Шансы на то, что портрет Анны Ахматовой кисти Модильяни, врученный во время XI Петербургского экономического форума России представителем шведской компании «Рюрик» президенту Российской Федерации Владимиру Путину, останется в Петербурге, очень велики. По данным «Фонтанки», подарок стоимостью 250 тысяч евро в ближайшее время поступит в один из городских музеев.
Дело в том, что крупная шведская компания «Рюрик» решила внести свою лепту не только в отечественный бизнес, но и в возрождение русской культуры. Напомним, компания «Рюрик» собирается реализовать в Петербурге проекты общей стоимостью 5 миллиардов долларов и хочет стать стратегическим инвестором проекта реконструкции «Апраксина двора». Для того чтобы вернуть в Россию утраченные национальные шедевры «Рюрик» даже Фонд специальный создала и планирует привлечь к его деятельности «влиятельнейшие европейские бизнес-структуры». Штаб-квартира Фонда расположена в Женеве, а сотрудничество с российской стороной уже налаживается. По крайней мере, в компании уверяют, что существуют прочные связи с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Шведы со своим европейским менталитетом не понимают российской формулы: если что-то не показано по телевизору, то это не существует. Они не стали приглашать журналистов – видимо посчитали, что событие и так имеет большое значение, и о нем обязательно заговорят. Но ошиблись, до сих пор о факте передачи картины великого живописца знал очень ограниченный круг людей.
Тем временем, ситуация любопытная. Во-первых, Анна Ахматова, судя по воспоминаниям современников, одобряла свои изображения, но более всех ей был дорог графический портрет…, сделанный Амадео Модильяни в 1911 году в Париже. Он висел в ее ленинградской квартире, а когда она уезжала надолго в Москву, то брала картину с собой. Она вспоминала, что Модильяни сделал еще 16 рисунков с нее, но все они погибли во время Гражданской войны.
В 1994 году произошла сенсация: искусствовед Августа Докукина-Бобель, проживающая в Италии, побывала в Венеции на выставке рисунков Модильяни и вдруг обнаружила там в альбоме, по крайней мере, девять рисунков, имеющих несомненное отношение к Анне Ахматовой. В то время, когда встретились поэтесса и художник, он был очень увлечен искусством Египта, поэтому образ Ахматовой стилизован «под египтянку». Она изображается в одежде танцовщицы или в царской короне, но на большинстве рисунков - обнаженной: художник считал, что «прекрасно сложенные женщины, которых можно лепить и писать, всегда кажутся неуклюжими в платьях». Кроме рисунков художник оставил и скульптурный портрет поэтессы. Именно этот портрет русской поэтессы и был передан России шведской компанией.
Во-вторых, пока не понятно в какой из музеев нашей необъятной родины попадет этот портрет. Ахматова - поэтесса петербургская, кроме того, портрет был передан в Северной Пальмире, культурной столице страны – это, пожалуй, основные доводы в пользу того, что картина должна остаться в городе на Неве. Председатель комитета по культуре Николай Буров считает, что портрет может быть передан Фонтанному дому, однако не исключает возможности передачи картины и в музей федерального уровня и то, что она может осесть в Москве. Тем не менее, по нашим данным, шедевр, возможно, все же будет передан музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Справка: Амадео Модильяни (1884-1920) - итальянский живописец, график, скульптор. С 1906 года и до конца дней Модильяни жил и работал в Париже. Его многочисленные портреты, среди которых выделяют в первую очередь женские образы, оригинальны, поэтичны, полный тайны. Картины, изображающие обнаженную натуру, неповторимы по стилю, отличаются некоторой вытянутостью пропорций. Пройдя через серьезное увлечение кубизмом, африканской скульптурой и творчеством Поля Сезанна, художник сумел создать свой собственный холодновато- сдержанный стиль живописи, непохожий не на одно из современных ему течений.
Анна Ахматова и Модильяни познакомились в Париже весной 1910-го. Анна Андреевна вспоминала, что незадолго перед этим были проданы несколько работ Модильяни. Он показался ей самым живописным мужчиной, которого она когда-либо видела: был одет в желтые вельветовые брюки и такого же цвета свободную куртку. Вместо галстука - ярко-оранжевый шелковый бант, вокруг пояса - огненно-красный шарф.
Модильяни с его утонченным вкусом не мог не обратить внимания на царственную красоту женщины. Интерес оказался обоюдным, однако в 1910 году, по ее признанию, она видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз.
Встретились они вновь через год. Поэтесса услышала от друзей, что богемный парижский омут затягивает художника, постоянное безденежье отравляет существование и ломает характер. В ту вторую и последнюю их встречу они в два голоса читали стихи французских поэтов, особенно Верлена. Конечно, знакомство с Ахматовой - лишь небольшой фрагмент жизни художника, но, судя по письмам с рисунками, которые он посылал ей в Россию, эта женщина оставила глубокий след в памяти Модильяни.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру