Наружная реклама то и дело становится предметом пристального внимания городских властей. В середине июня губернатор Петербурга Валентина Матвиенко запретила КГА выдавать разрешения на установку новых рекламоносителей, но это никак не решает вопрос, что делать со старой рекламой, заполонившей буквально все улицы. С 1 июля основные функции по контролю над размещением наружной рекламы перешли к городскому комитету по печати, что должно упорядочить размещение рекламы.
Скандал с наружной рекламой разразился на заседании в Смольном, посвященном световому и цветовому оформлению города, в середине июня. Тогда Валентина Матвиенко возмущенно заявила, что город буквально замусорен большим количеством рекламы, которая часто размещается в неположенных местах и выглядит весьма мало эстетично. По ее мнению, разрешения на установку вывесок, рекламных щитов на фасадах и исторических зданий зачастую выдаются без всяких на то оснований, без учета особенностей архитектуры Петербурга, что разрушает сложившийся облик города. В итоге, губернатор и вовсе запретила комитету по градостроительству и архитектуре (КГА) выдавать архитектурно-планировочные задания (АПЗ) на размещение любой рекламы в городе.
А вот поправки к федеральному закону «О рекламе», вступившие в силу с 1 июля 2006 года, должны упорядочить процесс размещения наружной рекламы в Петербурге и Москве. В отличие от других регионов, здесь полномочия по выдаче разрешений передаются не органам местного самоуправления, а органам исполнительной власти. В частности, в нашем городе таким органом является комитет по печати и взаимодействию со СМИ – он и будет выдавать разрешения на право установки рекламоносителя на земле любой формы собственности. В отличие от АПЗ, разрешение из комитета по печати регламентирует не форму и размер рекламоносителя, а сам факт его размещения.
Сейчас за размещение наружной рекламы отвечают несколько организаций и ведомств – в зависимости от того, на чьей территории должен появиться щит или вывеска. Если на городской, то договор заключается с ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР), если частной – то с собственником. Но в любом случае необходимо получить разрешение в комитете по печати и взаимодействию со СМИ, а после чего – АПЗ в КГА.
При этом, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в ГЦРР, никаких нареканий к рекламоносителям, размещенным на городских землях по договорам с ГЦРР, нет. В историческом центре, например, постановлением городского правительства еще в 2003 году запрещено устанавливать рекламу размером более 10 квадратных метров. Главный художник Петербурга Георгий Шереметьев подтвердил, что больше претензий именно к негородским территориям, где рекламоносители зачастую вообще устанавливают без согласования с КГА. По его словам, личное вмешательство губернатора потребовалось в связи с тем, что в последнее время резко увеличилось количество несогласованных рекламоносителей, что совпало с вступлением в силу нового закона о рекламе.
На 1 июня в Петербурге было размещено 26,7 тысячи рекламоносителей по договорам с ГЦРР. На негородских территориях (без договоров с ГЦРР) установлено порядка 15 тысяч рекламоносителей, из которых 1 тысяча – это крупноформатная реклама размером от 3 на 6 метров и больше. Увидеть ее можно практически в любом людном месте: на Московском и Лиговском проспектах, площади Восстания, на выездах из города. По данным ГЦРР, количество крупногабаритных рекламоносителей за последние 5 лет в Петербурге увеличилось в 5 раз. К ним относятся брандмауэры, крышные установки, суперсайты, арки и огромные электронные дисплеи, которых в городе насчитывается несколько десятков. Сейчас «крупногабарит» занимает примерно 6,5 процента всего рынка наружной рекламы и приносит бюджету около 1 миллиона долларов в год.
Как разъяснили «Фонтанке» в пресс-службе ГЦРР, проблема заключается в том, что АПЗ не имеют единой формы, поэтому во многих из них даже отсутствует графа «срок действия», а у других срок действия установлен на 10-13 лет. Так как АПЗ является административным разрешением, то отозвать его до окончания срока действия нельзя. То есть получается, что такую рекламу в принципе снять невозможно: она установлена на негородских землях (т.е. город расторгнуть договор не может) и имеет АПЗ, выданное на неопределенный или длительный срок, а значит, даже в случае судебного разбирательства, владельцы рекламы могут сохранить свои права.
По словам Георгия Шереметьева, в ближайшее время планируется провести инвентаризацию рекламоносителей в Петербурге, а также демонтировать те из них, которые уродуют город – но исключительно в соответствии с законом. Специалисты ГЦРР составляют списки этих рекламоносителей и подают их в ГАТИ (Государственная административно-техническая инспекция), где проводится проверка. После чего на нарушителей налагаются штрафы в размере 50-100 МРОТ. Так, в 2005 году было привлечено к административной ответственности 1325 правонарушителей за несанкционированное размещение рекламы, а общая сумма штрафа составила 9 миллионов 237 тысяч рублей. Причем, отмечают в ГАТИ, у более чем половины рекламоносителей вообще отсутствовали АПЗ.
С вступлением в силу поправок о рекламе, город получает полномочия оспорить в судебном порядке факт незаконного размещения рекламы. Если же рекламоноситель будет установлен без разрешения Смольного, то достаточно будет предписания, чтобы его демонтировать. По тем рекламоносителям, которые уже «украшают» наш город, процесс демонтажа может значительно затянуться. По имеющимся у «Фонтанки» сведениям, к настоящему моменту удалось снять лишь несколько особенно «выдающихся» на Московском проспекте, да и то по личной просьбе Валентины Матвиенко и только на время проведения саммита «Большой восьмерки».
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру