в поисках баланса
ЛДМ
Современное городское пространство — это сложно устроенный механизм, в котором приватное взаимодействует с публичным, парадное с камерным, рукотворное с природным, историческое с футуристическим. Поиск баланса между этими, иногда противоречащими друг другу, сущностями — основная задача архитекторов и застройщиков сегодня. Проект жилого комплекса ЛДМ, строящегося на Аптекарском острове, дает достаточно убедительный ответ, как найти этот баланс. Здесь одно не противоречит другому, а взаимно дополняет.
здесь формируется престижный жилой район. ЛДМ не замыкается в себе, он многофункционален, жилая функция здесь дополнена рекреационной, культурной, коммерческой. При этом комплекс хранит и «память места» — в том числе о находившемся здесь Ленинградском дворце молодежи.
Аптекарский остров сейчас находится в процессе «перезагрузки»:
Место ЛДМ в городе
Новый жилой комплекс, который строит Группа «Эталон», занимает участок на Песочной набережной, откуда открывается вид на красивый поворот Малой Невки, сливающейся с руслом Крестовки на противоположном берегу. Участок будущего строительства площадью чуть более 4 гектаров ограничен Песочной набережной и улицами Даля, Профессора Попова, Барочной.
Комплекс отличает четкая дифференциация пространств: вдоль улиц Профессора Попова и Даля здания формируют фронт застройки, вдоль реки оставляют много воздуха. Внутри квартала реализована идея каньона с неровными зданиями трапециевидной, похожей на природную, формы.
Вдоль улиц Даля и Профессора Попова корпуса, как это принято в Петербурге, «выстраиваются» в сплошную линию застройки, которая поддерживает существующий планировочный каркас и архитектурный ритм района.
На противоположной стороне реализован аналогичный прием: дом на этом углу построен по проекту Алексея Левинсона, одного из лучших ленинградских архитекторов, автора знаменитого довоенного здания — Первого жилого дома Ленсовета на набережной Карповки.
На противоположной стороне реализован аналогичный прием: дом на этом углу построен по проекту Алексея Левинсона, одного из лучших ленинградских архитекторов, автора знаменитого довоенного здания — Первого жилого дома Ленсовета на набережной Карповки.
Компоновка изолирует внутреннее дворовое пространство комплекса от неблагоприятного воздействия городской среды. Со стороны улиц на первых этажах будут встроенные коммерческие помещения, что опять же возвращает к понятию городской улицы.
Совершенно другой характер у «речного» фасада комплекса, выходящего на набережную Малой Невки: он гораздо более динамичен и ритмичен. Здесь между тремя односекционными корпусами со стороны набережной встроены ряды сити-вилл, которые служат барьером между общественной зоной и частным внутридворовым пространством.
от компоновки зданий на участке, их формы и фасадов до дизайна помещений и концепции благоустройства.
Тема природности и естественности развивается во всем проекте:
Образ внутреннего пространства комплекса построен на противопоставлении парадному уличному и динамичному речному фасадам — он максимально природный и камерный. Здесь и ломаные, а не параллельно-перпендикулярные контуры зданий со скошенными углами, и эффектные консоли, выступы и ниши на фасадах, воспроизводящие пейзаж отвесных скальных утесов, и высокие арки, пропускающие в почти замкнутое дворовое пространство воздух и свет, и активное использование рельефа в благоустройстве двора.
Виды природных ландшафтов — отвесных утесов и выработанных мраморных карьеров, постепенно захватываемых природой, — вдохновили на рождение образа будущего комплекса, а фактура скальных обрывов послужила прототипом рисунка фасадов. Крупные формы подчеркнуты отделкой, а их произвольное членение добавляет живописную естественность облику зданий.
Конструкция фасада — навесная вентилируемая система. Среди материалов отделки — два вида панелей: рельефные, воспроизводящие фактуру светлого природного камня, и имитирующие листы латуни. Основной же отделочный материал на первый взгляд не отличить от натурального камня, что еще больше усиливает сходство со скалистым каньоном.
Точка на карте:
Аптекарский остров
Петроградская сторона давно стала местом наиболее активного строительства элитной недвижимости Петербурга. Крестовский, Каменный, Петровский острова из некогда отдаленных районов превратились в плотно застроенную городскую среду с дорогими домами, зелеными скверами и многочисленными набережными.
Аптекарский остров тоже долгое время оставался периферийной частью Северной столицы.
Отрезанный рукавами рек от исторического центра и регулярно страдающий от наводнений, он традиционно служил местом дачного строительства.
При этом сам остров — историческая часть Петербурга. Даже многие названия здесь — например, Барочная улица и Песочная набережная — относятся к XIX веку.
Ситуация на острове стала меняться только в начале XX века, когда появились первые планы строительства постоянного моста через Неву — Троицкого. Он должен был связать центр Петербурга с Петроградской стороной. В 1914 году новый бетонный мост был переброшен и через Карповку (сегодня — Барочный мост). Именно с этого момента Аптекарский остров начали застраивать усадьбами и особняками состоятельных горожан. Так, в 1914 году на Песочной набережной появился дом председателя правления машиностроительного завода «Лесснер» Карла Неллиса. В 1915 на улице Даля построили особняк архитектора Льва Ильина. Его служебные флигели сохранились до наших дней.
При этом среда долгое время оставалась неоднородной: усадьбы соседствовали с промышленными предприятиями, жилые дома — с неосвоенными пустырями. Как жилой район города Аптекарский остров стал активно осваиваться только в последние годы.
Расположенный относительно недалеко от центра, с прекрасной транспортной доступностью, но при этом вдали от туристических троп, этот остров сегодня становится новым центром притяжения. Главная его ценность — большое количество зелени и, конечно, вода: Карповка, Малая и Большая Невка.
По сути, именно сегодня происходит важный этап формирования этой части города. За последние десятилетия застройка здесь, с одной со стороны, стала гораздо менее рыхлой, с другой — появление отдельных элитных комплексов обернулось изоляцией крупных участков, из-за чего среда оказалась менее проницаемой. Проект ЛДМ, наоборот, деликатно восстанавливает городскую ткань в этой части Аптекарского.
Ситуация на острове стала меняться только в начале XX века, когда появились первые планы строительства постоянного моста через Неву — Троицкого. Он должен был связать центр Петербурга с Петроградской стороной. В 1914 году новый бетонный мост был переброшен и через Карповку (сегодня — Барочный мост). Именно с этого момента Аптекарский остров начали застраивать усадьбами и особняками состоятельных горожан. Так, в 1914 году на Песочной набережной появился дом председателя правления машиностроительного завода «Лесснер» Карла Неллиса. В 1915 на улице Даля построили особняк архитектора Льва Ильина. Его служебные флигели сохранились до наших дней.
При этом среда долгое время оставалась неоднородной: усадьбы соседствовали с промышленными предприятиями, жилые дома — с неосвоенными пустырями. Как жилой район города Аптекарский остров стал активно осваиваться только в последние годы.
Расположенный относительно недалеко от центра, с прекрасной транспортной доступностью, но при этом вдали от туристических троп, этот остров сегодня становится новым центром притяжения. Главная его ценность — большое количество зелени и, конечно, вода: Карповка, Малая и Большая Невка.
По сути, именно сегодня происходит важный этап формирования этой части города. За последние десятилетия застройка здесь, с одной со стороны, стала гораздо менее рыхлой, с другой — появление отдельных элитных комплексов обернулось изоляцией крупных участков, из-за чего среда оказалась менее проницаемой. Проект ЛДМ, наоборот, деликатно восстанавливает городскую ткань в этой части Аптекарского.
ЛДМ:
история одного здания
история одного здания
Массовое освоение территорий острова началось во второй половине XX века. Участок же между Малой Невкой и улицей Профессора Попова долгое время оставался городской периферией.
Только в 1964 году город принял решение о строительстве здесь дома молодежи.
Впоследствии его назвали Ленинградским Дворцом молодежи — ЛДМ.
Победителями архитектурного конкурса стали молодые архитекторы П. Прохоров и В. Лукьянов. Они предложили простую композицию, характерную не только для СССР, но и для международной архитектуры 1960–1970-х: сочетание тонкой высотной пластины (в случае ЛДМ это была 14-этажная гостиница) и распластанного объема, в котором обычно предусматриваются общественные функции. В ЛДМ они отличались разнообразием: это был концертно-досуговый комплекс, который включал зрительный зал на 1500 мест, кафе, клубные помещения и Дворец молодоженов, а также зимний сад. Проект Прохорова и Лукьянова в итоге строили почти 10 лет: начали в 1969 году, а завершили в 1978-м.
Самый известный период жизни дворца пришелся на 1980-е, когда он стал центром неформальной культуры. Здесь начали проводить выставки современного искусства (Товарищество экспериментального изобразительного искусства — ТЭИИ, «Новые художники», «Митьки» и другие), а затем и рок-концерты таких культовых исполнителей и групп, как Виктор Цой, «Алиса», «Аукцион», «Зоопарк» и других. Благодаря им ЛДМ стал новым символом свободы, и у многих горожан эта аббревиатура ассоциируется не с модернистским образом здания, а с определенными событиями и временем.
Победителями архитектурного конкурса стали молодые архитекторы П. Прохоров и В. Лукьянов. Они предложили простую композицию, характерную не только для СССР, но и для международной архитектуры 1960–1970-х: сочетание тонкой высотной пластины (в случае ЛДМ это была 14-этажная гостиница) и распластанного объема, в котором обычно предусматриваются общественные функции. В ЛДМ они отличались разнообразием: это был концертно-досуговый комплекс, который включал зрительный зал на 1500 мест, кафе, клубные помещения и Дворец молодоженов, а также зимний сад. Проект Прохорова и Лукьянова в итоге строили почти 10 лет: начали в 1969 году, а завершили в 1978-м.
Самый известный период жизни дворца пришелся на 1980-е, когда он стал центром неформальной культуры. Здесь начали проводить выставки современного искусства (Товарищество экспериментального изобразительного искусства — ТЭИИ, «Новые художники», «Митьки» и другие), а затем и рок-концерты таких культовых исполнителей и групп, как Виктор Цой, «Алиса», «Аукцион», «Зоопарк» и других. Благодаря им ЛДМ стал новым символом свободы, и у многих горожан эта аббревиатура ассоциируется не с модернистским образом здания, а с определенными событиями и временем.
К 2000-м годам жизнь комплекса стала куда менее интересной. В городе появилось много конкурирующих проектов: и гостиничных комплексов, и концертных площадок. Изменилось отношение и к архитектурному облику здания: если в 1960-е годы он однозначно воспринимался положительно, как символ всего нового, то в наше время восприятие его стало резко противоположным. С одной стороны, нехарактерные для Петербурга силуэт и высота привели к тому, что пластина гостиницы высотой 50 м (при предельно допустимых 33-х) была признана диссонирующим объектом. С другой же стороны, на волне интереса к советскому модернизму комплекс стал рассматриваться как культурная достопримечательность, которую отмечали на туристических картах города.
Но будущее у любого здания есть только в том случае, если оно «впускает» в себя современность. Если общественный блок ЛДМ сохранял в себе какой-то потенциал к развитию, то гостиница с ее шагом колонн и мелкой нарезкой номеров оказалась слишком далека от современных стандартов. Кроме того, расположение вдали от привычных туристических маршрутов снижало ее привлекательность.
В 2021 году участок приобрела Группа «Эталон». Новый собственник принял решение о строительстве на этом месте жилого комплекса. Наличие на участке здания ЛДМ во многом положительно повлияло на финальные решения новой застройки, заставило искать оптимальные и сбалансированные решения, которые отвечают интересам и его будущих жителей, и горожан в целом.
Был проведен закрытый конкурс, для участия в нем выбрали 8 российских и международных архитектурных коллективов. Экспертное жюри признало победителем «ЭталонПроект», который предложил наилучшее архитектурное решение.
Но будущее у любого здания есть только в том случае, если оно «впускает» в себя современность. Если общественный блок ЛДМ сохранял в себе какой-то потенциал к развитию, то гостиница с ее шагом колонн и мелкой нарезкой номеров оказалась слишком далека от современных стандартов. Кроме того, расположение вдали от привычных туристических маршрутов снижало ее привлекательность.
В 2021 году участок приобрела Группа «Эталон». Новый собственник принял решение о строительстве на этом месте жилого комплекса. Наличие на участке здания ЛДМ во многом положительно повлияло на финальные решения новой застройки, заставило искать оптимальные и сбалансированные решения, которые отвечают интересам и его будущих жителей, и горожан в целом.
Был проведен закрытый конкурс, для участия в нем выбрали 8 российских и международных архитектурных коллективов. Экспертное жюри признало победителем «ЭталонПроект», который предложил наилучшее архитектурное решение.
Наследие ЛДМ
Одной из важнейших задач нового проекта стало сохранение памяти места. Отсюда — отсылки к старому зданию ЛДМ на концептуальном уровне: сочетание публичного и приватного пространств, а также сохранение и развитие многофункциональности.
Есть отсылки и на уровне архитектурно-планировочных решений, а именно формообразования. По словам проектировщиков, «объем здания ЛДМ распадается на части, но образует при этом единый объем, из которого рождается новый жилой комплекс».
Есть отсылки и на уровне архитектурно-планировочных решений, а именно формообразования. По словам проектировщиков, «объем здания ЛДМ распадается на части, но образует при этом единый объем, из которого рождается новый жилой комплекс».
сохранение существующих зеленых насаждений и их интеграция в новый сквер на Песочной набережной, а также создание нового культурного пространства — Митьки-музея.
Самым «осязаемым» воплощением памяти места станут конкретные решения:
Память места будет в буквальном смысле «проявляться» на разных уровнях: в названии ЛДМ — на уровне жилого комплекса, в сквере на набережной — для жителей района, в Митьки-музее — для всего города.
Митьки-музей планируется разместить в одном из жилых корпусов со стороны Песочной набережной. Это будет живое и интерактивное культурное пространство, призванное сохранить наследие Дворца молодежи и память о том времени, когда он стал одним из главных символов свободы в Ленинграде. В сборе экспонатов для будущего музея принимают участие все жители города.
Перед входом планируется установить символический арт-объект, а сам вход оформить с помощью оригинального декора и вывесок с названием Ленинградского дворца молодежи.
Из внутреннего оформления ЛДМ сохранены панно известного ленинградского художника-керамиста Владимира Лащинина. Перед демонтажом их передали в фонды музея архитектурной керамики «Керамарх» для хранения и демонстрации в постоянной экспозиции.
Митьки-музей планируется разместить в одном из жилых корпусов со стороны Песочной набережной. Это будет живое и интерактивное культурное пространство, призванное сохранить наследие Дворца молодежи и память о том времени, когда он стал одним из главных символов свободы в Ленинграде. В сборе экспонатов для будущего музея принимают участие все жители города.
Перед входом планируется установить символический арт-объект, а сам вход оформить с помощью оригинального декора и вывесок с названием Ленинградского дворца молодежи.
Из внутреннего оформления ЛДМ сохранены панно известного ленинградского художника-керамиста Владимира Лащинина. Перед демонтажом их передали в фонды музея архитектурной керамики «Керамарх» для хранения и демонстрации в постоянной экспозиции.
Меньше этажей — больше смыслов
Ленинградскому Дворцу молодежи с его специфическим функциональным наполнением и расположением в одной из важных видовых точек города в свое время «разрешили» стать новой доминантой: высота гостиницы сильно превышала характерные высотные отметки в этой части Петербурга. Форма здания буквально отражала его функцию. И в 1980-е она была крайне востребована.
Аптекарский остров активно развивается как жилой район. Поэтому было принято решение построить на месте ЛДМ именно жилой комплекс, который не мог и не должен был повторять объем и пропорции бывшего Дворца молодежи.
В наши дни роль этой территории изменилась.
В новом комплексе этажность варьируется от 3 до 8-9 этажей — происходит ее снижение при увеличении плотности. При этом речь идет не только и не столько о плотности в градостроительном понимании, сколько о насыщенности функций, сценариев жизни и посещений, впечатлений.
Территория нового жилого комплекса четко, хотя и не очевидно на первый взгляд делится на общественное и приватное пространства. Набережная и весь внешний контур застройки остались городским пространством, тогда как внутренний двор будет доступен только жильцам. Зонировать пространство предполагается максимально деликатно — за счет рельефа и озеленения.
В комплексе всего 463 квартиры. Помимо традиционных, предусмотрены двухуровневые квартиры со вторым светом в зоне гостиной, квартиры с отдельным входом с уровня земли и с индивидуальной приватной террасой на придомовой территории, квартиры с террасами на кровле, а также сити-виллы, у которых есть собственные входы и со стороны набережной, и со стороны двора.
Территория нового жилого комплекса четко, хотя и не очевидно на первый взгляд делится на общественное и приватное пространства. Набережная и весь внешний контур застройки остались городским пространством, тогда как внутренний двор будет доступен только жильцам. Зонировать пространство предполагается максимально деликатно — за счет рельефа и озеленения.
В комплексе всего 463 квартиры. Помимо традиционных, предусмотрены двухуровневые квартиры со вторым светом в зоне гостиной, квартиры с отдельным входом с уровня земли и с индивидуальной приватной террасой на придомовой территории, квартиры с террасами на кровле, а также сити-виллы, у которых есть собственные входы и со стороны набережной, и со стороны двора.
Внутри дворовое приватное пространство комплекса раскрывается в сторону сквера у реки. Он становится своего рода продолжением зеленого двора, а жильцы получают выход к воде. Подчеркивая связь с историей места, в благоустройстве двора сохраняются старые дубы, выступающие акцентами в новом ансамбле. Рядом с ними планируется высадить новые деревья, кустарники, декоративные злаки и другие растения, позволяющие реализовать всесезонные сценарии цветения. Под двором по проекту будет устроен паркинг. Однако там, где растут дубы, подземные работы вестись не будут.
Здания комплекса заметно отступают от проезжей части Барочной улицы и Песочной набережной, оставляя широкую полосу под устройство нового сквера у воды. Это общественное пространство, по сути, восстанавливает историческую справедливость: зеленая зона в этом месте существовала вплоть до начала строительства Ленинградского Дворца молодежи. Теперь же она получила шанс вернуться в виде современного сквера, который свяжет набережные района в единый пешеходный маршрут, даст импульс к развитию соседних территорий и сохранит память места, включив в себя сохранившиеся фрагменты исторических зеленых насаждений. Они будут интегрированы в проект озеленения территории.
Набережная становится одной из важнейших составляющих проекта. Она не только развивает общественно-рекреационное пространство у воды, но и перераспределяет функциональное наполнение — в частности, ликвидирует «серые зоны» и открытые автостоянки. Их место в проекте отдано зеленым буферным насаждениям.
Сквер на набережной, с одной стороны, позволяет максимально раскрыть видовые характеристики реки и ее противоположного берега, с другой — выступает защитой между жильем и шумной зоной семейного отдыха. Как часть аутентичного архитектурного образа рекреации оформляются преимущественно натуральными материалами: мощение с имитацией светлого натурального камня, покрытия из булыжника, щебня, мелкой мраморной крошки, бетонные георешетки. Пространство приобретает дополнительную глубину за счет активного использования геопластики и искусственного рельефа.
В сквере у воды предусмотрены разнообразные сценарии отдыха — от площадок с общественными качелями и горок для катания до прогулочного променада, коворкинга и площадки добрососедства. В зоне активного отдыха используется деревянное покрытие, подходящее для проведения физкультурно-медитативных практик и занятий йогой.
Сквер на набережной, с одной стороны, позволяет максимально раскрыть видовые характеристики реки и ее противоположного берега, с другой — выступает защитой между жильем и шумной зоной семейного отдыха. Как часть аутентичного архитектурного образа рекреации оформляются преимущественно натуральными материалами: мощение с имитацией светлого натурального камня, покрытия из булыжника, щебня, мелкой мраморной крошки, бетонные георешетки. Пространство приобретает дополнительную глубину за счет активного использования геопластики и искусственного рельефа.
В сквере у воды предусмотрены разнообразные сценарии отдыха — от площадок с общественными качелями и горок для катания до прогулочного променада, коворкинга и площадки добрососедства. В зоне активного отдыха используется деревянное покрытие, подходящее для проведения физкультурно-медитативных практик и занятий йогой.
ЛДМ: что будет
Насыщение территории новыми функциями позволит вернуть ее горожанам для активного использования, ускорив и восстановление градостроительной ткани прилегающих участков. Появление многофункционального пространства и реализация яркой архитектурной концепции радикально улучшат облик района и усилят его коммерческую привлекательность.
Проектируемая территория станет точкой притяжения не только для местных жителей, но и для жителей прилегающих кварталов. Это поднимает на принципиально новый уровень планку ответственного подхода застройщика к деликатной интеграции в архитектурную городскую среду.
ЖК ЛДМ — Застройщик ООО СЗ ЭТАЛОН НА ПЕТРОГРАДСКОЙ, проектная декларация на сайте наш.дом.рф
Реклама, АО ГК «Эталон», ИНН 7814116230, тел. +7-812-250-43-20
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены ГК «Эталон»
Использованы фотографии: karayuschij, EduardHarkonen IStock.сom
Другие источники фотографий: www.citywalls.ru
Дизайнеры: Ольга Сергеева, Соня Осколкина
Реклама, АО ГК «Эталон», ИНН 7814116230, тел. +7-812-250-43-20
Редактор / корректор: Елена Виноградова
Координатор: Елена Рожнова
Фотографии предоставлены ГК «Эталон»
Использованы фотографии: karayuschij, EduardHarkonen IStock.сom
Другие источники фотографий: www.citywalls.ru
Дизайнеры: Ольга Сергеева, Соня Осколкина
Спецпроекты «Фонтанки.ру»
Просмотров: 22016