Утром в коридоре Куйбышевского суда Петербурга собираются около полусотни владельцев снесенных гаражей. Они приходят, чтобы подать иски о возмещении материального ущерба, причиненного в результате расчистки пути для ЗСД. Ответчики – дирекция ЗСД и КБДХ. Перед гражданской канцелярией - очередь. Секретарь уже привыкла к утренним скоплениям: «Кто с гаражами – сюда», - ориентирует она людей.
Хозяева гаражей в зоне строительства ЗСД перешли с баррикад в суды. Утром в коридоре Куйбышевского федерального суда Центрального района Петербурга собираются около полусотни владельцев снесенных боксов. Они приходят, чтобы подать иски о возмещении материального ущерба, причиненного в результате расчистки пути для ЗСД. Ответчики – дирекция ЗСД и КБДХ. Перед гражданской канцелярией - очередь. Секретарь уже привыкла к утренним скоплениям: «Кто с гаражами – сюда», - ориентирует она людей.
- У нас в двадцать втором кооперативе 1640 членов, еще порядка полутора тысяч – в 20-м, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» один из истцов, пенсионер Александр Петухов. – Сегодня здесь немного народу, еще неделю назад по триста человек собирались каждое утро. И с девяти до двенадцати канцелярия с нами работает. Мы с женой инвалиды, пенсионеры, один раз отстояли очередь - не успели подать. Второй раз отстояли – подали заявление. А сегодня нам документы вернули. Говорят – недоработано. Мол, не хватает независимой экспертной оценки материального ущерба.
Этот пенсионер - далеко не первый, кому вернули документы: такая ситуация у всех членов 22-го кооператива (Ленинский проспект, 146/5), в исковых заявлениях которых - кооперативная документация, где стоимость каждого гаража указана. Однако суд счел эту оценку неправомерной, и сегодня очередные несколько десятков человек заплатили по полторы тысячи рублей за независимую экспертизу.
Помимо материального ущерба, который, согласно предписанию Куйбышевского суда, владельцам гаражей предстоит удостоверить у независимого эксперта до 18 декабря (иначе документы вообще не будут приняты), пенсионер требует возмещения 50-ти тысяч рублей морального ущерба, полученного в результате потери имущества.
- Лично я заплатил за постройку моего гаража 44 тысячи рублей, - жаловался корреспонденту «Фонтанки» другой пострадавший. - И, если бы узнал заранее, что будут сносить – нанял бы кран и грузовик, отвез бы гараж на дачу. И не потерял бы ни его, ни машину (которая теперь стоит без колес, без стекол и внутренностей на улице), ни кучи хранившихся в боксе вещей.
Те, кто пришел в суд сегодня, никак не связаны с организованными борцами за гаражи - «Движением в защиту прав владельцев гаражей». Об этом заявил корреспонденту «Фонтанки» Эдуард Дауэнгауэр – председатель движения.
Напомним, именно эта общественная организация неоднократно проводила митинги и акции протеста, пытаясь привлечь к своим проблемам внимание властей, доходило даже до применения бутылок с зажигательной смесью. «Наше движение зародилось в тот самый момент, когда люди в один прекрасный момент пришли и обнаружили на площадках, где расположены их гаражи, надпись «снос». Народ начал бунтовать, но городское правительство на нас никак не реагировало».
Активисты движения предлагали городским властям собственное решение проблемы: «Мы предложили правительству так называемый «Гаражный консенсус»: чтобы какой-нибудь банк выделил владельцем гаражей кредит, но на руки бы деньги не выдавал, а строил бы на них паркинг, в котором мест было бы в два раза больше, чем снесенных гаражей. И люди бы с парковкой остались, и банк, продав вторую половину мест, окупил бы строительство. Но никто из членов правительства никак не отреагировал на наше предложение».
Между тем, вице-губернатор Юрий Молчанов в начале ноября заявил: «Ситуация со сносом гаражей достаточно сложная, тем не менее мы ее решаем. К сожалению, не всегда хозяева гаражей осознают, что землю им передали в аренду, и ее срок подошел к концу. Надеемся, что люди поймут, что им надо переехать на новые площадки, тем более, что места мы предоставляем». Вице-губернатор имел в виду выделенную землю и уже построенные гаражи, за которые бывшим владельцам гаражей в зоне ЗСД надо заплатить по 140 тысяч рублей.
Участники движения пока в суд не идут. «Нужно составить грамотные иски. Суды нужно выигрывать, а не проигрывать. Мы планируем подать в суд в ближайшие дни, но не скажем, на кого, чтобы эта организация «не спрятала концы в воду». Но эта фирма ни к ЗСД, ни к власти не относится», - говорит председатель движения. Дауэнгауэр утверждает, что за помощью люди обращались не только к губернатору Петербурга, но даже к президенту России: «Он прислал ответ, чтобы администрация села с нами за стол переговоров, но никто из властей с нами общаться по-прежнему не хочет».
В это время власть законодательная решила проявить себя в этом конфликте. Три депутата ЗакСа собрали пресс-конференцию «Гаражный конфликт в Петербурге: как найти устраивающий все стороны выход из сложившейся ситуации?», на которой вели оживленную дискуссию и даже чуть не поссорились. Депутаты Андреев и Гуляев встали на сторону владельцев гаражей, а Игорь Риммер занял менее радикальную позицию: «Гаражи государство предоставляло на льготных условиях. Мы законодатели, и мы виноваты в этом тупике. Все-таки нужно разрешать эту ситуацию в пользу города. Ведь в гаражах хранится всякий хлам, а земля нужна городу!» Но в одном народные избранники сошлись во мнении. «Необходимо приступить к переговорам. Например, организовать депутатские слушания», - в голос заявили они.
Всего строительству ЗСД мешают 5800 гаражей, из них снесли уже около 2000. Земля под гаражами выдавалась во временное пользование, но гаражи строились за счет их владельцев, поэтому их возмущение вполне объяснимо: замки на их «сараях» взламываются, автомобили вытаскиваются наружу, а все находящееся в гараже – растаскивается местными мародерами.
Добавим, что в Петербурге около 200 тысяч гаражей, вид которых, по мнению городского правительства, портит внешний вид северной столицы, поэтому и их в скором будущем планируется снести.
Рената и Павел Горошковы
Фонтанка.ру