащены передовой компонентной базой, у аппаратов попроще в составе есть компоненты поскромнее. При этом внешне «внутренности» могут практически не отличаться — кроме разных надписей на микроконтроллерах.
— Чем вообще отличается «начинка» современного телефона, отвечающая за связь?
Евгений Милаев
— Как операторы определяют необходимое количество «вышек» и их расположение?
— Когда мы планируем строительство базовых станций, то учитываем нагрузку на сеть в локации, обращения абонентов и расчеты покрытия. Это большая аналитическая работа, которая должна не только учитывать текущее состояние сети, но и спрогнозировать дальнейшие события и тренды. Яркий пример — активное строительство многоэтажных ЖК, которые после сдачи надо обеспечить качественной связью.
При выборе места под размещение «вышки» учитывается множество факторов. К основным стоит отнести удаленность базовой станции от населенного пункта и рельеф местности. Например, установка антенно-мачтового сооружения на возвышенности дает преимущество в покрытии, а также упрощает организацию канала до базовой станции. Но в условиях городской застройки принцип «выше — значит лучше» работает не всегда: в условиях плотной застройки повышается и частота строительства базовых станций. В таких условиях важно качественно планировать сеть и четко разделять границы обслуживания нескольких станций, иначе пострадает качество связи.
При выборе места под размещение «вышки» учитывается множество факторов. К основным стоит отнести удаленность базовой станции от населенного пункта и рельеф местности. Например, установка антенно-мачтового сооружения на возвышенности дает преимущество в покрытии, а также упрощает организацию канала до базовой станции. Но в условиях городской застройки принцип «выше — значит лучше» работает не всегда: в условиях плотной застройки повышается и частота строительства базовых станций. В таких условиях важно качественно планировать сеть и четко разделять границы обслуживания нескольких станций, иначе пострадает качество связи.
Петр Солодовник
— У каждого оператора связи есть подразделение, которое занимается радиопланированием, оно очень важное. Задача планировщиков сети — рассчитать оптимальное количество базовых станций, их тип и состав оборудования, расположение. Ведь много базовых станций — не всегда хорошо. Есть такой термин — интерференция: когда сигналы от базовых станций, работающих на одной частоте, мешают друг другу. В сетях 2G это было особенно выражено. Вы наверняка сталкивались с такой проблемой, когда индикация уровня сигнала на телефоне высокая, а при разговоре все булькает, «хрюкает», а сигнал обрывается. Вот это, скорее всего, и было следствием интерференции. Еще одна проблема — нельзя мешать государственным радиосредствам (например — системам посадки самолетов в аэропортах). Радиопланировщики решают эти проблемы грамотным планированием сети.
Евгений Милаев
— Сеть строится не для «коврового покрытия», а для абонентов, поэтому задачи покрыть на 100% территорию России, как таковой, нет. Есть задача обеспечить качественными сервисами всех абонентов. И сейчас все крупные города страны уже покрыты сигналом мобильной сети. Дальнейший прирост покрытия выполняется за счет малонаселенных территорий, автодорог и т. д. В этих местах регулярно модернизируются существующие базовые станции — например, добавляются сектора, — а также строятся новые «вышки».
Мало построить новую базовую станцию. Ее запуск включает в себя целый комплекс дополнительных работ. В их числе — организация подъездных путей, внешнего электроснабжения, строительство антенно-мачтового сооружения, подключение новой базовой станции к опорной сети МегаФона и непосредственно монтаж оборудования «вышки».
Мало построить новую базовую станцию. Ее запуск включает в себя целый комплекс дополнительных работ. В их числе — организация подъездных путей, внешнего электроснабжения, строительство антенно-мачтового сооружения, подключение новой базовой станции к опорной сети МегаФона и непосредственно монтаж оборудования «вышки».
— Когда удастся на 100% покрыть территорию России сотовой связью?
Петр Солодовник
Ежегодно на разных территориях идет развитие: строятся новые кварталы, дороги, производственные предприятия, логистические терминалы. Мы следим за этим процессом и развиваем сеть в соответствии с запросами абонентов.
— В 2011 году я посещал RND-центр* одного из ведущих производителей мобильных устройств. Меня очень впечатлило, что уже тогда в качестве перспективных разработок были продемонстрированы смартфоны с гибкими экранами, встроенными проекторами и прочими на тот момент фантастическими технологиями. На мой вопрос, почему они не выводят это на массовый рынок, коллеги ответили: сам рынок еще не готов, нужно подождать лет 10. Ровно через 10 лет мы увидели смартфоны с гибкими экранами. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, предлагаю вместе пофантазировать на этот счет. Уверен, что даже самые смелые фантазии окажутся недалеки от реальности. Но я думаю, что «чипа в голове» все-таки не будет.
— Как будет выглядеть телефон через 30 лет и что он будет уметь?
Евгений Милаев
Что еще изменилось за 30 лет, кроме мобильной связи?
Современное поколение стало свидетелем настоящего технологического переворота. Предлагаем посмотреть, как это изменило нашу жизнь.
наведите на вкладку, чтобы посмотреть карточки
Что еще изменилось за 30 лет, кроме мобильной связи?
Современное поколение стало свидетелем настоящего технологического переворота. Предлагаем посмотреть, как это изменило нашу жизнь.
кликните на вкладку, чтобы посмотреть карточки
Впечатляет, правда? Но то ли еще будет!
Реклама, ПАО «Мегафон»
*Центр компетенций RnD (ResearchandDevelopment) — это структура, которая ищет, фильтрует и анализирует инициативы в индустрии и внутри компании. А также превращает их в гипотезы, ставит задачи по реализации и курирует весь процесс. Проще говоря, это «мозговой центр». Он занимаемся стратегическими направлениями, которые могут дать компании преимущества в долгосрочной перспективе.
Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Иллюстрации: Adobe Stock
Фотографии предоставлены ПАО «Мегафон»
Дизайнер: Соня Осколкина
*Центр компетенций RnD (ResearchandDevelopment) — это структура, которая ищет, фильтрует и анализирует инициативы в индустрии и внутри компании. А также превращает их в гипотезы, ставит задачи по реализации и курирует весь процесс. Проще говоря, это «мозговой центр». Он занимаемся стратегическими направлениями, которые могут дать компании преимущества в долгосрочной перспективе.
Автор: Анастасия Коренькова
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Иллюстрации: Adobe Stock
Фотографии предоставлены ПАО «Мегафон»
Дизайнер: Соня Осколкина
Спецпроекты «Фонтанки.ру»
Просмотров: 17953