Более 180 обращений поступило в антирейдерскую комиссию Смольного с момента ее создания. Между тем, комиссия уже подвела итоги своей работы, рассмотрев сначала очередную партию жалоб. Государство показало, что защищает права бизнеса – таков, по мнению вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского, главный итог работы комиссии, которую он возглавляет.
Ходоки все идут в Смольный
Комиссия по экономической безопасности в Смольном была создана 1 февраля. На первое заседание пришли представители как известных в городе компаний, так и неприметных фирмочек. Сегодня прошло последнее в этом году заседание, но жалобщиков не стало меньше. Как отмечают представители комиссии, после февраля и марта (периода начала работы) количество обращений падало месяц от месяца и только в ноябре-декабре жалобщики вновь активно потянулись в Смольный. Недолгую «передышку» в МВК объясняют жесткими действиями в этот период правоохранительных органов города – задержаниями, арестами и обысками. С июня по сентябрь по делам, связанным с рейдерством, арестовано более 20 человек, в том числе два сотрудника 15-й межрайонной налоговой инспекции. В городе расследовалось 26 уголовных дел о захвате предприятий. Правда, на сегодняшний день только 4 из них переданы в суды, еще 14 приостановлены и три прекращены вовсе. Новую волну обращений в комиссии связывают не в последнюю очередь с повышением степени доверия к ней.
С февраля в комиссию поступило 183 обращения, рассмотрены были 145. Это не значит, что остальные остались без внимания – некоторые жалобы поступали неоднократно, а ряд «отсеивался» экспертным советом при МВК, так как не относился к рейдерству. В них, как правило, шла речь о корпоративных конфликтах, «произволе» госорганов и даже о проблемах с квартирами для ветеранов войны и труда. А некоторые стремились таким образом защититься от уголовного преследования. В первую очередь за помощью обращались промышленные предприятия (34,3%), строительные организации (18%), предприятия социально-бытовой сферы (в совокупности более 28%).
Анализ обращений выявил следующие тенденции: крупные предприятия стали реже выступать объектами атак рейдеров. В Москве целей стало меньше, а потому рейдеры двинулись в Питер и иные регионы. Снижение курса рубля по сравнению с долларом и неустойчивость фондового рынка сделали недвижимость более привлекательной для вложения средств, и рейдеры начинают от нее избавляться.
За время работы МВК выявила и наиболее распространенные типы рейдерских «заходов», но они уже и так известны как «Отче наш». Хотя и в этой сфере появилось нечто новое. Как рассказал сегодня Михаил Осеевский, комиссии пришлось столкнуться с мнимым слиянием петербургских фирм с компаниями, находящимися в других регионах. Так, например, произошло с ООО «Лидия» (предприятием социально-бытовой сферы).
- Новое общество зарегистрировалось в Воронеже – по подложным документам, с фальшивыми печатями и подписями. Налоговая все это зарегистрировала. А потом в Петербург пришло уведомление о сделке, - пояснил Осеевский. – Сейчас этим занимается УБЭП, и я уверен, что фирме можно помочь. А налоговая теперь будет обращать особое внимание на подобные сделки, пока их немного.
Среди других рассмотренных на последнем заседании заявлений выделяются истории ООО «Фея», ООО «Транском» и ОАО «ВНИТИ». Как рассказал вице-губернатор, представители парикмахерской «Фея», расположенной на Каменноостровском проспекте, пришли в Смольный во второй раз. В первый им была оказана посильная помощь, но этого оказалось мало: рейдеры притихли на какое-то время, а потом снова вступили в борьбу за помещение в 200 квадратных метров (рыночная цена – 2-2,5 миллиона долларов) и причем довольно активно. Хозяев снова стали принуждать продать имущество, причем на этот раз с поджиганием дверей и битьем стекол - ситуацию возьмет на контроль ГУВД.
ООО «Транском» занимается обслуживанием пассажирских перевозок и является довольно известной фирмой. Весной этого года, по словам Осеевского, по поддельным документам в ЕГРЮЛ были внесены изменения, о которых собственники узнали гораздо позже. Новоявленные «хозяева» подали в регистрационную службу документы на перерегистрацию здания «Транскома». Сейчас сделка приостановлена, восстановлен прежний директор, а арбитраж должен рассмотреть вопрос о правомочности новых собственников.
С ОАО «ВНИТИ», по меткому определению Михаила Осеевского, произошла «история вопиющая». Этот институт (52% акций его принадлежат государству) занимается разработкой бронетанковой техники и, в общем-то, является оборонным объектом. Это не помешало группе лиц завладеть зданием, сформировать кредиторскую задолженность, а теперь еще и подбираться к площадям института в поселке Горелово, куда «ВНИТИ» было вынуждено переехать с Петроградки. Комиссия пообещала, что не допустит такого развития событий.
Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» гендиректор института Сергей Болкисев, история переезда, в общем-то, банальна: предыдущий директор (сейчас он оспаривает увольнение) продал часть акций четырем подставным фирмам, а те перепродали их двум физическим лицам, которые и превратили, в конце концов, здание завода в коммерческий центр. Суды, в том числе и с участием Роспрома, ничего не дали. Тогда Болкисев обратился в Совет безопасности, те – в Генпрокуратуру, она – в городскую. Чем это закончится, пока неизвестно. Между тем институт, находясь в Горелово, продолжает работать, готовится вступить в создаваемый на базе Росуралвагонзавода холдинг, активно сотрудничает с финнами и занимается новыми разработками. Секретов обороноспособности гендиректор не раскрыл, рассказав о своих «гражданских» наработках: спортивном оружии, которое ценится в мире, и подъемниках для инвалидов-колясочников. Так что в данном случае рейдеры лишают надежды не только акционеров и работников «ВНИТИ», но и больных людей.
В Питере отстаивать своих готовы с кулаками
После рассмотрения новых обращений комиссия еще долго заседала. Из кабинета раздавались громкие голоса спорщиков, чьи-то кулаки несколько раз с грохотом опускались на стол. Как пояснил потом Михаил Осеевский, так обсуждались предложения в Министерство экономического развития, которое сейчас разрабатывает концепцию развития корпоративного законодательства. «Что вы хотите, комиссия работает», - встал на защиту спорщиков председатель.
Что же предлагает город? По мнению питерцев, вести реестр акционеров должен только независимые регистратор – сколько при этом акционеров не важно (сейчас регистратор ведет реестры только тех фирм, где акционеров больше 50, отсюда и многие проблемы). Должна быть создана единая база реестров, чтобы в случае конфликтных ситуаций можно было решать споры сторон, каждая из которых предоставляет свой реестр и твердит, что только он – законный. Заявления о передаче долей, записи о чем будут внесены в ЕГРЮЛ, должны подаваться только лично, либо за нотариально заверенной подписью. Это нужно для того, чтобы собственники потом «случайно» не узнавали, что они, в общем-то уже и не собственники вовсе. Кроме того, должны фиксироваться залоги долей, а также налагаемые судом обеспечительные меры – это будет своеобразным сигналом о том, что вокруг фирмы что-то происходит. Предлагают специалисты из Петербурга также создать госучреждение, где хранились бы копии реестров акционеров – так их будет проще восстанавливать при утрате.
А еще комиссия предложила ввести новую статью в уголовный кодекс. Условное название статьи 327 часть 2 уже придумано – использование поддельных документов, способствующих смене собственников и управления на предприятии. Предлагается считать это преступлением средней тяжести. А в разъяснении к УК надо написать, что протоколы заседаний советов директоров, собраний акционеров и т.д. являются официальными. Это поможет правоохранительным органам в их борьбе с рейдерами. А сейчас руки у них связаны – нет дела, к документам не подступиться. Как стало известно «Фонтанке», этот вопрос и сопровождался бурным обсуждением. Вызвала споры и дальнейшая судьба понятия «добросовестный приобретатель». Одни считают, что если налицо все признаки хищения, то ничего не подозревающий покупатель все равно должен все вернуть. Другие настаивают, что это уже слишком.
Для налоговой и регистрационной службы питерские борцы с рейдерством хотят добиться права приостановления регистрации сомнительных сделок и прав на недвижимость. Хотя бы дней на 15. Подарят ли законотворцы нам эти «15 суток» (равно как и все остальное) - покажет время.
Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру