Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Геннадий Онищенко указал региональным управлениями активизировать контроль в сфере предоставления платных медицинских услуг. Соответствующий приказ был издан 18 апреля. Проверить и отчитаться перед Геннадием Григорьевичем контролеры на местах должны до 10 июля, а значит в ближайшие два месяца медицинские учреждения ждет тотальная проверка.
Частные и государственные клиники, предоставляющие платные услуги, должны быть готовыми предъявить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их деятельности (помещений, оборудования и т.д.) действующим санитарным правилам. Соблюдение этих правил при осуществлении им медицинской деятельности является одним из обязательных условий лицензирования.
Инспекторы Роспотребнадзора будут также проверять полноту предоставляемой пациентам информации и тексты заключаемых договоров. Прежде всего, в документах будут искать условия, ущемляющие права потребителей. Например, нельзя обусловливать приобретение одних медицинских услуг обязательным приобретением иных товаров (в том числе лекарств) или выполнение дополнительных платных работ (услуг). За такое «навязывание» клиники указано привлекать к административной ответственности: до 20 тысяч рублей (200 МРОТ) на медицинское учреждение (юридическое лицо) и еще до 2000 рублей лично на главного врача.
Проверки, согласно приказу Геннадия Онищенко, должны проводиться «в равной степени» как в отношении государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений «традиционной» системы здравоохранения, так и в отношении коммерческих компаний и частнопрактикующих врачей (индивидуальных предпринимателей). Особое внимание руководитель Роспотребнадзора предлагает на практику осуществления в медицинских учреждениях дополнительного медицинского страхования.
За предыдущий год органы надзора выявили более 3000 нарушений потребительского законодательства в сфере оказания платных медицинских услуг. Однако почти 73% из них были устранены в добровольном порядке. При этом статистика не учитывает «латентные» нарушения прав пациентов – подавляющее большинство клиентов платных клиник не обращают даже внимания на несущественные отступления.